Обобщающий урок по теме: "Решение целевых уравнений". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Этот урок, являясь последним перед контрольной работой уроком в изучаемой теме, преследует следующие цели:

Дидактическая:

  • повторение, закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме;
  • подготовка класса к контрольной работе.

Развивающая:

  • развитие умений познавательных, коммуникативных, развитие креативных способностей учащихся, познавательного интереса к предмету, умения владеть предметным языком.

Воспитательная:

  • воспитание нравственных убеждений, организованности, ответственности, самостоятельности, толерантного отношения к себе, одноклассникам, учителю.

Основной формой работы на уроке будет работа мобильных групп.

На первом этапе группы разноуровневые, условно мною называемые класс – компанией.

Цель работы этих компаний: коррекция знаний, основных понятий, работа на выравнивание через взаимопомощь и толерантность. В каждой группе есть старший, задача которого контролировать работу группы.

На другом этапе работает второй тип групп (название класс – группа).

Условие объединения: по степени усвоения изученного материала и сформированности надпредметных умений. На этом же этапе часть детей для закрепления, отработки и индивидуальной коррекции выведена на работу в пару к консультанту.

Ход урока

1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.

Учитель объявляет тему урока, цель урока, план урока. Далее поясняет актуальность данной темы: встречается на экзаменах и централизованном тестировании, используется при изучении последующих тем алгебры.

Историческая справка: в решение целых уравнений большой вклад внесли итальянские математики XVI века.

Сципион Даль Ферро (1465 – 1526);
его ученик Фиори;
Н. Тарталья (ок. 1499 – 1557);
Дж. Кардано (1501 – 1576);
его ученик Л. Феррари;
Р. Бомбелли (ок. 1530 – 1572).

12 февраля 1535 года между Фиори и Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья за 2 часа решил 30 задач предложенных Фиори, зато сам Фиори не решил ни одной задачи, предложенной ему Тартальей.

Сколько же уравнений решите сегодня вы? Какие способы для решения изберете?

Дети сидят в 4 группах по типу класс – компания.

2. Повторение (актуализация базовых знаний), устная работа.

Вопросы к учащимся:

  1. Что называется уравнением?
  2. Что такое корень уравнения?
  3. Что значит, решить уравнение?
  4. Какое уравнение называется целым уравнением?
  5. Что называется степенью целого уравнения?
  6. Какие целые уравнения вам известны?
  7. Сколько корней может иметь каждое из этих уравнений?
  8. Какие способы решения уравнений вам известны, какие методы?

Используя ответы учащихся, учитель заполняет большую таблицу возле доски, дети заполняют такую таблицу, заранее приготовленную в своих тетрадях.

Приложение 1.

Частичная проверка домашнего задания, усвоение соответствующей системы знаний и умений.

Из групп для работы у доски учитель вызывает 4 слабоуспевающих учащихся и 3 сильных учащихся.

Со слабоуспевающими учащимися учитель ведет индивидуальную коррекционную работу и " тихий опрос". Уравнения, которые предлагаются этим детям, из домашнего задания:

1)

2)

3)

4) При каких значениях параметра а уравнение имеет единственный корень?

Сильным учащимся также предлагаются задания из домашней работы:

1) Решить двумя способами уравнение

2)

3)

Ответы сильных учащихся используются учителем для демонстрации образца ответа.

Во время работы этих учащихся возле доски, оставшейся части класса предлагается следующее задание:

Из нескольких вариантов решения выбрать правильное, найти его место на схеме и озвучить ошибки, которые допущены в других вариантах решения.

Эта работа ведется в группах, старший группы дает ответ.

Задание для группы №1:

Выбрать правильное решение уравнения

Варианты:

1)

или
решений нет

Ответ: 5

2)

или , или

Ответ: 5; 4; -4.

Задание для группы №2:

Выбрать правильное решение уравнения

Варианты:

1)

или

Ответ: 0; 3; -7.

2)

или

Ответ: 0; -3; 7.

Задание для группы №3:

Выбрать правильное решение уравнения

Варианты:

1) замена
решений нет; Ответ: решений нет.
2) замена
Ответ: 2; -2;

Задание для группы № 4:

Выбрать правильное решение уравнения

Варианты:

Замена:

Ответ:

2) Замена:

Ответ:

Ребята наполняют таблицу разобранными примерами.

Тренинг, закрепление:

Класс пересаживается по типу: класс – группа.

А – слабоуспевающие учащиеся,

В – успевают на 3 – 4,

С – успевают на 4 – 5,

Д – сильные учащиеся, имеющие способности к математике, успевающие на пять.

Группы В и С получают задание, решение которого обсуждается в группе, в конце урока учитель предлагает правильное решение задания, ученики проверяют свое решение, старший группы оценивает каждого, выделяет наиболее отличившихся из своих товарищей, с тем, чтобы учитель мог ему поставить отметку.

 

Группа В (решить уравнение) Группа С (решить уравнение)
1) графически 1) графически
2) аналитически 2) аналитически
3) аналитически 3) аналитически

Группа Д и А работают вместе. Учащиеся из группы Д играют роль консультанта, учащиеся из группы А – консультируемого. Работают они в парах.

Каждый ученик получает четкую инструкцию своей работы.

Памятка консультанту.

  1. Консультант следит за решением, исправляет ошибки;
  2. задает вопросы;
  3. помогает решить;
  4. оценивает работу товарища.

Памятка консультируемому.

  1. Решает задания;
  2. если возникла трудность, просит помощи консультанта;
  3. задача: набрать большее количество баллов.

Для работы предлагается тест.

Тестовая работа:

Вариант 1

Задание

Решить уравнение

Ответы

а б в г
1) -1; 2 -2;1 -1;2;0 -2;0;1
2) -1;1 1;3 3;-3 -3;3;-1;1
3) 4;2 -1;-3 1;3 -2;4

 

Вариант 2

Задание

Решить уравнение

Ответы

а б в г
1) 3;-2 -2;0;3 -2;3 3;-2;0
2) 1;2 1;-1;2 2;-2 1;-1
3) -1;1 -1;-3 1 1;3

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.

В заключении учитель говорит следующее: " Итак, Тарталья за 2 часа решил 30 задач, мы с вами все вместе за 40 минут примерно столько же, мы близки к совершенству, на контрольной работе думаю, проблем не будет".

Информация о домашнем задании.

Наполнить таблицу своими примерами, используя учебник, в тетради примеры решить, приготовить таблицу для использования на контрольной работе как справочный материал.

Приложение 2

Приложение 3.