ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Содержание программы элективного курса “Я и физика” рассчитано на 17 часов. Курс целесообразно проводить во втором полугодии в 8 классе или в первом полугодии в 9 классе.
Содержание элективного курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются, в основном, на неживых объектах и практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако очень важно, чтобы у школьников постепенно складывались убеждения в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны.
В содержание курса включены вопросы, направленные на развитие интереса к физике, экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Элективный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся 9 класса по физике и в нем делается акцент на интенсивное развитие учебно-познавательных способностей обучающихся, формирование учебной мотивации.
Цели курса:
- показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
- создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента;
- развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- показать в каких сферах профессиональной деятельности учащимся пригодятся полученные знания;
- разработать модель человека на основе использования физических закономерностей и аналогий.
Задачи курса:
- ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ;
- развить экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность;
- научить использовать приемы аналогии и моделирования для изучения свойств и основных характеристик организма человека;
- сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности: формулировать цель, выдвигать гипотезу, проводить отбор необходимого оборудования, пользоваться измерительными приборами, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы;
- организовать проектную деятельность учащихся по теме: “Физика моего организма”, с последующим представлением материала в различных формах (плакаты, газеты, буклеты, презентации и т.д.).
В программе курса – две части: теоретическая и практическая.
В теоретической части раскрывается влияние физики на ряд смежных наук (химию, биологию, медицину и т.д.) и её роль в процессе возникновения комплексных наук (биофизики, физической химии, практической медицины, бионики). Особый интерес представляют иллюстрации законов физики не только примерами из техники, но и примерами использования физических закономерностей и аналогий при изучении процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов. Содержание теоретической части дополняет содержание базовых курсов физики и биологии.
В практической части предлагаются работы по изучению некоторых характеристик человеческого тела и тех физических законов, которым они подчиняется. Практические работы по изучению своего организма и его возможностей вызывают интерес учащихся 9 классов и способствуют развитию мотивации к изучению курса. Для выполнения предложенных работ не требуется сложного лабораторного оборудования.
Данный курс предусматривает наличие лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной исследовательской работы и может быть использован для углубления и расширения знаний, формирования умений и навыков исследовательской работы учащихся по физике.
Содержание курса позволяет школьникам с разным уровнем подготовки по физике активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя, т.к. основано на применении жизненного опыта учащихся, наблюдении за окружающей действительностью и результатах их собственных экспериментов. При выполнении практических работ учащимся предлагаются задания разного уровня сложности.
Итогом работы является создание и защита индивидуальных проектов “Я и физика”
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Физические методы исследования (3 ч).
Как естественные науки используют законы физики. Физические методы исследования: наблюдение эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель.
Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Расчёт погрешности измерений
Практическая работа №1.Вычисление объёма и площади поверхности своего тела.
Тема 2. Кто выше прыгает и быстрее плавает (3 ч).
Масса тела и образ жизни: физические закономерности, определяющие взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного. Время реакции живых организмов на внешние раздражители. Биологические ритмы. Практическая работа №2. “Измерение скорости реакции”.
Движение в живой природе. Большие и маленькие на прогулке: почему для достижения одной и той же скорости взрослые и дети пользуются различными способами передвижения.
Практическая работа №3.“Определение средней и максимальной скорости движения”.
Тема 3.Ускорения и перегрузки, которые способны выдерживать живые существа(2 ч).
Примеры ситуаций, в которых человек сталкивается с ускорением. Пороговые значения ускорения, ощущаемые человеком. Перегрузка. Воздействие ускорения на организм человека и защита от перегрузки.
Практическая работа №4 “Определение перегрузки ступней и головы при прыжке”
Тема 4. Прочнее гранита (2 ч).
Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека (механические характеристики различных материалов). “Строительная техника” в мире живой природы: экономия материалов и энергии. Исследовательское задание “Создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала”.
Практическая работа № 5 “Изучение прочности костей и тканей организма человека”. Физика карате.
Тема 5. “Эх вы, мускулы стальные!..”(3 ч).
Простые механизмы в живой природе. Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки.
Практическая работа №6 “Определение силы, работы и мощности рук”.
Практическая работа №7 “Определение мощности человека при различных видах физической нагрузки”.
Тема 6. Биологическая оптика (2 ч).
Роль света в живой природе. Процесс восприятия света. Глаз человека как оптический прибор. Оптические иллюзии
Практическая работа №8 “Изучение свойств человеческого глаза”.
- Обнаружение слепого пятна.
- Изменение диаметра зрачка.
- Наблюдение изображения на сетчатке глаза.
- Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения.
Итоговое занятие. Защита проектов (2 ч).
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Требования к уровню усвоения учебного материала
По окончании изучения курса “Познай самого
себя (Я и физика)” учащиеся должны знать:
уметь:
- применять метод моделей для изучения явлений и объектов;
- применять физические формулы для определения параметров своего тела;
- использовать физические методы исследования в своей деятельности;
- планировать свою деятельность при проведении эксперимента;
- представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков;
- работать с различными источниками информации.
Система аттестации учащихся:
При реализации программы используются разнообразные промежуточные формы контроля: анализ и оценка опорного конспекта, отчет о практической работе, тематические тесты, решение задач. Итоговой формой контроля является творческий проект “Физика моего организма”.
По окончании изучения курса учащийся получает “зачет” при выполнении следующих условий:
- активное участие в подготовке и проведении семинаров, конференций, изготовлении моделей;
- выполнение не менее половины лабораторных работ;
- выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского характера;
- разработка проекта “Физика моего организма”.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
Формы занятий и количество часов | Форма контроля |
||
теория | практика | исследования | |||
Тема 1.Как естественные науки используют законы физики. Бионика. Физичес-кие методы исследования: наблюдение эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель. | 1 |
0,5 |
0,5 |
Сост. опорного конспекта Создание геометр. модели человека |
|
Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Расчёт погрешности измерений. |
1 |
1 |
Отв. на вопр. и выполнить задания | Обсужд. рез-тов | |
Практическая работа №1 “Измерение объёма и площа-ди поверхности своего тела”. |
1 |
1 |
Пр. р “Опред. V и ? своего тела.” (д/з) | Проверка рез-тов измерений. | |
Тема 2. Масса тела и образ жизни: взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного. Биологи-ческие ритмы (сообщ. уч-ся) Время реакции организма на внешние раздражители. Пр.р №2. “Измерение скорости реакции”. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Сост. опорного конспекта, обработка результатов эксперимента | Анализ рез-тов |
Движение в живой природе. Большие и маленькие на прогулке: почему для достижения одной и той же скорости взрослые и дети пользуются разными способами передвижения. |
1 |
1 |
|
Составление опорного конспекта | |
Практическая работа №3 “Определение средней и максимальной скорости движения”. |
1 |
1 |
Планир. деят. по опред. ск-ти, измерения и расчеты. | Сравн. и анализ получ. результатов | |
Тема 3. Примеры ситуаций, в которых человек сталкива-ется с ускорением. Порого-вые значения ускорения, ощущаемые человеком. Перегрузка. Воздействие ускорения на организм человека и защита от перегрузки (собщ. уч-ся). |
1 |
1 |
Составление сравнительной таблицы | ||
Пр. р. № 4.“Определение перегрузки ступней и головы при прыжке” |
1 |
1 |
Выполнение практической работы | Анализ рез.-.тов пр. работы | |
Тема 4. Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека (механ. хар-ки разл. материалов). “Строительная техника” в мире живой природы: экономия материалов и энергии” (сообщ. уч-ся). Исслед. задание “Создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала”. |
1 |
1 |
Из предложен-ного материала создайте конструкцию максимальной прочности | Обсужд. результатов исслед. задания | |
Пр. р. №5 “Изучение прочности костей и
тканей организма человека”. Физика карате (сообщ. уч-ся) |
1 |
1 |
Опред. проч-ности плече-вой кости. Подг. сообщ. по теме зан. | Анализ результатов на основе данных таблицы 4. | |
Тема 5. Простые механизмы в живой природе (сообщ. уч-ся). Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки. |
1 |
1 |
Работа с доп. источниками информации, подготовка сообщений по теме занятия | Опорный конспект. | |
Практическая работа №6 “Определение работы и мощности рук”. |
1 |
1 |
Расчёты работы и мощности | Анализ результатов | |
Практическая работа №7 “Определение мощности человека при различных видах физической нагрузки”. |
1 |
1 |
Планир. дея-тельности по опред. работы и мощности | Обсужд. и сравнение результатов | |
Тема 6. Биологическая оптика. Роль света в живой природе. Процесс восприя-тия света человеком. Глаз человека как оптический прибор. Оптические иллюзии (сообщ. уч-ся). Презентация “Обман зрения” |
1 |
1 |
Составление опорного конспекта Сбор и обмен информацией об оптических иллюзиях |
Анализ и объяснение причин зрительных иллюзий | |
Пр.р. № 9 “Изучение свойств
человеческого глаза”.
|
1 |
1 |
Исследовать свойства своего глаза, пользуясь предложенной инструкцией | Обсужд. и сравнение результатов | |
Итоговое занятие. Защита проекта “Физика моего организма”. | 2 |
Подготовка и защита проекта | Зачет |
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева М.Н. Физика - юным. - М.: Просвещение, 1980.
- Агаджанян Н.А. Ритм жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.
- Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и в медицине. – Киев: Радянська школа, 1986.
- Богданов К.Ю., Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.
- Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике.7-11 классы. – М.: Классикс Стиль, 2002.
- Громов С. В., Родина Н.А. Физика-8. – М.: Просвещение, 1999.
- Громов С. В., Родина Н.А. Физика-9 – М.: Просвещение, 1999.
- Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение, 1986.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. - М.: АСТ, 1998.