Метод проектов — путь к самосовершенствованию учителя и ученика

Разделы: Информатика


К словам разумных ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй:
Лишь ветви изучив на древе слов,
Дойти ты не сумеешь до основ.

Фирдоуси

Ученик, которого готовит современная школа в новых социально-экономических условиях, должен стать разносторонне развитым, глубоко мыслящим, умеющим самостоятельно учиться, грамотно работающим с информацией, знающим, как достичь поставленной цели. Выпускник современной школы для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • уметь собирать, необходимые для решения определенной проблемы, факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. [2]

Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавание, – была бы ведущей в тандеме учитель–ученик, чтобы традиционная парадигма образования – учитель – учебник – ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик – учебник – учитель.

Одной из технологий личностно-ориентированного подхода в обучении является проектирование. [5] Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (чаще всего путем самообразования). Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Метод проектов нашел широкое применение главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Широко используется метод проектов при обучении информатике и информационным технологиям.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание конкретного изучаемого раздела (темы), по которому создаётся проект, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Особенно такие умения важны, когда учащиеся подбирают материал для конкретного проекта. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ученика. Как легко заметить, метод проектов — суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Ученики активно включаются в создание проектов при изучении различных тем (разделов) по информатике и информационным технологиям. Метод проектов воспитывает сознательное отношение к учению. Учащиеся сами пытаются отыскать наиболее интересный материал для создания проекта, используя при этом различные пути самообразования. Например, чтобы страница журнала, который выпускается в конце изучения текстового процессора Microsoft Word, содержала интересные картинки и фотографии, большой объём текста, ученики самостоятельно осваивают редактирование рисунка, Fine Reader для сканирования и т.д. При изучении темы PageMaker, чтобы создать качественную страницу альбома ученики стараются сами освоить на более высоком уровне программное обеспечение, такое как Photoshop, ACDSee, CorelDraw, используя при этом дополнительную литературу и справки к программному обеспечению.

В условиях личностно – ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе обучения, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступают больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональное умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и не применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Учитель сам должен постоянно самосовершенствоваться. Для учителя важна его педагогическая компетентность. Уже при планировании учебных тем (разделов) на год учитель должен представлять, какой конечный результат он хочет получить от учащихся после изучения конкретной темы и в конце года в целом. Где, в ходе изучения каких тем (разделов), будут даны новые знания и какие? Что ученики должны освоить самостоятельно? Четко определенная, конкретно поставленная конечная цель предполагает четкую организацию работы над проектом. Важны умения учителя опираться на те реальные мотивы и способности учащихся, которые уже есть. Но, если при этом учитель владеет ещё способностью выстроить перспективу, показать ребятам: то, что они делают, нужно и значимо, прежде всего для них – это уже первый шаг к успеху.

В ходе такого способа изучения предмета не остается равнодушных учащихся, каждый старается (особенно видя труды своих одноклассников, старших товарищей), направить свое творчество, умение на достижения лучших результатов.

По продолжительности проекты делятся на краткосрочные (в рамках изучения одной темы), средней продолжительности (в пределах четверти), долгосрочные (до года). В нашем опыте мы чаще всего имеем дело с краткосрочными проектами и проектами средней продолжительности, которые достаточно хорошо вписываются в рамки классно-урочной системы.

Приведу пример изучения раздела “Программирование в среде QBasic”.

Первый этап. На первом занятии (два урока) учитель демонстрирует работу, выполненную ранее в среде программирования. Учащиеся узнают о том, какими способами они могут достичь подобного результата. Далее обсуждается, какие знания необходимы для достижения цели. На дом ученики получают задание: придумать тему проекта.

Второй этап. На втором – пятом занятиях – изучение новой темы, операторов программирования, в частности, операторов графики (алгоритмику ученики к тому времени знают). Вся идея заключается в том, чтобы получить знания, необходимые для создания проекта. Скажем изучение оператора случайных чисел для рисования затем “звёздного неба”.

Третий этап. К этому времени учащиеся разбились на пары или решили выполнять работы по одному; определились с темой проекта, подобрали теоретический материал. Шестое – седьмое занятия посвящены алгоритмам разветвляющейся структуры и циклическим алгоритмам: движение фигур и закраска.

Четвёртый этап. Восьмое занятие. У учащихся готов эскиз рисунка проекта. Переход к подпрограммам. Появление квадратов разного цвета случайным образом, восход солнца и т.д.

Пятый этап. Девятое – десятое занятие. Закрепление знаний с одновременным выполнением работы над своим проектом. Здесь надо учесть, что программа проекта пишется дома, в качестве домашнего задания.

Шестой этап. Заключительное занятие. Защита проекта.

Проекты можно выполнять по любой изучаемой теме. Важно, чтобы учитель заранее продумал все этапы проектированного обучения.

Пример изучения раздела “Издательская система PageMaker”.

Изучение рассчитано на 12 уроков (6 парных занятий) в 11 классе.

Тема

Количество часов

Содержание практической работы

  Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word. 1 Запуск и завершение PM65.
  Первые шаги в PageMaker. Параметры страницы. Создание страницы-шаблона: фон и колонки. 1 Создание фона страницы альбома
  Вставка фигурного текста WordArt. Колонтитулы. 2 Вставка заголовков
  Вставка и обработка иллюстраций. Сканирование фотографий. 2 Сканирование и обработка фотографий. Вставка фото
  Вставка текстовых блоков. Совместное размещение иллюстраций и текста. 2 Печать и размещение готового текста на странице
  Верстка страницы альбома. 2 Верстка страницы
  Защита проекта “Страница альбома в PageMaker”. 2  

Для изучения теоретического материала учащимися используется учебник “Информатика. 10–11 класс” под редакцией профессора Н.В. Макаровой. – СПб: Питер Ком, 1999

Конечный результат – “Альбом лицея”. На первом уроке определяем тему и основное содержание проекта. Тему обговариваем заранее с администрацией школы. Каждую страницу готовит один или два ученика: подбирают текстовый материал соответственно теме, создают эскиз, находят и обрабатывают фотографии. За каждой страницей закрепляется учитель, руководитель-консультант. Работа по изучению раздела и создание страницы альбома ведется параллельно. В течение 5 лет выпущены альбомы: “Наш лицей”, “Лицей имени Гали Акыша”, “Традиции нашего лицея”. Подготовлен к печати альбом “Мы единая команда”, на стадии разработки альбом “Система соуправления лицея”.

Естественно в указанные уроки, чтобы создать достойный проект, уложиться невозможно. Ведь надо еще сверстать страницы в единое целое, подобрав единый стиль и т.д. Эту работу выполняет учащийся, желающий сдать выпускной экзамен по информационным технологиям по выбору. Аттестация в форме защиты компьютерного проекта рекомендуется для выпускников, проявивших в течение обучения интерес к предмету, показавшим хорошую текущую успеваемость и разработавшим в процессе обучения 1–2 удачных проекта. [1]

В процессе разработки проекта могут использоваться различные инструментальные программные средства и приложения: системы программирования, системы обработки графики и подготовки презентаций, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базой данных, средства разработки Web-сайтов и др. В проектах, создаваемых нашими учащимися ценно то, что один может вытекать из другого, или ранее выполненный проект используется в следующем. Например: презентация “Урок по предмету…” используется в проекте “Тест по предмету” в среде Microsoft Excel.

Проект должен быть представлен на носителе информации с приложением к нему описания применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, о его возможностях, а также инструкция по его установке.

Проект учащиеся разрабатывают в индивидуальной или групповой форме.

Проектная работа включает в себя этапы моделирования, реализации и практического применения.

Этап моделирования включает в себя сбор информации, разработку информационной структуры, наполнение структуры данными, выбор способа обработки информации и разработку модели, представления результатов. Следующий этап представлен реализацией модели в электронной и материальной средах, презентации результатов. Практическое применение полученных результатов проектирования может заключаться в проведении урока–конференции, доклада на школьной конференции, использовании результатов проектирования на уроке, поддержке школьного издательства, организации школьных мероприятий, проведения конкурса научно-исследовательских работ и др.

Для оценивания [4] индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая. Оценивание проекта состоит из оценок двух этапов. Оценка работы: актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы; объем разработки и количество предлагаемых решений; практическая ценность; уровень самостоятельности участников; качество оформления записки, плакатов и др.; оценка резензентом проекта. Оценка защиты: качество доклада; проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме; проявление глубины и широты представлений по данному предмету; ответы на вопросы преподавателя; ответы на вопросы учащихся. Приложение 1. Сначала каждый учащийся оценивает свою работу по критериям, затем баллы выставляются экспертной группой, заносятся в счетную программу, созданную в среде Excel, где автоматически происходит подсчет результатов и выставление итоговой отметки за проект. Приведу план урока – защиты проекта.

Тема: Защита проектной работы “Тест по предмету”

Раздел программы: “Электронные таблицы”.

Тип урока: урок-зачет.

Оборудование и материалы: компьютерный класс, оборудованный локальной сетью, ПК с установленными лицензионными программами и операционной системой, видеопроектор, экран.

Цели: формирование у учащихся умений защиты своих проектов. Развитие познавательного интереса к информационным технологиям. Развитие навыков применения современных компьютерных технологий.

Задачи

Образовательная: способствовать закреплению основных понятий по теме, умению учащихся выделять главное, обобщать изученное и систематизация знаний по разделу “Электронные таблицы”.

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учению, уверенности в себе, умения слушать и слышать, умения давать оценку и самооценку.

Развивающая: развитие аналитического мышления, умения сравнивать, расширение кругозора.

План урока:

1. Организационный момент. Настрой учащихся на урок. Объявление темы и задач урока с помощью учащихся. (1 мин.)

Дорогие друзья. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы живем с вами в такое время, когда нам предоставлена возможность творить. Мы с вами решили сделать тесты интереснее, добавив макросы, гиперссылки и т.д. Что из этого получилось, нам покажут ваши проекты и ваше умение защитить их. Прежде, чем приступить к защите проектов, проверим ваши теоретические познания по разделу “Электронные таблицы”.

2. Актуализация знаний.

2.1. Компьютерный опрос по теме. Работа в тестовой оболочке. Ученик сразу получает отметку (5 мин.)

2.2. Опрос фронтальный. (2 мин.)

1) Какие основные темы в разделе “Электронные таблицы” мы с вами изучили?
Основные элементы ЭТ, Относительная и абсолютная ссылки. Встроенные функции. Условная функция, логические выражения. Построение диаграмм и графиков.

2) Какие темы вы использовали в своих проектных работах?
Все, в зависимости от необходимости в каждом конкретном проекте.

- У каждого из вас есть оценочный лист, в котором вы поставили баллы себе, а теперь вам нужно быть предельно внимательными, чтобы не пропустить интересную информацию ваших одноклассников.

Не забудьте, каждый из вас должен стать оппонентом, то есть оценить работу одноклассника и задать защищающемуся вопрос по проекту или изученному разделу “Электронные таблицы”.

3. Защита проектов. Каждый учащийся защищает свой проект. Все ученики оценивают проект одноклассника. Можно ознакомиться с рецензией консультанта (Приложение 1) и сопровождающим листом к проекту (Приложение 2). Для этого у каждого ученика имеется оценочный лист (Приложение 3), в который он вносит баллы по проекту одноклассника.

Приложение 4

На предыдущем уроке такой лист ученики заполнили баллами своего проекта (вопросы оценивания учащимся известны).

Темы проектов следующие:

Тест по биологии. Раздел “Ткани”.
Тест по алгебре и началам анализа. Раздел “Производная”.
Тесты по русскому языку.

4. Гимнастика для глаз

– Давайте отдохнем. Закройте глаза. Представьте себе лес, увитый лианами, вам трудно идти, но вот появился просвет, вы отодвинули ветку и увидели водопад, подбегите к нему, зачерпните воду из озерца его окружающего, брызните себе в лицо, как стало свежо и приятно. А теперь поднимите голову, посмотрите на водопад, правда здорово. Улыбнитесь, жизнь продолжается. Откройте глаза. Потянитесь к солнцу. Почувствовали прилив бодрости, тогда продолжим.

    Тесты по химии.
    Тест по алгебре и началам анализа. Решение показательных уравнений и неравенств.

Задаются вопросы по проекту. Оценивается содержание проекта и его защита. (7*4 мин.)

5. Подведение итогов защиты проектов.

- Для того, чтобы подвести итоги вам необходимо баллы, которые вы поставили каждому отвечающему, занести в протокол. Для этого откройте сетевое окружение, зайдите на компьютер учителя. Там в папке Урок есть рабочая книга с Вашим именем. Заполните ее и сохраните.

Выставление отметок учащимися в таблицу с баллами в среде Excel. Анализ диаграммы с результатами, которые появляются по мере заполнения учащимися таблицы с баллами. (7 мин.)

6. Домашнее задание.

- Следующий раздел, который мы будем изучать “Основы компьютерного делопроизводства”. Подумайте, людям каких профессий это наиболее необходимо.

Участие ребят в создании проекта позволяет им лучше осознать себя, раскрыться как творческая личность, поверить в свои силы и возможности, вырасти в глазах своих и чужих, самосовершенствоваться.

Литература

  1. А.А. Кузнецов, Н.Д. Угринович, М.С. Цветкова Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации… // ИНФО, 2002, № 1.
  2. Е.С. Полат Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.– 2000, №№ 4,5.
  3. Парковая школа. // Директор школы, 2000, № 4.
  4. Семинар по педагогическим технологиям. Оценивание проекта. // Завуч. Методическая работа, 2002, № 2.
  5. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. // Директор школы, 1998, №№ 3,4.