Внутришкольнй контроль в Маклинской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов

Разделы: Администрирование школы


ВШК – одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса.

Основные функциональные задачи ВШК:

- сбор и обработка информации о состоянии УВП;

- обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.

«Дерево целей» - упорядоченность и соподчиненность (иерархичность) разных целей по их масштабу и уровню

СУБЪЕКТЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

МАТРИЦА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВШК

Контроль по аспектам:

Объекты ВШК Акценты контроля
1. Учебный процесс 1 Выполнение учебных программ, уровень знаний и навыков учащихся. Продуктивность работы учителя.
2 Индивидуальная работа с одаренными учащимися.
3 Индивидуальная работа со слаборазвитыми детьми.
4 Качество внеурочной предметной деятельности.
5 Навыки самостоятельного познания у учащихся.
6 Учебная среда.
7 Условия учебно-воспитательного процесса. 1. Нормативно-правовая база школы.
2. Учебно-воспитательная развивающая среда.
3. Информационно-методическая оснащенность.
4. Обеспеченность учебно-техническим оборудованием.
5. Обеспеченность учебной и методической литературой.
6. Социум ОУ.
7. Санитарно-гигиеническое состояние школы.
8. Охрана труда.
8 Научная и экспериментальная деятельность 1. Соответствие этой деятельности концепции школы.
2. Степень научной обоснованности нововведений
3. Результативность нововведений.
4. Уровень научной образованности педагогов.
5. Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся.
9 Воспитательный процесс. 1. Уровень воспитанности учащихся.
2. Уровень общественной активности учащихся.
3. Качество работы классных руководителей.
4. Участие родителей в воспитательном процессе.
5. Качество общешкольных традиционных мероприятий.
6. Здоровье и физическая подготовка учащихся.
7. Качество профилактической работы с педагогически запущенными учащимися.
8. Качество работы социально-психологической службы школы.
9. Воспитательная среда.
10 Методическая работа 1. Методический уровень каждого учителя.
2. Методический уровень каждого классного руководителя.
3. Механизмы распространения педагогического опыта.
4. Повышение квалификации педагогов.
5. Методический сервис школы.
6. Психологическое состояние коллектива 1. Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей.
2. Психологическая подготовленность коллектива к решению проблемы, нововведению.

Контроль по объектам

Форма контроля Объекты контроля
Классно-обобщающий 1. Психологический микроклимат в классе.
2. Координация педагогов по работе с классом.
3. Уровень знаний и воспитанности учащихся класса.
4. Качество и методы преподавания в классе.
5. Связь урочной и внеурочной работы в классе.
6. Качество работы классного руководителя, воспитательная система класса.
7. Выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.
Фронтальный 1. Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов.
2. Состояние работ классных руководителей во всех классах или в параллели.
3. Персональное фронтальное изучение системы работы педагогов, готовящихся к аттестации.
Тематический 1. Работа всего коллектива над какой –либо проблемой.
2. Уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме предмета.
3. Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении
Продуктивный 1. Уровень достижения ГОС.
2. Профессиональный рост педагогов.
3. Уровень работы школы по результатам ЕГЭ.
4. Продуктивность преподавательской деятельности (методический уровень, уровень знаний предмета преподавания)
Обзорный 1. Состояние школьной документации.
2. Состояние трудовой дисциплины учителей.
3. Состояние посещаемости учащихся.

Планирование ВШК необходимо рассматривать как процесс моделирования объектно-субъектных отношений в управлении школой, так как современные подходы к перестройке и обновлению функций контроля предполагают участие в этом процессе всего педагогического коллектива.

Примерные программы ВШК

Программа тематического контроля «Изучение системы оценивания учителями русского языка и литературы работы учащихся, соответствие требованиям»

Цель Получение объективной информации о системе оценивания работы учащихся, наличие внутреннего понимания актуальности данной проблемы, теоретическая подготовленность к ее решению.

Задачи:

  • Изучение деятельности учителя на уроке по контролю ЗУН, актуализации.
  • Изучение деятельности учителя по оцениванию письменных работ учащихся.
  • Соответствие деятельности учителя требованиям к учителям-предметникам.

Формы контроля:

  • Посещение уроков с последующим анализом;
  • Административная контрольная работа;
  • Анкетирование учащихся;
  • Проверка тетрадей;
  • Взаимопроверка соответствия выставления оценок за письменные работы;
  • Индивидуальная работа с учителями.
Объекты контроля Вопросы контроля
1. Деятельность учителя на уроке. - Наличие системы контроля и учета знаний;
- уровень требований к знаниям учащихся;
- аргументированность выставления оценки, наличие комментария к ее выставлению;
- дифференцированный подход в работе с учащимися;
- выполнение норм единого орфографического режима;
- стимулирующая функция оценки знаний учащихся.
2. Система оценивания письменных работ. - Наличие теоретических знаний по нормам оценивания и срокам проверки письменных работ учащихся;
- соответствие выставления оценок нормам.
3. Учеба учащихся - Уровень знаний учащихся;
- удовлетворенность обучением по предмету;
- наблюдение за мотивированными учащимися, реализация их потенциала;
- наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе.

Программа классно-обобщающего контроля «Изучение организации педагогического процесса в 10-х классах»

Цель Определение состояния организации классного коллектива, условий оптимизации УВП, проблем преподавания учебных предметов с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их решения в период адаптации.

Задачи:

  • Составление социально-педагогической характеристики учащихся 10-х классов.
  • Определение психологического состояния учащихся в новом классном коллективе.
  • Определить основные направления совместной работы педагогического и ученического коллективов, родительской общественности по оптимизации образовательного процесса.
  • Изучение методики педагогов, способствующих привитию умений и навыков самостоятельной работы и развитию культуры общения учащихся на гуманистической основе.

Формы контроля:

  • Посещение уроков по всем предметам с последующим анализом;
  • Проверка дневников;
  • Анкетирование учащихся;
  • Рейд. Контроль посещаемости уроков учащимися;
  • Беседа с учителями, работающими в классах;
  • Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Объекты контроля Вопросы контроля
1. Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество слабо успевающих учеников, наибольшее количество пропусков уроков.
2. Качество и методы преподавания в классе.
3. Координация педагогов по работе с классом.
- Система контроля и учета знаний;
- уровень требований к знаниям учащихся;
- дифференцированный подход в работе с учащимися;
- доступность объяснения;
- наличие приемов, направленных на пробуждение интереса к предмету;
- стиль взаимоотношений с учащимися;
- дисциплина на уроке;
- методы активизации познавательной деятельности на уроке.
Работа классного руководителя -Воспитательная система класса;
- работа с журналом, дневниками;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с учащимися
- связь урочной и неурочной работы в классе.
Учеба учащихся - Уровень знаний учащихся;
- самооценка;
- наблюдение за мотивированными учащимися, реализация их потенциала;
- наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе.
Психологическая атмосфера в классе - Психологический микроклимат в классе;
- характер отношений между учащимися;
- учащимися и учителями;
- учителями и родителями;
Отношение родителей - Участие родителей в жизни класса;
- выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.