Цели урока:
Оборудование: микроскоп с клетками крови человека и лягушки.
Ход урока.
- Организация учебного процесса.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала.
-На прошлом уроке мы говорили о витаминах. Для чего нам нужны витамины? (Для нормального роста и развития организма человека.)
-У вас было домашнее задание: пофантазировать, какой должна быть пища будущего. (Заслушиваются ответы детей.)
-Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света-человека.
Белинский говорил: “Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки вод”.
И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке, и на последующих уроках природоведения.
1. Актуализация новых знаний.
-Итак, скажите, чем же богата наша пища? (Витаминами)
-Как вы думаете, как полезные вещества, усвоенные пищеварительной системой, попадают в клетки нашего организма? (Эти вещества попадают человеку в кровь и разносятся по всему организму.)
- Что такое кровь? Может, кто из вас уже сейчас сможет ответить на этот вопрос?
-Действительно, кровь - удивительная ткань нашего организма. С давних пор люди знали, какое большое значение имеет кровь для человека. При большой потери крови человек слабел и умирал. Но состав крови учеными-медиками был изучен сравнительно недавно.
-Сейчас давайте представим, что мы, ученики медицинского училища, пришли в лабораторию, где берут разные анализы.
-У вас на столе стоит прибор. Кто знает, как он называется? (Микроскоп)
-В словаре записано: “Микроскоп – это прибор для многократного увеличения мельчайших предметов, невидимых простым глазом”. Изобрел микроскоп Антони Ван Левенгук, в XVII веке.
2. Практическая работа (работа в группах).
Задание: - Сейчас вы с помощью микроскопа рассмотрите клетку крови человека и лягушки. Затем, вы должны будете зарисовать то, что увидите и сказать, что вы заметили. У вас есть на это 5 минут.
Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод детей: клетка крови человека меньше клетки крови лягушки. В клетки крови лягушки видно ядро, потому что она больше.
-Если рассмотреть каплю крови под более мощным микроскопом, то можно увидеть, что в прозрачной жидкости (плазме) находятся не только кровяные (красные) шарики, которые называются эритроциты, но и бесцветные лейкоциты, и желтые кровяные пластинки.
(Одновременно с объяснением нового материала на доске последовательно появляются карточки с новыми понятиями)
-Итак, из чего же состоит кровь?
Запись в тетради: кровь состоит из клеток.
Состав клеток: плазма
эритроциты
лейкоциты
кровяные пластинки
3.Работа со справочной литературой (работа в группах).
- Теперь вы знаете, из чего состоит кровь. Как вы думаете, какую роль выполняют клетки крови? У вас на парте лежат справочные материалы (смотри приложение 1). Вы их сейчас внимательно прочитаете и ответите на вопрос, какую роль выполняют: 1группа-плазма, 2группа-эритроциты,3группа-лейкоциты, 4группа-кровяные пластинки Вам дается 5 минут.
Заслушиваются наработки учащихся.
Вывод детей: эритроциты разносят по организму кислород. Лейкоциты – борются с инфекциями, болезнями, убивают микробы. Кровяные пластинки – имеют значение для свертывания крови. Плазма – в ней плавают все эти клетки.
-Вы не забыли, что вы ученики медицинского училища?
-Вот вам первые случаи из медицины.
Ситуация 1. - В тело человека попала заноза, образуется нарыв. Объясните, почему это происходит.
Вывод: явление защиты. Лейкоциты бросились бороться со всем чужим. Они стремятся их уничтожить.
Ситуация 2. - Каждый замечал, что при небольшом порезе или ссадине, кровь постепенно перестает сочиться из ранки. Почему так произошло?
Вывод: кровяные пластинки придают крови способность к свертыванию.
V. Итог урока.
- Вот и пошел момент экзамена. Преподаватели училища приготовили для вас кроссворд.
По вертикали:
- Часть крови? (клетка)
- Клетки, которые оберегает нас от микробов. (лейкоциты)
- Как называются клетки, которые разносят по организму кислород? (эритроциты)
- Жидкая часть крови. (плазма)
По горизонтали:
- Домашнее задание.
Приложение к уроку1. Используя справочный материал, расскажите, почему у человека кровь красная.
2. У кого самая “благородная” кровь?
3. Почему у насекомых нет крови?