Открытый урок по теме: "Центральная и осевая симметрия в якутском орнаменте"

Разделы: Математика


Урок представляет собой интеграцию учебных предметов “якутская национальная культура” и “геометрия” для учащихся восьмого, гимназического класса с эстетическим профилем. Главной целью на этом уроке было показать учащимся практическое применение знаний полученных ими на уроках геометрии в различных сферах деятельности. В частности, при составлении орнамента суконной мозаики якутскими мастерами прикладного искусства.

Одной из задач урока было дать возможность учащимся применить свои знания и умения полученные при изучении симметрии в построении якутского орнамента, тем самым приобщить их к миру прекрасного творчества.

Цели:

  • Расширить знания учащихся о симметрии;
  • Познакомить учащихся с типами якутского орнамента;
  • Научить составлять симметричные орнаменты из геометрических фигур на примере орнамента якутского оберега;
  • Воспитать чувство прекрасного.

Оборудование: иллюстрации предметов быта якутов, выставка орнаментов выполненных учащимися, плакаты с элементами якутских орнаментов, альбом монографии работ Анны Зверевой, книга Мандара (Неустроев А.Н) “Искусство якутов в быту”, карточки-конструктор с элементами орнамента.

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.

На прошлом занятии мы с вами проходили тему “Центральная и осевая симметрия”, повторим некоторые изученные понятия.

- Что означает слово “симметрия”?

(Одинаковость в расположении, красота, пропорциональность, гармония…)

- С какими видами симметрии мы познакомились?

(Осевая, центральная, зеркальная)

- Выберите из предложенных вам рисунков, которые нарисовали учащиеся вашего класса, те, на которых имеется центральная симметрия, и те, на которых изображена осевая симметрия (рисунок 1), (рисунок 2), (рисунок 3), (рисунок 4).

 

- Изображение на плоскости многих предметов окружающего нас мира имеют ось симметрии или центр симметрии. Многие листья деревьев и лепестки цветов симметричны относительно стебля. С симметрией мы часто встречаемся и архитектуре, технике, быту и в искусстве. Сегодня мы остановимся на симметрии в суконной аппликации и мозаике народов Якутии.

О геометрических представлениях и знаниях якутов нам расскажет ученик нашего класса. Сообщение учащегося.

Геометрической фигурой называется всякое непустое множество точек. Значит: точка, отрезок, луч, прямая, кривая, треугольник, куб, пирамида, конус и др., - геометрические фигуры. Имели ли якуты представления о них? Да. О геометрических знаниях свидетельствуют жилища, хозяйственные постройки, ювелирные изделия, посуда и традиционные орудия труда. Берестяные летние жилища якутов всегда были конической формы – ураса. Более сложную форму имеет якутская юрта, которая состоит из объединения четырехугольной усеченной и треугольной пирамид (рисунок 5). Отсюда ясно, что у якутов были очень развиты размер, пространственное воображение, интуиция, эмпирические геометрические представления.

Вершина якутского стиля – изготовление сосудов из дерева. Многие ученые этнографы отмечали, что по плавности и “музыкальности” контуров, ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами (рисунок 6). Для каждой части чорона существует определенная группа орнаментов: в виде треугольников, точек, гребешков, ячеек сети, зигзагов и ромбов.

Элементы якутского орнамента чаще всего представляют собой следующие геометрические фигуры: точки, отрезки, треугольники, квадраты, кружочки, ромбы и др.

Широкое распространение среди якутов издревле получили суконная аппликация и меховая мозаика. В ней преобладают геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция и другое.

Когда якутские женщины украшают коврики, рукавицы, чепраки, пальто и другую одежду, опираясь на интуитивные геометрические представления о центральной и осевой симметрии, о повороте и параллельном переносе, т.е. о геометрических преобразованиях, основываясь на практических знаниях о свойствах геометрических фигур.

Таким образом, геометрические знания и представления якутов составляют богатую народную мудрость и передаются из поколения в поколения, тем самым способствуя творцам материальной и духовной культуры получать мировое признание.

Изучение нового материала

- А теперь вашему вниманию представляется несколько фотографий из альбома-монографии Анны Зверевой, известной мастерицы, прикладника и дизайнера.

-Наглядным примером центральной и осевой симметрии является ее триптих “Ленский лес”. Рассмотрим один из его элементов (Рисунок7).

- Из каких фигур состоит данный элемент? (Квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник).

- Каким типом симметрии пользовался мастер при его создании?

Цель нашего занятия: познакомиться с разнообразными симметричными орнаментами в суконной аппликации якутских мастеров и научится составлять их.

image4.gif (76409 bytes)

Работа с образцами (рисунок 8).

-Какие геометрические фигуры использованы для составления данных орнаментов?

-Как расположены геометрические фигуры? (В определенном порядке).

-Какой тип симметрии использован в каждом образце?

-Как можно назвать такой порядок в изображении? (Узор).

-А повтор узора называется ритмом.

Важно помнить, что геометрические фигуры в орнаменте располагаются строго по линиям симметрии, либо центрально симметричны.

-Мы сегодня будем конструировать орнамент оберега “биэсхарах” (рисунок 9). У якутов это символ предупреждения опасности, защита от злых духов. Его носят на шее, подвешенном на тоненьком кожаном ремешке. Он состоит: во внешнем поле выполнена аппликация из цветных суконных лоскутков размером с ноготь.

Работа с конструктором

Составление орнаментов - настоящее искусство. Им в совершенстве владеют архитекторы, дизайнеры и строители. Сегодня и мы поучимся их составлять.

(Класс делится на два варианта, каждому варианту дается карточка-инструктор построения орнамента оберега).

Конструктор 1 (рисунок10) дается первому варианту.

Конструктор 2 (рисунок 11) дается второму вариант.

Изучение нового материала (продолжение).

Цвет очень много значит для народов Якутии. Данный оберег содержит цвета: кирпично-красный, символизирующий силу и красоту, черный это символ плодородия земли, зеленый – символ мира, зеленеющей долины и белый цвет – символ чистоты помыслов, белизны снежного покрова.

Итог занятия

Оценка выполнения работы по карточкам.

-Сегодня мы прикоснулись к творчеству мастеров земли, на которой живем. А также еще раз усовершенствовали свои навыки построения симметричных фигур.

Психологи замечают, что такого рода занятия успокаивают нервы и способствуют появлению внутренней гармонии. Желаю вам взять на вооружение данные вам на уроке знания и умения, чтобы стать более развитыми и гармоничными личностями.

Домашнее задание

Дома раскрасьте свой оберег в те цвета, которые вам больше нравятся и объясните, почему.

Литература

  1. Т. М. Амосова “Математические знания и представления якутов” ЯНКИ “Бичик” 1994 г.
  2. Б. Ф. Неустроев “” Узоры шитья” “Бичик” 2002 г.
  3. А. А. Иванов “” Якутские узоры” “Бичик” 1990 г.
  4. А. Н Зверева (альбом - монография) ОНО “Иван Федоров” С – П 2000 г.