Самоэкспертиза механизма и структуры управления

Разделы: ОБЖ, Администрирование школы


Наша школа – территориально расположена в центре детско-юношеских культурно-образовательных учреждений, которые фактически представляют собой образовательное объединение, где дети обучаются и воспитываются, удовлетворяют свои творческие и интеллектуальные потребности. Мы соединили культуру и образование, и это обеспечивает положительный результат образовательной ситуации в школе. Школа имеет в микрорайоне хорошую репутацию, ученики и родители ею дорожат.

Школа обеспечивает доступность обучения для всех детей микрорайона и детей города, желающих учиться в нашей школе.

В условиях демократизации общества образование становится обязательным средством успеха и самореализации каждого. Таким образом, в динамично меняющейся социальной обстановке управление школой ориентировано на создание условий для адаптации участников образовательного процесса к быстроизменяющимся социальным условиям.

Поэтому управление школой – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности и ее направленность на достижение целей. Школа, как и вся система образования, развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.

Два равнозначно важных процесса: функционирование (стремление сохранить школу как устойчивый социальный институт) и развитие (объективная потребность изменений) – формируют содержание внутришкольного управления. Для обеспечения эффективного управления развитием и сохранения стабильного функционирования в нашем образовательном учреждении осуществляется единый подход к внутришкольному управлению через соблюдение следующих позиций:

- делегирование функций управления сверху вниз (директор - заместитель – руководитель МО) – именно этот процесс позволяет приобщить педагогов и к ответственности, и к желанию и способности создавать, организовывать, рефлексировать и изменять достигнутое;

- перевод участников образовательного процесса из позиции “исполнителя” в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса;

- возрастание самостоятельности исполнителя в ходе выполнения деятельности, ориентированной на непрерывные изменения потребностей участников образовательного процесса;

- расширение субъективных функций управляемого и создание условий для проявления его педагогических инициатив – именно в этом мы видим успешное развитие личности.

Технология управления заключается в системном подходе, что обеспечивает перевод школы в качественно новое состояние и создает атмосферу профессионального сотрудничества всех заявленных в управлении школой структур

Структурные подразделения

Их обоснование

Педагогический совет

Заседания педагогического совета проводит директор школы либо кто-то из избранных членов педколлектива. Это зависит от цели и задач заседаний: анализ работы коллектива, программа деятельности на предстоящий период по обсуждаемой проблеме.

Совет школы

Деятельность по выстраиванию системы взаимодействия семьи, школы и общественности (в рамках программы развития) по решению актуальных проблем деятельности школы.

Общешкольная родительская конференция

Школьное обозрение: реальности, проблемы, перспективы. Укрепление сотрудничества учителей, классных руководителей, родителей, что являет собой залог успешности обучения и развития школьников.

Научно-методический совет

Содержание деятельности научно-методического совета обеспечивает реализацию концепции образовательной программы школы, через организацию методической работы.

Научное общество школьников “Паллада”

Приобщение школьников к научным исследованиям.

Творческие группы:

- Школа 2100;

- Самосовершенствование личности;

- Педагогические мастерские;

- Метод проектирования на уроках иностранного языка и технологии.

Работа в режиме малых исследовательских групп – одна из самых продуктивных форм обучения педагога. Такие группы не создаются по приказу, в них входят те, кому интересно вместе. Работа таких групп достояние всего коллектива.

Службы поддержки:

- бухгалтерия

- секретариат

- АХЧ

- библиотека

- компьютерная

В структуру поддержки входят службы: бухгалтерия, секретариат, АХЧ, библиотека. Они обеспечивают материально-техническую базу ОУ: организация жизнеобеспечения здания ОУ, создание условий труда в ОУ, финансово-экономический и нормативно-правовой блок.

Службы обеспечения

- медицинская

- психологическая

- социальная

Служба обеспечения включает: отдел кадров, медицинский кабинет, информационно-компьютерные сети, социальную поддержку. Данная служба участвует в управлении школой в рамках, определенных в функциональных обязанностях.

Школьные методические объединения

При наличии в ОУ более трех учителей, работающих по одной и той же специальности или более четырех учителей, работающих по одному циклу предметов, создается МО учителей, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию молодежи, объединяющих творческие инициативы.

Экспертный совет. Аттестационная комиссия.

Определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационной категории. Поощрение творческой инициативы, создание кадровых условий развития школы.

Служба воспитания и дополнительного образования.

Обеспечивает непрерывность учебно-воспитательного процесса, исходя из решения реальных проблем, возникающих в педагогической действительности и включает широкий набор видов, форм и содержания деятельности. Создает условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Формирует общественный заказ на образование и внутришкольную педагогическую политику.

Психологическая служба.

Осуществляет диагностико-аналитическую деятельность, направленную на выявление личностных и профессиональных проблем и достижений с целью управления успехом, мотивацией и стимулированием, реализации идей психолого-педагогической поддержки педагогов и создания наилучших условий для их деятельности.

Роль заявленных структур в управлении школой значима. Каждое структурное подразделение являет собой неотъемлемую часть управленческой команды, созданной из профессиональных, компетентных, достаточно самостоятельных и ответственных людей, объединенных общностью целей, идеалов, взглядов, норм, слаженностью действий и заинтересованных в деле и в его успехе.

Представление команды

  1. Побережная О.Е. – заместитель директора по УВР, организует методическую работу, руководит научным обществом “Паллада”, посещает городскую проблемную группу “Новые подходы к аттестации школы”.
  2. Шаткулеева Т.В. – заместитель директора по УВР I ступени, работает в городской лаборатории “Школа 2100”.
  3. Рыбакова Л.И. – заместитель директора по УВР II ступени, руководит комиссией “Интеллект”, работает в городской группе “Управление качеством образования”.
  4. Горохова В.Н. – заместитель директора по УВР III ступени, руководит комиссией “Старостат”, посещает городскую проблемную группу “Работа с общественностью и СМИ”.
  5. Лабукина З.В. – заместитель директора по ВР, курирует работу дополнительного образования, возглавляет комиссию “Патриот”, работает в проблемной группе городской лаборатории “Социализация школьника”.
  6. Куркин А.А. – заместитель директора по обеспечению безопасности, обеспечивает безопасность жизнедеятельности школы.
  7. Бондарькова Г.П. – заместитель директора по АХЧ, заботится, чтобы было тепло и уютно в нашей школе.
  8. Григорьева Л.Н. – педагог-психолог.
  9. Харькова С.А. – учитель-логопед.
  10. Устюжина Е.Ф. – заведующая библиотекой.
  11. Ревошина С.В. – председатель профсоюзного комитета.

Результатом слаженных действий управленческой команды стало создание программы развития школы “Культура=Образование” - нового вида стратегического документа, благодаря которому образ школы существенно изменился к лучшему.

В двухтысячном году в ходе аттестации школы экспертной комиссией был сделан вывод о том, что управление средней школой направлено на поддержание имеющегося потенциала школы и результатов ее деятельности.

В настоящее время управление школой основывается на принципах коллегиальности, где известный алгоритм работы традиционной школы “задание-исполнение-контроль” в современном управлении школой предзадан как алгоритм “замысел-реализация-осмысление”.

Коллектив признает, что это качественные изменения в управлении школой.

Основной задачей Программы является культуризация школьного образования путем переустройства уклада школьной жизни. Программа ориентирована на воспитание у школьников устойчивой потребности в самостоятельной и целенаправленной культурной деятельности, что является значимым в системе воспитания ценностей демократического общества.

Действия по реализации намеченных преобразований, заявленных в программе развития школы, обозначены, прежде всего, линиями развития управленческой деятельности.

Линии развития управленческой деятельности

Действия по реализации намеченных преобразований, заявленных в программе развития школы обозначены прежде всего линиями развития управленческой деятельности.

Основные направления преобразований

Содержание

Условия

Действия

Преобразование структуры образовательного учреждения.

организационный комплекс мер, направленных на изменение структуры ОУ;

включенность участников образовательного процесса в обсуждение проектирования и принятия изменений структуры ОУ.

организационные, обеспечивающие реализацию данного направления;

мотивационные, обеспечивающие реализацию данного направления.

- определение перспективных целей, основных дел и мероприятий;

- организация внутришкольной диагностики и контроль;

- действия по формированию установок в педагогическом, ученическом, родительском коллективах, направленных на реализацию преобразований.

Преобразование содержания и технологий образования.

Преобразование организационных основ образовательного процесса.

организация и мониторинг результативности образовательного процесса, отвечающих изменениям структуры ОУ;

обеспечение кадровых и программно-методических условий, необходимых для реализации преобразований;

обеспечение условий труда и учебы, оснащенность материально-технической базы школы; (за межаттестационный период приобрели за счет бюджетных и спонсорских средств следующее оборудование:

Компьютеры – 18

телевизоры – 2

музыкальный центр – 1

магнитофоны – 2

мультимедийный проектор – 1

факс – 1

оборудовали классы мебелью – 5

мягкий уголок – 1

DVD – 1

Нельзя не признать, что это качественное изменение управления.

Обеспечение необходимым объемом финансирования изменений.

образовательные, обеспечивающие реализацию данного направления;

кадровые и программно-методические, обеспечивающие реализацию данного направления;

материально-технические обеспечивающие реализацию данного направления;

финансово-экономические, обеспечивающие реализацию данного направления.

- организация учебно-урочного, учебно-внеурочного, социального компонента УВП, направленного на реализацию преобразований;

- действие по кадровому, методическому, программно-технологическому обеспечению реализации преобразований;

- действия по обеспечению условий труда и учебы, условий жизнеобеспечения ОУ, по оснащению материально-технической базы, способствующих реализации преобразования.

Преобразование системы управления

нормативно-правовое обоснование, необходимое для реализации изменений.

правовые, обеспечивающие реализацию данного направления

- действия, обеспечивающие выполнение государственных нормативно-правовых требований, нормативно-правовую базу ОУ, ведение делопроизводства ОУ для реализации преобразований.

Все основные направления ориентированы на развитие школы с учетом изменений, происходящих в период модернизации российского образования: предпрофильная подготовка, профильное обучение, воспитание ценностей демократического общества, информатизация образования.

Участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство трудовой мотивации учителей. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива, решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности к достижению общей цели. При этом уточняются и ценности индивидуальные, улучшаются межличностные отношения; саморазвитие становится нормой для большинства учителей школы. Ведь к успешной организации деятельности школы должен быть готов, прежде всего, учитель.

Заслуживает внимания перечень аспектов, являющих собой содержание участия учителей в управлении образовательным учреждением в зависимости от ситуации:

учителя участвуют в принятии решения о внедрении какого-либо новшества; администрация всегда прислушивается к мнению коллектива, оценивает качество труда учителя;

учителя принимают активное участие в выработке решений, наиболее важных для жизни школы;

коллектив участвует в обсуждении итогов работы школы за минувший год и в определении приоритетных направлений школы на новый учебный год.

Основополагающим условием развития школы считаем выполнение функции субъектами управления – быть стимулирующим началом в развитии каждого педагога. Серьезное внимание уделяется вопросам морального и материального поощрения педагогических и руководящих кадров. (Банк данных высвечивается). Администрация школы постоянно ищет пути повышения статуса педагогических работников.

Необходимо отметить ограничения, которые создают трудности для проявления современных аспектов управления.

К наиболее серьезным ограничениям относим, прежде всего, стереотипы педагогического сознания. Значительную роль играет страх перед преобразованиями, переменами. Этот путь непростой и относительно длительный, поскольку преодоление этих стереотипов предполагает радикальное изменение педагогического сознания, что происходит не вдруг и сразу. Разумная неторопливость может показаться слабой стороной управления. Но управленческой командой выбран путь эволюционного преобразования мышления педагогического сознания через побуждение мотивации: создавать собственный позитивный имидж на основании профессиональных достижений значимых для школы.

Критериями оценки управления могут быть:

- наличие программы развития школы;

- авторитет школы среди жителей микрорайона;

- стабильный профессионально-грамотный коллектив;

- рост результатов аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;

- распространение педагогического опыта учителей на городском межрегиональном и всероссийском уровнях;

- развитие (активизация) инновационной деятельности учителей;

- положительные результаты учебно-воспитательного процесса;

- достижение учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях;

- преобладающее позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию;

- обучение в институте образовательной политики “Эврика”;

- положительная динамика уровня удовлетворенности жизнедеятельности школы всеми участниками культурно-образовательного пространства;

- перевод участников образовательного процесса из позиции “исполнителя” в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса.

Количественная и качественная характеристика достигнутых результатов отображена в аттестационных материалах по соответствующим направлениям аттестации школы.

Приложение 1, 2, 3.