Урок по природоведению на тему: "Состав крови". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • познакомить учащихся с составом крови и её ролью в организме человека;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • развитие коммуникативных умений.

Оборудование: микроскоп с клетками крови человека и лягушки.

Ход урока.

  1. Организация учебного процесса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. -На прошлом уроке мы говорили о витаминах. Для чего нам нужны витамины? (Для нормального роста и развития организма человека.)

    -У вас было домашнее задание: пофантазировать, какой должна быть пища будущего. (Заслушиваются ответы детей.)

  4. Объяснение нового материала.
  5. -Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света-человека.

    Белинский говорил: “Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки вод”.

    И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке, и на последующих уроках природоведения.

    1. Актуализация новых знаний.

    -Итак, скажите, чем же богата наша пища? (Витаминами)

    -Как вы думаете, как полезные вещества, усвоенные пищеварительной системой, попадают в клетки нашего организма? (Эти вещества попадают человеку в кровь и разносятся по всему организму.)

    - Что такое кровь? Может, кто из вас уже сейчас сможет ответить на этот вопрос?

    -Действительно, кровь - удивительная ткань нашего организма. С давних пор люди знали, какое большое значение имеет кровь для человека. При большой потери крови человек слабел и умирал. Но состав крови учеными-медиками был изучен сравнительно недавно.

    -Сейчас давайте представим, что мы, ученики медицинского училища, пришли в лабораторию, где берут разные анализы.

    -У вас на столе стоит прибор. Кто знает, как он называется? (Микроскоп)

    -В словаре записано: “Микроскоп – это прибор для многократного увеличения мельчайших предметов, невидимых простым глазом”. Изобрел микроскоп Антони Ван Левенгук, в XVII веке.

    2. Практическая работа (работа в группах).

    Задание: - Сейчас вы с помощью микроскопа рассмотрите клетку крови человека и лягушки. Затем, вы должны будете зарисовать то, что увидите и сказать, что вы заметили. У вас есть на это 5 минут.

    Заслушиваются ответы учащихся.

    img1.jpg (93729 bytes)

    Вывод детей: клетка крови человека меньше клетки крови лягушки. В клетки крови лягушки видно ядро, потому что она больше.

    -Если рассмотреть каплю крови под более мощным микроскопом, то можно увидеть, что в прозрачной жидкости (плазме) находятся не только кровяные (красные) шарики, которые называются эритроциты, но и бесцветные лейкоциты, и желтые кровяные пластинки.

    (Одновременно с объяснением нового материала на доске последовательно появляются карточки с новыми понятиями)

    img2.jpg (61572 bytes)

    -Итак, из чего же состоит кровь?

    Запись в тетради: кровь состоит из клеток.

    Состав клеток: плазма

    эритроциты

    лейкоциты

    кровяные пластинки

    3.Работа со справочной литературой (работа в группах).

    - Теперь вы знаете, из чего состоит кровь. Как вы думаете, какую роль выполняют клетки крови? У вас на парте лежат справочные материалы (смотри приложение 1). Вы их сейчас внимательно прочитаете и ответите на вопрос, какую роль выполняют: 1группа-плазма, 2группа-эритроциты,3группа-лейкоциты, 4группа-кровяные пластинки Вам дается 5 минут.

    Заслушиваются наработки учащихся.

    Вывод детей: эритроциты разносят по организму кислород. Лейкоциты – борются с инфекциями, болезнями, убивают микробы. Кровяные пластинки – имеют значение для свертывания крови. Плазма – в ней плавают все эти клетки.

  6. Закрепление нового материала.

-Вы не забыли, что вы ученики медицинского училища?

-Вот вам первые случаи из медицины.

Ситуация 1. - В тело человека попала заноза, образуется нарыв. Объясните, почему это происходит.

Вывод: явление защиты. Лейкоциты бросились бороться со всем чужим. Они стремятся их уничтожить.

Ситуация 2. - Каждый замечал, что при небольшом порезе или ссадине, кровь постепенно перестает сочиться из ранки. Почему так произошло?

Вывод: кровяные пластинки придают крови способность к свертыванию.

V. Итог урока.

- Вот и пошел момент экзамена. Преподаватели училища приготовили для вас кроссворд.

img3.jpg (32231 bytes)

По вертикали:

  1. Часть крови? (клетка)
  2. По горизонтали:

  3. Клетки, которые оберегает нас от микробов. (лейкоциты)
  4. Как называются клетки, которые разносят по организму кислород? (эритроциты)
  5. Жидкая часть крови. (плазма)
  1. Домашнее задание.

1. Используя справочный материал, расскажите, почему у человека кровь красная.

2. У кого самая “благородная” кровь?

3. Почему у насекомых нет крови?

Приложение к уроку