При реализации предпрофильной подготовки учащихся в гимназии используется модель внутришкольной профилизации. Изучая на протяжении нескольких лет социальный запрос на организацию обучения в старших классах гимназии, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости введения в старших классах гимназии многопрофильного обучения, успешность которого во многом определяется правильностью выбора учащимися соответствующего профиля. Подавляющее большинство гимназистов по окончании 9 класса планируют продолжить дальнейшее обучение в старших классах гимназии и высших учебных заведениях. Ознакомление выпускников основной школы с особенностями обучения в профильных старших классах до 2005 г. использовало следующую форму. Для каждого из пяти девятых классов по результатам анкетирования учащихся, опросов родителей, бесед учащихся с психологами и классными воспитателями возможен свой набор учебных предметов. Выбор усиливающих блок предметов осуществляется по пожеланию большинства учащихся класса. Ниже представлен учебный план гимназии для 9 классов, реализовывавшийся в гимназии в 2004-2005 г.
Учебный план 9 классов гимназии №4 на 2004-2005 г.
Образовательные области | Количество учебных часов в неделю | ||||
Учебные предметы | 9а | 9б | 9в | 9г | 9д |
ФИЛОЛОГИЯ | |||||
Русский язык и литература | 3+1+3 | 3+3 | 3+1+3 | 3+1+3 | 3+1+3 |
Иностранный язык, интегрированный с культурологией | 3+1 | 3+1 | 3+1 | 3+1 | 3+1 |
МАТЕМАТИКА | |||||
Математика | 5 | 5+1 | 5 | 5 | 5 |
Информатика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | |||||
История, обществознание | 3 | 3 | 3 | 3 | 3+1 |
Обществознание | 1+1 | 1 | 1+1 | 1+1 | 1+1 |
География | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ | |||||
Биология | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Физика | 2 | 2+1 | 2 | 2 | 2 |
Химия | 2 | 2+1 | 2 | 2+1 | 2 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | |||||
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
ТЕХНОЛОГИЯ | |||||
Технология | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Обязательные занятия по выбору | |||||
Грамматика английского языка | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 30+5 | 30+5 | 30+5 | 30+5 | 30+5 |
После знака «+» в таблице идет число часов, добавленных в учебный план в соответствии с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
Соответствующая модель организации предпрофильной подготовки имеет недостатки. В качестве основного из них администрация отметила невозможность реализации личностно-ориентированного подхода к организации процесса предпрофильной подготовки учащихся. Для устранения этого недостатка руководство гимназии во главе с научно-методическим советом разработало новую схему реализации предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Ниже представлена та часть учебного плана гимназии, которая реализует общее для всех учащихся параллели содержание образования.
Учебный план 9 классов гимназии №4 г. Пятигорска на 2005-2006 г
Количество учебных часов в неделю | ||
Образовательные области | Учебные предметы | Классы |
ФИЛОЛОГИЯ | 9 | |
Русский язык | 2 | |
Литература | 3 | |
Практическая словесность | 1 | |
Английский язык, интегрированный с культурологией | 4 | |
МАТЕМАТИКА | ||
Алгебра | 3 | |
Геометрия | 2 | |
Информатика и ИКТ | 2 | |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | ||
История | 2 | |
Обществознание | 1 | |
География | 2 | |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ | ||
Биология | 2 | |
Физика | 2 | |
Химия | 2 | |
Физическая культура | ||
Физическая культура | 2 | |
ТЕХНОЛОГИЯ | ||
ОБЖ | 1 | |
Обязательные занятия по выбору | ||
ИТОГО | 31+4 |
Примечание: На региональный компонент и компонент образовательного учреждения в БУП РФ 2004 г. выделяется 6 часов и их рекомендуется отводить на организацию предпрофильного обучения. 1 час в БУП Ставропольского края выделяется на курс ОБЖ, а 1 час на технологию, часы которой опять же рекомендуется отводить на организацию предпрофильного обучения.
В учебном плане гимназии на самостоятельный курс ОБЖ отводится 1 час в неделю, один час на курс «Практическая словесность», обязательный для всех классов параллели, а 4 часа на организацию предпрофильного обучения по индивидуальным учебным траекториям каждого гимназиста. С учетом проблем финансирования образования в регионе администрация гимназии учитывала ограничение, что суммарное финансирование классов параллели не должно было превышать финансирование, обязательное для федерального БУП 1998 г. Таким образом, было принято ограничение, что работа групп малой наполняемости и индивидуальных занятий возможна только в рамках факультативных и кружковых занятий, как составная часть дополнительного образования. Деление класса на две группы в рамках основного образования организуется только при наполняемости не меньше 25 человек в классе. Из часов, выделяемых на предпрофильную подготовку, два часа - делимые, два часа – неделимые. На параллель из пяти 9 классов приходится суммарно 30 часов на тарификацию работы учителей по обеспечению предпрофильной подготовки по индивидуальным учебным траекториям.
С февраля 2005 г. учащимся 9-х классов и их родителям были предложены на выбор разработанные преподавателями гимназии программы 18 элективных курсов. Каждый из учащихся на одно учебное полугодие мог выбрать до четырех из предложенных элективных курсов. Условия изменения курса предпрофильной подготовки включали требование получения зачета по прослушанным курсам в течение полугодия или завершения учебного курса. Как оговорено выше, организация обучения по соответствующей программе требовала, чтобы не менее 12- 13 учеником выразили пожелание изучать соответствующий курс. Предположения о составлении индивидуальных расписаний для всех учащихся на данный момент включают требования к продолжительности курсов предпрофильного обучения: 17 часов (одно учебное полугодие) или 34 часа (в течение учебного года). Эти же требования связаны с содержанием и построением курсов предпрофильной подготовки. Возможность учащихся изменить свой набор курсов предпрофильной подготовки в новом полугодии предполагает, что в новом полугодии должны начинаться отдельные новые курсы предпрофильной подготовки, а включение учащихся в уже существующую группу требует соответствие их уровня подготовки содержанию изучаемого материала.
Из предложенных курсов 14 набрали необходимое число слушателей. Ниже представлена соответствующая часть учебного плана.
Учебный план предпрофильного обучения по индивидуальным учебным траекториям в 9 классах гимназии №4 г. Пятигорска в 2005-2006 учебном году.
Учебный предмет | Учебных часов на курс | Учащихся | Классов | Групп | Число учебных часов в неделю для тарификации |
1.Практикум по выполнению тестовых заданий по русскому языку |
34 | 58 | 2 | 2 | |
2. Практикум по созданию мультимедийных проектов |
17 | 93 | 6 | 3 | |
3. Практическая грамматика английского языка |
34 | 64 | 5 | 5 | |
4.Практикум по основам конституционного и гражданского права |
17 | 55 | 2 | 1 | |
5.Практикум по основам уголовного и семейного права |
17 | 55 | 2 | 1 | |
6.Экология: здоровье и окружающая среда |
34 | 31 | 1 | 1 | |
7.Культуроведение Великобритании (на английском языке) |
34 | 41 | 3 | 3 | |
8.Введение в экономику (технология и основы экономики) |
34 | 45 | 3 | 3 | |
9. Практикум по решению тестовых заданий по математике |
34 | 73 | 5 | 5 | |
10.Практикум по физике |
34 | 16 | 1 | 1 | |
11. Задачи с параметрами в курсе алгебры |
17 | 26 | 1 | 0,5 | |
12. Твоя профессиональная карьера( создание проектов по профессиональному самоопределению с привлечением ИКТ) |
17 | 67 | 4 | 2 | |
13. Множества (ГМТ) точек и метод координат |
17 | 26 | 1 | 0,5 | |
14. Практикум по решению уравнений и неравенств |
34 | 28 | 2 | 2 | |
Всего: | 30 |
Хотелось бы отметить, что составление расписания для учащихся имеет некоторые особенности и проблемы. Для того, чтобы не связывать его часы с часами общей части учебного плана, и дать возможность работы подгруппам, состоящим из учащихся различных классов, проведение занятий по предпрофильной подготовке должно проходить во всех классах параллели в одно и то же время. В этой выделенной ленте учащиеся должны посетить по 4 урока. В то же время, например, групп предпрофильной подготовки, которые должны работать в компьютерном классе, организовалось 6. Предложен был сначала следующий вариант работы: организовывать занятия по предпрофильной подготовке на последних уроках смены. Однако, следует отметить неэффективность такого подхода, поскольку соответствующие занятия относились и к таким предметам, как математика, физика, информатика, иностранный язык, а как известно, производительность работы на последних уроках смены мала. Остановились на следующем варианте. Занятия проводятся на 3,4, 6 уроках во вторник и четверг. Для того, чтобы занимающиеся на 6 уроках учащиеся по программе предпрофильной подготовки не имели «дырок» в расписании, группы для организации занятий по физической культуре были составлены из учащихся различных классов параллели и отданы одному учителю. Ученик мог посещать эти занятия в соответствии со своим планом учебной предпрофильной подготовки. На 6 уроках во вторник и четверг кроме занятий предпрофильной подготовки и уроков физической культуры других учебных предметов не назначалось.
Расписание занятий I полугодие.
День недели | Урок | Название курса | Группа | Учитель | Кабин. |
вторник | 3 | Практикум по решению тестовых заданий по математике | 1 | Т.В. Жаворонкова | 28 |
вторник | 3 | Практикум по решению тестовых заданий по математике | 5 | О.М. Агаркова | 36 |
вторник | 3 | Практическая грамматика английского языка | 4 | Д.В. Феропонтов | 18 |
вторник | 3 | Введение в экономику (технология и основы экономики) | 1 | Н.В. Ермакова | 25 |
вторник | 3 | Практикум по созданию мультимедийных проектов | 2 | Н.В. Болотова | 27 |
вторник | 3 | Культуроведение Великобритании (на англ.языке) | 2 | И.Е. Плоскова | 35 |
вторник | 3 | Экология: здоровье и окружающая среда | 1 | Е.Ю. Гранкина | 32 |
вторник | 4 | Практикум по решению тестовых заданий по математике | 2 | Т.В. Жаворонкова | 28 |
вторник | 4 | Практикум по выполнению тестовых заданий по русскому языку | 2 | В.В.Сабадырева | 36 |
вторник | 4 | Практическая грамматика английского языка | 1 | Д.В. Феропонтов | 18 |
вторник | 4 | Практикум по созданию мультимедийных проектов | 5 | Н.В. Болотова | 27 |
вторник | 4 | Практикум по физике | 1 | Ю.А. Рогашевская | 35 |
вторник | 6 | Культуроведение Великобритании (на англ.языке) | 1 | И.Е. Плоскова | 12 |
вторник | 6 | Практикум по созданию мультимедийных проектов | 6 | Н.В.Болотова | 27 |
четверг | 3 | Задачи с параметрами в курсе алгебры | Т.В.Жаворонкова | 28 | |
четверг | 3 | Практикум по решению тестовых заданий по математике | 4 | В.И. Середенко | 13 |
четверг | 3 | Практическая грамматика английского языка | 5 | Т.А. Добрыненко | 23а |
четверг | 3 | Практикум по созданию мультимедийных проектов | 4 | В.И. Котенева | 27 |
четверг | 3 | Практикум по основам права | 2 | М.В. Тутаева | 36 |
четверг | 3 | Введение в экономику (технология и основы экономики) | 2 | Н.В. Ермакова | 35 |
четверг | 3 | Культуроведение Великобритании (на англ. языке) | 3 | И.Е. Плоскова | 12 |
четверг | 4 | Практикум по решению уравнений и неравенств | 2 | Т.В. Жаворонкова | 28 |
четверг | 4 | Введение в экономику (технология и основы экономики) | 3 | Н.В. Ермакова | 35 |
четверг | 4 | Практикум по основам права | 1 | М.В. Тутаева | 36 |
четверг | 4 | Практикум по созданию мультимедийных проектов | 1 | В.И. Котенева | 27 |
четверг | 4 | Практикум по выполнению тестовых заданий по русскому языку | 1 | В.В. Сабадырева | 32 |
четверг | 4 | Практическая грамматика английского языка | 3 | Д.В Феропонтов | 18 |
четверг | 4 | Практическая грамматика английского языка | 2 | Т.А. Добрыненко | 23а |
четверг | 6 | Практикум по решению тестовых заданий по математике | 3 | О.В. Боксерова | 18 |
четверг | 6 | Практикум по решению уравнений и неравенств | 1 | Т.В.Жаворонкова | 28 |
четверг | 6 | Практикум по созданию мультимедийных проектов | 3 | В.И. Котенева | 27 |
Большую роль в организации занятий и отслеживании их результатов играет классный воспитатель. Он является связующим звеном между учениками, учителями, родителями, психологами и администрацией. И, как показал опыт работы в I полугодии 2005 г., многие из возникающих проблем гораздо быстрее разрешались при системной и эффективной работе классных воспитателей.