Использование развивающих игр на уроках математики, как средства интеллектуального развития учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Интеллект (лат. intellektus – понимание, рассудок) – это отражающая система различных уровней сложности ее природной или технической организации, находящаяся между отражаемыми стимулами и отраженными реакциями, система процессов улавливания, запоминания и установления связей между информациями, необходимыми для решения задач. У человека – это познание как атрибут сознания.

Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Задача эта нелегкая, но вполне разрешимая. Школьники, как все люди вообще, обладают разными складами ума: у одних аналитический, у других преобладает наглядно-образный, у третьих образные и абстрактные компоненты мышления развиты относительно равномерно. Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Неоценимую помощь мне, как учителю, оказывает учебник, в котором система знаний нацелена на развитие способностей детей, помогая творческому усвоению изучаемого материала. Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта “Гармония” реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного итого же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимально эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Такую роль может сыграть математика в составе других учебных дисциплин.

В нашем классе, как, наверное, и у многих, приходится рассчитывать на присутствие учеников, среди которых одни лучше усваивают логическую структуру материала, а хуже – его конкретно-образную, а другие - наоборот. В связи с этим материал нужно преподносить более объемно с выделением в нем и логической, и образной стороны.

Рассмотрев структуру предъявления общих и специфических знаний и умений на уроках математики:

  • умение выделять в предметах различные свойства;
  • умение выделять общие и отличительные признаки;
  • умение отличать в предметах существенные (важные) свойства от несущественных, второстепенных и устанавливать разницу между общими и существенными признаками;
  • умение сравнивать.

Так как начало работы по формированию этих логических приемов можно построить разными путями и, учитывая, что целесообразная учебная деятельность рождается в недрах игровой, то на своих уроках я стараюсь максимально использовать развивающие игры.

Включение в учебник математики Н.Б. Истоминой диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки, уже предполагают игровую ситуацию на уроке. Но наиболее эффективным средством интеллектуального развития младших школьников, которое мы открыли для себя, служат развивающие игры, созданные В.В. Воскобовичем.

Оригинальность и самобытность игр, с которыми наши дети знакомятся, уже в дошкольных группах заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, как дошкольника, так и младшего школьника, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит глубокая задействованность психических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь.) А также качеств личности (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость.) Многовариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет мне использовать их в индивидуальной работе на уроке для углубления знаний учащихся и как наглядное практическое пособие для изучения новых тем. Импонирует мне и наличие сказочного образа в играх, для детей младшего школьного возраста это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Широкий спектр возможности проявления творчества в создании своих собственных схем и изображений. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание.

Мне хотелось поделиться с коллегами продуктивностью усвоения программного материала при включении в ход урока развивающих игр.

Раздел математики, включающий геометрию и такие разделы, как угол, луч, отрезок, прямоугольник, квадрат, виды треугольников, ломаная, решение задач с использованием геометрических фигур даже самым слабым детям были поняты детьми на первом уроке. Такой результат я получила, используя на уроке методические пособия В.В. Воскобовича “Геоконт”, “Геовизор”, и серию “Чудо-крестики”. “Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры. “Геовизор” представляет собой папку с прозрачным верхом – экраном. Внутрь папки вкладываются листы с заданиями. Сами задания выполняются фломастером по координатной сетке на экране “Геовизора”. Помимо демонстрационного материала, который я использовала при объяснении новых тем (“Геоконт Великан”, “Чудо-соты”, “Чудо-крестики”), каждый ребенок имел раздаточный материал, при помощи которого вторая часть каждого урока проводилась в форме выполнения практического (сказочного) задания. Например: объяснить путь солнечного зайчика или начертить путь Снежной Королевы. В этих заданиях помимо знакомства с отрезком, видами линий, дети вспоминали теплые и холодные тона, фантазировали о том, что произойдет, если пути героев пересекутся, придумывали сказки.

Использование игры “Геоконт” стимулирует математическое развитие, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их.

В игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движений пальцев, что, по мнению физиологов, является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи и интеллекта ребенка.

Построив модель при помощи цветных резинок на “Геоконте” переносим ее на “Геовизор”. После выполнения задания следы фломастера удаляются салфеткой. Используя эти игры, я имею возможность наглядно, красочно и ненавязчиво познакомить детей с геометрическими представлениями. А затем дети самостоятельно с помощью разноцветных резинок моделируют геометрические фигуры, предметы окружающего мира, что способствует живому, ярому восприятию их, убеждаются, что на “Геоконте” можно рисовать, растягивая резинку, фигурки, буквы, цифры.

Такие разделы математики как: “Двузначные числа”, “Сочетательное свойство сложения”, “Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд” лучше даются детям при включении в практическую работу “Игровизора”, “Ларчика”, конструктора цифр “Восьмерка”. Например, при изучении двузначных чисел дети конструируют при помощи “Восьмерки” цифру разряда десятков по моему заданию, а цифру разряда единиц путем выполнения математического действия. При выполнении этого задания дети обучаются вычислительным действиям с двузначными числами, закрепляется зрительная ассоциация двузначного числа, тренируется мелкая моторика рук.

“Игровизор” наиболее эффективен в моей работе при использовании в начале урока для математической разминки (устный счет, состав числа, ориентир в пространстве, закрепление знаний геометрических фигур, решение математических ребусов и т.д.).

Одна из трудных тем предмета – умножение. Для успешного освоения материала в индивидуальной работе с детьми я использую игру “Планета умножения”. Это настольная игра для подгруппы детей из 2-6 человек. она состоит из игрового поля (“планета” с десятью “космическими станциями”) и ста игровых карточек (“экипажи”). На каждой карточке - от 1 до 10 красных кружков (“члены экипажа”). В ходе игры карточки постепенно накапливаются (“экипажи” собираются) и перемещаются между колонками цифр из центра “планеты” к “станциям”. дети имеют возможность играть в нее на переменах, в вечернее время, закрепляя знания темы. Поддерживая игровую ситуацию заданную игрой все свои задания на уроках, я строю собирая “членов экипажа” для полета, проверяя “летные” задания, выставляя оценки в зависимости от накопленных очков игры. Родители отмечают интерес детей к умножению и очень удивлены результатами усвоения таблицы умножения.

Развивающие игры В.В. Воскобовича можно использовать не только на уроках математики, но и русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Самую сложную тему в начале обучения грамоте “Буквы и звуки” прошли легко и эффективно при помощи “Конструктора букв”. Весь секрет состоит в том, что дети не только произносят название буквы, но и конструируя ее, могут потрогать руками, подобрать различные оттенки частей буквы, отметить цветом твердость или мягкость звука. С помощью “Конструктора букв” мы составляли слоги, слова и даже небольшие предложения, что позволило нам в дальнейшем фантазировать, составлять описательные рассказы, сказки, вести дневники наблюдений и выкладывать слова и предложения, как буквами, так и схемами на коврографе “Ларчик”. “Ларчик” - это прекрасный эквивалент школьной доски. Он выполнен из ковролина. Весь материал крепится при помощи липкой ленты, что позволяет проводить урок динамично и продуктивно. Дети имеют возможность продолжать игру, начатую на уроке в свободное время. Я стараюсь поддерживать и поощрять их инициативу самостоятельно играть в развивающие игры.

В нашей прогимназии выделена отдельная комната под названием “Фиолетовый лес” (это сказочная область развивающих игр В.В. Воскобовича). В фиолетовом лесу мы знакомимся со свойствами природных явлений (замерзание воды – игра “Прозрачные льдинки”), с животным миром (персонажи сказочного леса), что вызывает интерес детей к дальнейшему изучению предмета “Окружающий мир”.

Проводя, диагностику уровня познавательного развития учащихся в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.(Приложение 1). В приложении к своему рассказу я хочу предложить вниманию коллег конспекты уроков, которые, на мой взгляд, были наиболее результативными.(Приложение 2, Приложение 3)