Урок представляет собой интеграцию учебных предметов “якутская национальная культура” и “геометрия” для учащихся восьмого, гимназического класса с эстетическим профилем. Главной целью на этом уроке было показать учащимся практическое применение знаний полученных ими на уроках геометрии в различных сферах деятельности. В частности, при составлении орнамента суконной мозаики якутскими мастерами прикладного искусства.
Одной из задач урока было дать возможность учащимся применить свои знания и умения полученные при изучении симметрии в построении якутского орнамента, тем самым приобщить их к миру прекрасного творчества.
Цели:
- Расширить знания учащихся о симметрии;
- Познакомить учащихся с типами якутского орнамента;
- Научить составлять симметричные орнаменты из геометрических фигур на примере орнамента якутского оберега;
- Воспитать чувство прекрасного.
Оборудование: иллюстрации предметов быта якутов, выставка орнаментов выполненных учащимися, плакаты с элементами якутских орнаментов, альбом монографии работ Анны Зверевой, книга Мандара (Неустроев А.Н) “Искусство якутов в быту”, карточки-конструктор с элементами орнамента.
Ход урока:
Актуализация опорных знаний.
На прошлом занятии мы с вами проходили тему “Центральная и осевая симметрия”, повторим некоторые изученные понятия.
- Что означает слово “симметрия”?
(Одинаковость в расположении, красота, пропорциональность, гармония…)
- С какими видами симметрии мы познакомились?
(Осевая, центральная, зеркальная)
- Выберите из предложенных вам рисунков, которые нарисовали учащиеся вашего класса, те, на которых имеется центральная симметрия, и те, на которых изображена осевая симметрия (рисунок 1), (рисунок 2), (рисунок 3), (рисунок 4).
- Изображение на плоскости многих предметов окружающего нас мира имеют ось симметрии или центр симметрии. Многие листья деревьев и лепестки цветов симметричны относительно стебля. С симметрией мы часто встречаемся и архитектуре, технике, быту и в искусстве. Сегодня мы остановимся на симметрии в суконной аппликации и мозаике народов Якутии.
О геометрических представлениях и знаниях якутов нам расскажет ученик нашего класса. Сообщение учащегося.
Геометрической фигурой называется всякое непустое множество точек. Значит: точка, отрезок, луч, прямая, кривая, треугольник, куб, пирамида, конус и др., - геометрические фигуры. Имели ли якуты представления о них? Да. О геометрических знаниях свидетельствуют жилища, хозяйственные постройки, ювелирные изделия, посуда и традиционные орудия труда. Берестяные летние жилища якутов всегда были конической формы – ураса. Более сложную форму имеет якутская юрта, которая состоит из объединения четырехугольной усеченной и треугольной пирамид (рисунок 5). Отсюда ясно, что у якутов были очень развиты размер, пространственное воображение, интуиция, эмпирические геометрические представления.
Вершина якутского стиля – изготовление сосудов из дерева. Многие ученые этнографы отмечали, что по плавности и “музыкальности” контуров, ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами (рисунок 6). Для каждой части чорона существует определенная группа орнаментов: в виде треугольников, точек, гребешков, ячеек сети, зигзагов и ромбов.
Элементы якутского орнамента чаще всего представляют собой следующие геометрические фигуры: точки, отрезки, треугольники, квадраты, кружочки, ромбы и др.
Широкое распространение среди якутов издревле получили суконная аппликация и меховая мозаика. В ней преобладают геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция и другое.
Когда якутские женщины украшают коврики, рукавицы, чепраки, пальто и другую одежду, опираясь на интуитивные геометрические представления о центральной и осевой симметрии, о повороте и параллельном переносе, т.е. о геометрических преобразованиях, основываясь на практических знаниях о свойствах геометрических фигур.
Таким образом, геометрические знания и представления якутов составляют богатую народную мудрость и передаются из поколения в поколения, тем самым способствуя творцам материальной и духовной культуры получать мировое признание.
Изучение нового материала
- А теперь вашему вниманию представляется несколько фотографий из альбома-монографии Анны Зверевой, известной мастерицы, прикладника и дизайнера.
-Наглядным примером центральной и осевой симметрии является ее триптих “Ленский лес”. Рассмотрим один из его элементов (Рисунок7).
- Из каких фигур состоит данный элемент? (Квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник).
- Каким типом симметрии пользовался мастер при его создании?
Цель нашего занятия: познакомиться с разнообразными симметричными орнаментами в суконной аппликации якутских мастеров и научится составлять их.
Работа с образцами (рисунок 8).
-Какие геометрические фигуры использованы для составления данных орнаментов?
-Как расположены геометрические фигуры? (В определенном порядке).
-Какой тип симметрии использован в каждом образце?
-Как можно назвать такой порядок в изображении? (Узор).
-А повтор узора называется ритмом.
Важно помнить, что геометрические фигуры в орнаменте располагаются строго по линиям симметрии, либо центрально симметричны.
-Мы сегодня будем конструировать орнамент оберега “биэсхарах” (рисунок 9). У якутов это символ предупреждения опасности, защита от злых духов. Его носят на шее, подвешенном на тоненьком кожаном ремешке. Он состоит: во внешнем поле выполнена аппликация из цветных суконных лоскутков размером с ноготь.
Работа с конструктором
Составление орнаментов - настоящее искусство. Им в совершенстве владеют архитекторы, дизайнеры и строители. Сегодня и мы поучимся их составлять.
(Класс делится на два варианта, каждому варианту дается карточка-инструктор построения орнамента оберега).
Конструктор 1 (рисунок10) дается первому варианту.
Конструктор 2 (рисунок 11) дается второму вариант.
Изучение нового материала (продолжение).
Цвет очень много значит для народов Якутии. Данный оберег содержит цвета: кирпично-красный, символизирующий силу и красоту, черный это символ плодородия земли, зеленый – символ мира, зеленеющей долины и белый цвет – символ чистоты помыслов, белизны снежного покрова.
Итог занятия
Оценка выполнения работы по карточкам.
-Сегодня мы прикоснулись к творчеству мастеров земли, на которой живем. А также еще раз усовершенствовали свои навыки построения симметричных фигур.
Психологи замечают, что такого рода занятия успокаивают нервы и способствуют появлению внутренней гармонии. Желаю вам взять на вооружение данные вам на уроке знания и умения, чтобы стать более развитыми и гармоничными личностями.
Домашнее задание
Дома раскрасьте свой оберег в те цвета, которые вам больше нравятся и объясните, почему.
Литература