Наша школа – территориально расположена в центре детско-юношеских культурно-образовательных учреждений, которые фактически представляют собой образовательное объединение, где дети обучаются и воспитываются, удовлетворяют свои творческие и интеллектуальные потребности. Мы соединили культуру и образование, и это обеспечивает положительный результат образовательной ситуации в школе. Школа имеет в микрорайоне хорошую репутацию, ученики и родители ею дорожат.
Школа обеспечивает доступность обучения для всех детей микрорайона и детей города, желающих учиться в нашей школе.
В условиях демократизации общества образование становится обязательным средством успеха и самореализации каждого. Таким образом, в динамично меняющейся социальной обстановке управление школой ориентировано на создание условий для адаптации участников образовательного процесса к быстроизменяющимся социальным условиям.
Поэтому управление школой – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности и ее направленность на достижение целей. Школа, как и вся система образования, развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.
Два равнозначно важных процесса: функционирование (стремление сохранить школу как устойчивый социальный институт) и развитие (объективная потребность изменений) – формируют содержание внутришкольного управления. Для обеспечения эффективного управления развитием и сохранения стабильного функционирования в нашем образовательном учреждении осуществляется единый подход к внутришкольному управлению через соблюдение следующих позиций:
- делегирование функций управления сверху вниз (директор - заместитель – руководитель МО) – именно этот процесс позволяет приобщить педагогов и к ответственности, и к желанию и способности создавать, организовывать, рефлексировать и изменять достигнутое;
- перевод участников образовательного процесса из позиции “исполнителя” в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса;
- возрастание самостоятельности исполнителя в ходе выполнения деятельности, ориентированной на непрерывные изменения потребностей участников образовательного процесса;
- расширение субъективных функций управляемого и создание условий для проявления его педагогических инициатив – именно в этом мы видим успешное развитие личности.
Технология управления заключается в системном подходе, что обеспечивает перевод школы в качественно новое состояние и создает атмосферу профессионального сотрудничества всех заявленных в управлении школой структур
Структурные подразделения |
Их обоснование |
Педагогический совет |
Заседания педагогического совета проводит директор школы либо кто-то из избранных членов педколлектива. Это зависит от цели и задач заседаний: анализ работы коллектива, программа деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме. |
Совет школы |
Деятельность по выстраиванию системы взаимодействия семьи, школы и общественности (в рамках программы развития) по решению актуальных проблем деятельности школы. |
Общешкольная родительская конференция |
Школьное обозрение: реальности, проблемы, перспективы. Укрепление сотрудничества учителей, классных руководителей, родителей, что являет собой залог успешности обучения и развития школьников. |
Научно-методический совет |
Содержание деятельности научно-методического совета обеспечивает реализацию концепции образовательной программы школы, через организацию методической работы. |
Научное общество школьников “Паллада” |
Приобщение школьников к научным исследованиям. |
Творческие группы: - Школа 2100; - Самосовершенствование личности; - Педагогические мастерские; - Метод проектирования на уроках иностранного языка и технологии. |
Работа в режиме малых исследовательских групп – одна из самых продуктивных форм обучения педагога. Такие группы не создаются по приказу, в них входят те, кому интересно вместе. Работа таких групп достояние всего коллектива. |
Службы поддержки: - бухгалтерия - секретариат - АХЧ - библиотека - компьютерная |
В структуру поддержки входят службы: бухгалтерия, секретариат, АХЧ, библиотека. Они обеспечивают материально-техническую базу ОУ: организация жизнеобеспечения здания ОУ, создание условий труда в ОУ, финансово-экономический и нормативно-правовой блок. |
Службы обеспечения - медицинская - психологическая - социальная |
Служба обеспечения включает: отдел кадров, медицинский кабинет, информационно-компьютерные сети, социальную поддержку. Данная служба участвует в управлении школой в рамках, определенных в функциональных обязанностях. |
Школьные методические объединения |
При наличии в ОУ более трех учителей, работающих по одной и той же специальности или более четырех учителей, работающих по одному циклу предметов, создается МО учителей, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию молодежи, объединяющих творческие инициативы. |
Экспертный совет. Аттестационная комиссия. |
Определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационной категории. Поощрение творческой инициативы, создание кадровых условий развития школы. |
Служба воспитания и дополнительного образования. |
Обеспечивает непрерывность учебно-воспитательного процесса, исходя из решения реальных проблем, возникающих в педагогической действительности и включает широкий набор видов, форм и содержания деятельности. Создает условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Формирует общественный заказ на образование и внутришкольную педагогическую политику. |
Психологическая служба. |
Осуществляет диагностико-аналитическую деятельность, направленную на выявление личностных и профессиональных проблем и достижений с целью управления успехом, мотивацией и стимулированием, реализации идей психолого-педагогической поддержки педагогов и создания наилучших условий для их деятельности. |
Роль заявленных структур в управлении школой значима. Каждое структурное подразделение являет собой неотъемлемую часть управленческой команды, созданной из профессиональных, компетентных, достаточно самостоятельных и ответственных людей, объединенных общностью целей, идеалов, взглядов, норм, слаженностью действий и заинтересованных в деле и в его успехе.
Представление команды
- Побережная О.Е. – заместитель директора по УВР, организует методическую работу, руководит научным обществом “Паллада”, посещает городскую проблемную группу “Новые подходы к аттестации школы”.
- Шаткулеева Т.В. – заместитель директора по УВР I ступени, работает в городской лаборатории “Школа 2100”.
- Рыбакова Л.И. – заместитель директора по УВР II ступени, руководит комиссией “Интеллект”, работает в городской группе “Управление качеством образования”.
- Горохова В.Н. – заместитель директора по УВР III ступени, руководит комиссией “Старостат”, посещает городскую проблемную группу “Работа с общественностью и СМИ”.
- Лабукина З.В. – заместитель директора по ВР, курирует работу дополнительного образования, возглавляет комиссию “Патриот”, работает в проблемной группе городской лаборатории “Социализация школьника”.
- Куркин А.А. – заместитель директора по обеспечению безопасности, обеспечивает безопасность жизнедеятельности школы.
- Бондарькова Г.П. – заместитель директора по АХЧ, заботится, чтобы было тепло и уютно в нашей школе.
- Григорьева Л.Н. – педагог-психолог.
- Харькова С.А. – учитель-логопед.
- Устюжина Е.Ф. – заведующая библиотекой.
- Ревошина С.В. – председатель профсоюзного комитета.
Результатом слаженных действий управленческой команды стало создание программы развития школы “Культура=Образование” - нового вида стратегического документа, благодаря которому образ школы существенно изменился к лучшему.
В двухтысячном году в ходе аттестации школы экспертной комиссией был сделан вывод о том, что управление средней школой направлено на поддержание имеющегося потенциала школы и результатов ее деятельности.
В настоящее время управление школой основывается на принципах коллегиальности, где известный алгоритм работы традиционной школы “задание-исполнение-контроль” в современном управлении школой предзадан как алгоритм “замысел-реализация-осмысление”.
Коллектив признает, что это качественные изменения в управлении школой.
Основной задачей Программы является культуризация школьного образования путем переустройства уклада школьной жизни. Программа ориентирована на воспитание у школьников устойчивой потребности в самостоятельной и целенаправленной культурной деятельности, что является значимым в системе воспитания ценностей демократического общества.
Действия по реализации намеченных преобразований, заявленных в программе развития школы, обозначены, прежде всего, линиями развития управленческой деятельности.
Линии развития управленческой деятельности
Действия по реализации намеченных преобразований, заявленных в программе развития школы обозначены прежде всего линиями развития управленческой деятельности.
Основные направления преобразований |
Содержание |
Условия |
Действия |
Преобразование структуры образовательного учреждения. |
организационный комплекс мер, направленных на изменение структуры ОУ; включенность участников образовательного процесса в обсуждение проектирования и принятия изменений структуры ОУ. |
организационные, обеспечивающие реализацию данного направления; мотивационные, обеспечивающие реализацию данного направления. |
- определение перспективных
целей, основных дел и мероприятий; - организация внутришкольной диагностики и контроль; - действия по формированию установок в педагогическом, ученическом, родительском коллективах, направленных на реализацию преобразований. |
Преобразование содержания и технологий образования. Преобразование организационных основ образовательного процесса. |
организация и мониторинг результативности образовательного процесса, отвечающих изменениям структуры ОУ; обеспечение кадровых и программно-методических условий, необходимых для реализации преобразований; обеспечение условий труда и учебы, оснащенность материально-технической базы школы; (за межаттестационный период приобрели за счет бюджетных и спонсорских средств следующее оборудование: Компьютеры – 18 телевизоры – 2 музыкальный центр – 1 магнитофоны – 2 мультимедийный проектор – 1 факс – 1 оборудовали классы мебелью – 5 мягкий уголок – 1 DVD – 1 Нельзя не признать, что это качественное изменение управления. Обеспечение необходимым объемом финансирования изменений. |
образовательные, обеспечивающие реализацию данного направления; кадровые и программно-методические, обеспечивающие реализацию данного направления; материально-технические обеспечивающие реализацию данного направления; финансово-экономические, обеспечивающие реализацию данного направления. |
- организация учебно-урочного, учебно-внеурочного, социального компонента УВП, направленного на реализацию преобразований; - действие по кадровому, методическому, программно-технологическому обеспечению реализации преобразований; - действия по обеспечению условий труда и учебы, условий жизнеобеспечения ОУ, по оснащению материально-технической базы, способствующих реализации преобразования. |
Преобразование системы управления |
нормативно-правовое обоснование, необходимое для реализации изменений. |
правовые, обеспечивающие реализацию данного направления |
- действия, обеспечивающие выполнение государственных нормативно-правовых требований, нормативно-правовую базу ОУ, ведение делопроизводства ОУ для реализации преобразований. |
Все основные направления ориентированы на развитие школы с учетом изменений, происходящих в период модернизации российского образования: предпрофильная подготовка, профильное обучение, воспитание ценностей демократического общества, информатизация образования.
Участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство трудовой мотивации учителей. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива, решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности к достижению общей цели. При этом уточняются и ценности индивидуальные, улучшаются межличностные отношения; саморазвитие становится нормой для большинства учителей школы. Ведь к успешной организации деятельности школы должен быть готов, прежде всего, учитель.
Заслуживает внимания перечень аспектов, являющих собой содержание участия учителей в управлении образовательным учреждением в зависимости от ситуации:
учителя участвуют в принятии решения о внедрении какого-либо новшества; администрация всегда прислушивается к мнению коллектива, оценивает качество труда учителя;
учителя принимают активное участие в выработке решений, наиболее важных для жизни школы;
коллектив участвует в обсуждении итогов работы школы за минувший год и в определении приоритетных направлений школы на новый учебный год.
Основополагающим условием развития школы считаем выполнение функции субъектами управления – быть стимулирующим началом в развитии каждого педагога. Серьезное внимание уделяется вопросам морального и материального поощрения педагогических и руководящих кадров. (Банк данных высвечивается). Администрация школы постоянно ищет пути повышения статуса педагогических работников.
Необходимо отметить ограничения, которые создают трудности для проявления современных аспектов управления.
К наиболее серьезным ограничениям относим, прежде всего, стереотипы педагогического сознания. Значительную роль играет страх перед преобразованиями, переменами. Этот путь непростой и относительно длительный, поскольку преодоление этих стереотипов предполагает радикальное изменение педагогического сознания, что происходит не вдруг и сразу. Разумная неторопливость может показаться слабой стороной управления. Но управленческой командой выбран путь эволюционного преобразования мышления педагогического сознания через побуждение мотивации: создавать собственный позитивный имидж на основании профессиональных достижений значимых для школы.
Критериями оценки управления могут быть:
- наличие программы развития школы;
- авторитет школы среди жителей микрорайона;
- стабильный профессионально-грамотный коллектив;
- рост результатов аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
- распространение педагогического опыта учителей на городском межрегиональном и всероссийском уровнях;
- развитие (активизация) инновационной деятельности учителей;
- положительные результаты учебно-воспитательного процесса;
- достижение учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях;
- преобладающее позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию;
- обучение в институте образовательной политики “Эврика”;
- положительная динамика уровня удовлетворенности жизнедеятельности школы всеми участниками культурно-образовательного пространства;
- перевод участников образовательного процесса из позиции “исполнителя” в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса.
Количественная и качественная характеристика достигнутых результатов отображена в аттестационных материалах по соответствующим направлениям аттестации школы.