Профильное обучение, получившее большое распространение в последнее время, предполагает, по мнению многих, углубленное изучение тех школьных предметов, которые потребуются учащимся в будущем при выборе сферы их дальнейшего обучения в высшем учебном заведении или сферы их трудовой деятельности. В значительно меньшей степени уделяется внимание развитию тех умений, которые помогут молодым людям управлять процессом самообразования и дальнейшего обучения. Учащиеся должны понимать необходимость постоянно совершенствовать свои знания после окончания школы.
Зарубежные исследователи выделяют следующие умения, необходимые как для дальнейшего обучения, так и для трудовой деятельности:
- умение критически оценивать полученную информацию;
- умение решать проблемы различного характера;
- умение аргументированно спорить и выдвигать предположения;
- умение использовать современные информационные технологии;
- умение совершенствовать свою деятельность, быть готовым делиться своими знаниями и опытом с другими;
- умение общаться на уровне устной и письменной речи;
- умение работать в команде, быть достаточно коммуникативным;
- умение адаптироваться к различным ситуациям общения [1].
Формировать эти умения необходимо постепенно - в школе, используя возможности изучаемых предметов и проводимых занятий. Уроки английского языка являются наиболее подходящими для этой цели.
Так, обсуждение прочитанного текста подразумевает его оценку, аргументированное доказательство той или иной точки зрения. Составление диалогов на различные темы позволяет развивать у учащихся такие качества, как адаптированность к многочисленным ситуациям, умение общаться с разными собеседниками при различных обстоятельствах. Такой, ставший популярным в последнее время метод проектов позволяет учащимся работать над поставленной задачей в одной команде. Развитие умений письменного общения возможно при написании различных докладов, сообщений, статей и писем на английском языке.
Некоторые из этих заданий можно выполнять и на занятиях элективных курсов, среди задач которых выделяются такие:
- формирование умения и желания строить умозаключения, делать выводы;
- формирование потребности в самообразовании;
- развитие воли, самостоятельности и ответственности;
- формирование умения ставить цели и достигать их;
- развитие воображения.
Решаются эти задачи во время проведения "круглого стола", дискуссии или так называемой "научной конференции" по будущей специальности учащихся. На занятиях, отведенных такому виду речевой деятельности, как письмо, можно уделить внимание таким вопросам, как составление тезисов, реферирование, аннотирование, написание конспектов [2].
В результате использования комплексного подхода к формированию практических умений в различных видах речевой деятельности и умений, необходимых для совершенствования процесса самообразования, учащиеся будут более ответственно относиться к своей деятельности - как учебной, так и возможной трудовой. У учащихся появится внутренняя потребность к расширению знаний, полученных в школе. Они научатся сами ставить перед собой разные задачи и самостоятельно решать их, смогут лучше осознать свое место в мире будущей профессии.
Список литературы
- Cottrell Stella, Teaching Study Skills and Supporting Learning. London, Palgrave Macmillan, 2001.
- Беленкова Н. М., Проведение занятий по специальным курсам (программам) на средней и старшей ступенях обучения английскому языку в общеобразовательной школе. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2004/2005 учебный год, М., "Первое сентября", "Чистые пруды", 2005.