Урок математики в 6-м классе по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональности"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Открыть совместно с учащимися вид графиков прямой и обратной пропорциональности, закрепить навыки построения графиков;
  • Формировать потребность приобретения новых знаний, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков;
  • Развивать зрительную память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Ход урока.

Для урока используем учебник Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон «Математика» 6 кл, ч.2.

Тема урока не прописана.

Этап 1. Организационный этап.

1.-Ребята! Чем мы занимались на прошлых уроках математики? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (Высказывания детей).

2.На доске учитель располагает несколько карточек с названиями тем уроков:

- Из предложенных на доске тем, выберите те, которые изучались на ближайших уроках. Дети выбирают темы: прямая пропорциональность, понятие пропорции, основное свойство пропорции, зависимости между величинами, обратная пропорциональность.

На другой стороне каждой карточки написано слово из пословицы: «Где есть желание, найдется путь!»

- В выбранных нами карточках зашифрована пословица, давайте попробуем прочитать ее».

Этап 2. Этап актуализации знаний.

1. Установите вид зависимости. Запишите формулу.

а) прямая пропорциональность; y = 4x
б) обратная пропорциональность; y=18/x

2. Какие из приведенных формул являются прямой пропорциональностью, обратной пропорциональностью:

1) P = 3,2b; 2) K = n /2; 3) A = 8/b; 4) M = m : 5; 5) C = 1/4R; 6) A = 8q + 1

7) C = 4 : d; 8) AB = 18 ?

Предполагаемые ответы:

Формулы прямой пропорциональности

P = 3,2b; K = n/2; M = m:5

Формулы обратной пропорциональности

A = 8/b; C = 4:d; AB = 18

3.Схематично изобразите на одном чертеже графики зависимостей:

а) y=x; y=2x; y=3x; y=4x;

б)y=6\x; y=8\x; y=4\x.

При выполнении третьего задания дети испытывают затруднение.

Этап 3. Постановка проблемы.

Учитель Обучающиеся
-Вы можете решить это задание? -Нет.
-А почему? В чем затруднение? -Не знаем, как расположены графики относительно друг друга.
-Каким образом можно упростить это задание, чтобы вы смогли с ним справиться? У кого какие есть предложения? -Если строить по одному графику из записанных на доске.
-Посмотрите внимательно на задание, о каких зависимостях идет речь? Что можно сделать? -О прямой, обратной пропорциональности. О графиках, которые нужно построить.
-Как вы думаете над, чем мы сегодня будем работать? -Над графиками прямой и обратной пропорциональности.
-Какова тема нашего урока? -Графики прямой и обратной пропорциональности
-Какая же цель нашего урока? -Научится строить графики прямой и обратной пропорциональности.

Учитель ещё раз формулирует тему и цель урока, записывает тему на доске.

Этап 4. «Открытие» нового знания.

Изобразите на одном чертеже графики:

а) прямой пропорциональности: y=x; y=2x; y=3x; y=4x;

б) обратной пропорциональности: y=6/x; y=8/x; y=4/x

Записи.

а) На доске.

 

y=2x

x 0 1 2 3 4
y

y=x

x 0 1 2 3 4 5
y

y=3x

x 0 1 2 3
y

y=4x

x 0 1 2
y

У обучающихся

y=2x

x 0 1 2 3 4
y 0 2 4 6 8

y=x

x 0 1 2 3 4 5
y 0 1 2 3 4 5

y=3x

x 0 1 2 3
y 0 3 6 9

y=4x

x 0 1 2
y 0 4 8

Проверяем правильность заполнения таблиц. Строим графики.

б)

y=8\x

x 1 2 4 8
y

y=6\x

x 1 2 3 6
y

y=4\x

x 1 2 4 8
y

y=8\x

x 1 2 4 8
y 8 4 2 1

y=6\x

x 1 2 3 6
y 6 3 2 1

y=4\x

x 1 2 4 8
y 4 2 1 1/2

Работа с графиками.

-Графики, каких зависимостей мы строим? -Прямой и обратной пропорциональности.
-Рассмотрите расположение графиков прямой и обратной пропорциональности. Что вы замечаете? -Располагаются друг над другом. Графики прямой пропорциональности- лучи, а графики обратной пропорциональности- кривые. График, у которого в формуле коэффициент 4, лежит выше, остальные графики ниже по порядку. Так же выше тот, у которого в формуле коэффициент 8.
-Ребята, а как вы считаете, от чего зависит расположение графиков прямой и обратной пропорциональности? -От коэффициента. Чем больше коэффициент, тем выше расположен график. А у прямой пропорциональности можно сказать круче.

Дети делают вывод.

Чем больше коэффициент пропорциональности, тем выше располагается этот график по отношению к другим.

Затем ещё раз повторить, какой вид имеет график прямой пропорциональности, обратной пропорциональности, предложить начертить их на доске, повторить алгоритм построения графиков.

Этап 5. Первичное закрепление

Работа в группах. Каждой группе раздаются листы с заданиями.

1. Назвать номера чертежей, на которых изображены графики прямой пропорциональности, обратной пропорциональности.

2.Найти ошибку.

3.Определить коэффициент пропорциональности.

Защита решений у доски.

Предполагаемые ответы.

1. Графики прямой пропорциональности 1, 3.

2. а) Неверно расположен график y=2x.

б) Ошибок в расположении графиков нет.

3. а) k=3; б) k=2.

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе, по ключу, записанному на доске.

1. Определить вид зависимости и построить её график.

y=5x y=10\x.

2. Схематически изобразить на одном чертеже графики зависимостей:

y=3\x; y=11\x; y=20\x y=15x; y=7x; y=4x.

 

Предполагаемы ответы.

1. Зависимость-прямая пропорциональность

Вариант 1

Зависимость- обратная пропорциональность

Вариант 2

2. Вариант 2 Вариант 1

Этап 7. Повторение.

1. Показать график прямой пропорциональности, график обратной пропорциональности.(Чертежи на доске)

-В 7-м классе у вас будет новый предмет- физика. В дальнейшем вам придется столкнуться с графиками прямой и обратной пропорциональности, например график равномерного движения, график изотермического процесса (изотерма).

2. Найти на рисунках графики прямой и обратной пропорциональности.

Этап 8. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Кто считает, что он сегодня на уроке работал хорошо?

(Высказывания детей)

Домашнее задание:

№175(3), 178(1), 180, 190.