ВШК – одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса.
Основные функциональные задачи ВШК:
- сбор и обработка информации о состоянии УВП;
- обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.
СУБЪЕКТЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
МАТРИЦА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВШК
Контроль по аспектам:
Объекты ВШК | Акценты контроля |
1. Учебный процесс | 1 Выполнение учебных программ, уровень
знаний и навыков учащихся. Продуктивность работы
учителя. 2 Индивидуальная работа с одаренными учащимися. 3 Индивидуальная работа со слаборазвитыми детьми. 4 Качество внеурочной предметной деятельности. 5 Навыки самостоятельного познания у учащихся. 6 Учебная среда. |
7 Условия учебно-воспитательного процесса. | 1. Нормативно-правовая база школы. 2. Учебно-воспитательная развивающая среда. 3. Информационно-методическая оснащенность. 4. Обеспеченность учебно-техническим оборудованием. 5. Обеспеченность учебной и методической литературой. 6. Социум ОУ. 7. Санитарно-гигиеническое состояние школы. 8. Охрана труда. |
8 Научная и экспериментальная деятельность | 1. Соответствие этой деятельности
концепции школы. 2. Степень научной обоснованности нововведений 3. Результативность нововведений. 4. Уровень научной образованности педагогов. 5. Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся. |
9 Воспитательный процесс. | 1. Уровень воспитанности учащихся. 2. Уровень общественной активности учащихся. 3. Качество работы классных руководителей. 4. Участие родителей в воспитательном процессе. 5. Качество общешкольных традиционных мероприятий. 6. Здоровье и физическая подготовка учащихся. 7. Качество профилактической работы с педагогически запущенными учащимися. 8. Качество работы социально-психологической службы школы. 9. Воспитательная среда. |
10 Методическая работа | 1. Методический уровень каждого учителя. 2. Методический уровень каждого классного руководителя. 3. Механизмы распространения педагогического опыта. 4. Повышение квалификации педагогов. 5. Методический сервис школы. |
6. Психологическое состояние коллектива | 1. Степень психологического комфорта
(дискомфорта) учащихся, учителей. 2. Психологическая подготовленность коллектива к решению проблемы, нововведению. |
Контроль по объектам
Форма контроля | Объекты контроля |
Классно-обобщающий | 1. Психологический микроклимат в классе. 2. Координация педагогов по работе с классом. 3. Уровень знаний и воспитанности учащихся класса. 4. Качество и методы преподавания в классе. 5. Связь урочной и внеурочной работы в классе. 6. Качество работы классного руководителя, воспитательная система класса. 7. Выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей. |
Фронтальный | 1. Состояние преподавания отдельных
предметов во всех или в части классов. 2. Состояние работ классных руководителей во всех классах или в параллели. 3. Персональное фронтальное изучение системы работы педагогов, готовящихся к аттестации. |
Тематический | 1. Работа всего коллектива над какой
–либо проблемой. 2. Уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме предмета. 3. Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении |
Продуктивный | 1. Уровень достижения ГОС. 2. Профессиональный рост педагогов. 3. Уровень работы школы по результатам ЕГЭ. 4. Продуктивность преподавательской деятельности (методический уровень, уровень знаний предмета преподавания) |
Обзорный | 1. Состояние школьной документации. 2. Состояние трудовой дисциплины учителей. 3. Состояние посещаемости учащихся. |
Планирование ВШК необходимо рассматривать как процесс моделирования объектно-субъектных отношений в управлении школой, так как современные подходы к перестройке и обновлению функций контроля предполагают участие в этом процессе всего педагогического коллектива.
Примерные программы ВШК
Программа тематического контроля «Изучение системы оценивания учителями русского языка и литературы работы учащихся, соответствие требованиям»
Цель – Получение объективной информации о системе оценивания работы учащихся, наличие внутреннего понимания актуальности данной проблемы, теоретическая подготовленность к ее решению.
Задачи:
- Изучение деятельности учителя на уроке по контролю ЗУН, актуализации.
- Изучение деятельности учителя по оцениванию письменных работ учащихся.
- Соответствие деятельности учителя требованиям к учителям-предметникам.
Формы контроля:
- Посещение уроков с последующим анализом;
- Административная контрольная работа;
- Анкетирование учащихся;
- Проверка тетрадей;
- Взаимопроверка соответствия выставления оценок за письменные работы;
- Индивидуальная работа с учителями.
Объекты контроля | Вопросы контроля |
1. Деятельность учителя на уроке. | - Наличие системы контроля и учета
знаний; - уровень требований к знаниям учащихся; - аргументированность выставления оценки, наличие комментария к ее выставлению; - дифференцированный подход в работе с учащимися; - выполнение норм единого орфографического режима; - стимулирующая функция оценки знаний учащихся. |
2. Система оценивания письменных работ. | - Наличие теоретических знаний по
нормам оценивания и срокам проверки письменных
работ учащихся; - соответствие выставления оценок нормам. |
3. Учеба учащихся | - Уровень знаний учащихся; - удовлетворенность обучением по предмету; - наблюдение за мотивированными учащимися, реализация их потенциала; - наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе. |
Программа классно-обобщающего контроля «Изучение организации педагогического процесса в 10-х классах»
Цель – Определение состояния организации классного коллектива, условий оптимизации УВП, проблем преподавания учебных предметов с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их решения в период адаптации.
Задачи:
- Составление социально-педагогической характеристики учащихся 10-х классов.
- Определение психологического состояния учащихся в новом классном коллективе.
- Определить основные направления совместной работы педагогического и ученического коллективов, родительской общественности по оптимизации образовательного процесса.
- Изучение методики педагогов, способствующих привитию умений и навыков самостоятельной работы и развитию культуры общения учащихся на гуманистической основе.
Формы контроля:
- Посещение уроков по всем предметам с последующим анализом;
- Проверка дневников;
- Анкетирование учащихся;
- Рейд. Контроль посещаемости уроков учащимися;
- Беседа с учителями, работающими в классах;
- Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Объекты контроля | Вопросы контроля |
1. Персональный контроль за работой
учителей, имеющих наибольшее количество слабо
успевающих учеников, наибольшее количество
пропусков уроков. 2. Качество и методы преподавания в классе. 3. Координация педагогов по работе с классом. |
- Система контроля и учета знаний; - уровень требований к знаниям учащихся; - дифференцированный подход в работе с учащимися; - доступность объяснения; - наличие приемов, направленных на пробуждение интереса к предмету; - стиль взаимоотношений с учащимися; - дисциплина на уроке; - методы активизации познавательной деятельности на уроке. |
Работа классного руководителя | -Воспитательная система класса; - работа с журналом, дневниками; - работа с родителями; - индивидуальная работа с учащимися - связь урочной и неурочной работы в классе. |
Учеба учащихся | - Уровень знаний учащихся; - самооценка; - наблюдение за мотивированными учащимися, реализация их потенциала; - наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе. |
Психологическая атмосфера в классе | - Психологический микроклимат в классе; - характер отношений между учащимися; - учащимися и учителями; - учителями и родителями; |
Отношение родителей | - Участие родителей в жизни класса; - выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей. |