Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминаются слова Сократа о том, что “здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто”. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников.
О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Учителя надо обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей. Появившееся в последние годы понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Коллектив педагогов Тисульской начальной школы – детского сада работает по этой технологии третий год.
Первое, с чего начали.
Разработали и утвердили на педсовете 27 августа 2003 г. Образовательную программу оздоровления и физического развития детей Тисульской начальной школы – детского сада на 2003-08годы “Как воспитать здорового ребёнка”. У истоков этой программы стояла директор Ольга Фёдоровна Фролова.
Программа открывается общими положениями, далее определены цель программы, сроки её реализации (2003-08 годы), основные направления:
- Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
- Совершенствование санитарных условий учебно-воспитательного процесса.
- Формирование валеологической культуры в учебной деятельности
- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
В результате 2-х летней работы нашего педагогического коллектива по реализации программы:
- Пополнено наличие медицинского и спортивного
оборудования.
В школе имеются: люстры Чижевского, спортивные скамейки, обручи, мячи, скакалки, гимнастические лестницы. Оборудована игровая площадка, кабинет развития ребёнка, где имеются спортивные тренажёры, ортопедические мячи, сухой бассейн, мини-песочница и др. Оборудование используется при проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми, консультаций с педагогами, родителями наших воспитанников. - Более целенаправленно стала организация спортивной внеурочной работы: так 78% учащихся школы занимаются в спортивных секциях и танцевальных коллективах. Это хороший показатель.
- Совершенствовалась двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в тренажерном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
Ежемесячно проводятся Праздники здоровья. Такой праздник включает в себя:
- Приветствие команд
- Конкурс (например: “Как правильно почистить зубы” или “Красивая улыбка” или “Как правильно вымыть руки” и т.д.
- Стихи и песни, танцы о здоровье
- Эстафета
- Комплекс утренней зарядки
- Подвижная игра
- Эстафета с упражнениями на ловкость
- Ритмическая гимнастика
- Подвижная игра
- Подведение итогов
После Праздника здоровья практикуются домашние задания, например, составить режим дня, включая воскресенье, подготовить рисунок “Что я делаю ежедневно для укрепления здоровья”, написать рассказ “Мой выходной”, составить кроссворд “Здоровье”.
А вот как проводятся Дни здоровья (это примерная программа)
1. Гимнастика до занятий, уроков (по группам и классам)
2. Уроки, занятия, на которых весь дидактический материал подчинен теме “Человек и его здоровье”
3. Динамическая перемена на улице после 3 урока
4. Обед “Здоровье”
5. Праздник здоровья.
6. Круглый стол здоровья (для педагогов)
Улучшилась организация горячего питания: им охвачено 100% учащихся. Питание осуществляется по 10-дневному меню. При этом ежедневно в течение года все дети получают суточную дозу витамина “С” и фиточай с мёдом.
С 15 октября 2005 года по инициативе губернатора А.Г. Тулеева началась реализация областного проекта по витаминизации питания обучающихся. Каждый воспитанник школы –сада получает витаминизированный кисель вафли или печенье, обогащенные витаминно-минеральным комплексом.
- Приведена в систему работа с учащимися по формированию валеологической грамотности учащихся. Она включает:
Беседы по классам; например:
1-2-кл. “Одежда в разные времена года”
3-4 кл. “Гигиена кожи и уход за ней”
3 кл. “ Мы и наше здоровье”
1 кл. Гигиена школьника”
4 кл. Осанка человека. Роль осанки в жизни человека.
1-2 кл. Роль утренней зарядки в жизни человека
Анкетирование
Практические занятия, например, - проведение опыта “Никотин - враг № 1”
Внеклассные мероприятия “Папа, мама, я – спортивная семья”
“Молодецкие игры”
“ Парад войск” и др.
Выпуск живой газеты и т.д.
- Упорядочена и улучшена работа с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Завершается разработка цикла бесед “Как воспитать здорового ребёнка”.
Наработки за прошлые годы были представлены на районных семинарах-практикумах по здоровьесбережению.
Некоторые наши материалы по созданию здоровьесберегающей среды в начальной школе засняты и обогатили видеотеку Информационно Методического Центра районного управления образования.
1. 2005-06 учебный год начали с улучшения условий, с соблюдения санитарно-гигиенических требований к воздушно-тепловому режиму. Соблюдаем гигиенические требования Температура классных комнат 22 градуса, для нас поддержание рабочей температуры актуально, т.к. у нас очень жарко и требуется проветривание. Проветривание, влажная уборка и ионизация классов люстрой Чижевского проводится регулярно.
2. Учли, как и в предыдущий год, все физиолого-гигиенические требования к составлению
расписания уроков в школе (ориентировались на действующие СанПиНы).
2.1. Занятия проходят у нас в одну смену. Начало занятий в 8.30.
2.2. Для снятия статического напряжения, в целях профилактики утомления детей предусмотрены две динамические перемены (игровые) по 20 минут, которые проводят педагог-организатор и дежурный учитель. Проводятся переменки в хорошо проветренном зале, если позволяют погодные условия, то динамические перемены проходят на спортивной площадке, где сделана разметка для проведения игр и эстафет. Как вы заметили, перемены проводят два педагога. Организуют одновременно несколько игр. Они осуществляют дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Для проведения перемен в здании оборудованы тренажёр “Ладошки”, “Аллея прыгунов”.
2.3. Недельная нагрузка школьника 2 класса – 24 часа, в 3, 4 классах составляет 25 учебных часов, при 6-дневной неделе. Ежедневно проходит 4-5 уроков. Недельная нагрузка первоклассников –20 часов при 5 дневной неделе.
2.4. Расписание уроков составлено в соответствии со шкалой трудностей предметов (Сивков И.Г, 1988 г.)
В нашем расписании учебные предметы по трудности распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы (математика, русский язык) ставятся на те уроки, когда работоспособность детей максимальна. Это 1, 2 и 3 уроки. Причём оптимальная работоспособность - на 2 уроке.
2.5. Распределены учебные предметы различной трудности по дням недели. Учитывалось, что в понедельник происходит “врабатывание” в учебную работу, вторник и среда - дни оптимальной работоспособности. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.
2.6. У нас нет сдвоенных уроков.
2.7. Уроки физкультуры и трудового обучения снимают умственное утомление наших учащихся и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы в нашем расписании стоят 3 и 4 уроками и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей.(т.е. в четверг и пятницу).
2.8. Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников предусмотрен нами и облегчённый день среди недели. Это четверг.
2.9. Для облегчения адаптации первоклассников первые 10 дней проводилось по 3 урока длительностью 30 минут. В течение всего первого года предусмотрено “ступенчатое” обучение: 1 четверть – 3 урока по 30 минут, 2 четверть- 4 урока по 35 минут. 3 и 4 четверть – 4 урока по 45 минут.
Таким образом, правильно составленное расписание предупреждает появление переутомления.
До уроков ежедневно в каждом классе проводится утренняя зарядка
3. Следующее, на что обратили внимание, - организация урока. Это важнейшая составная часть здоровьесберегающей работы школы.
3.1. Продолжительность уроков 45 минут, исключение составляют лишь учащиеся 1 класса, у них “ступенчатое” обучение. Для учащихся 2 класса педагог использует комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (жужжащее чтение, разучивание комплексов физических упражнений и др.)
3.2. Во всех классах традиционно проводятся по 2 физминутки , 1 - через 20 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства)для снятия мышечного статического напряжения. Вторая физминутка проводится в зависимости от идущего предмета. Либо это физминутка для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, дыхательная гимнастика на (физкультуре), либо гимнастика для глаз.
3.3. Во всех классах есть офтальмологические тренажёры, разработанные профессором Базарным. Метод Базарного заключается в перемещении взгляда обучающихся по траекториям. Упражнения выполняются по команде учителя и только стоя. В соответствии с указанием стрелок взгляд учащегося движется по траектории: вправо-влево, вверх-вниз, по и против часовой стрелки, по “восьмёрке”.
3.4.Педагоги используют на уроке 4-7 видов учебной деятельности, продолжительность видов деятельности – 6-8 минут. Виды деятельности: опрос учащихся, чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий , ответы на вопросы, решение примеров, , задач и др.
3.5. Учителя используют на уроке не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. и др.
3.6. ТСО применяют в соответствии с гигиеническими нормами.
3.7. Чередуют позы учащихся в соответствии с видом работы. Учителя наблюдают за посадкой учащихся.
3.8. На уроках наших учителей преобладают положительные эмоции, используют и эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, пользуются юмористическими картинками, поговорками, афоризмами с комментариями, небольшими стихотворениями и т.п.
3.9. Речь педагогов адекватно эмоциональная, уроки проходят по типу диалога между учителем и учениками.
3.10. Утомление наступает быстрее, если нет положительной мотивации учащихся к обучению. Учителя продумывают приемы, направленные на развитие интереса к занятиям, поддерживают стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
3.11. Завершают свои уроки учителя спокойно: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует задание на дом.
Безусловно, создание и организация здоровьесберегающего урока – это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук.
4. Осуществляя внутришкольный контроль, мы, руководители школы, оцениваем урок и с позиции здоровьесбережения (Приложение 1). Данную структуру урока нужно использовать и при планировании уроков по здоровьесберегающим технологиям.
5. Отдельным расписанием предусмотрены факультативные и кружковые занятия
Они проводятся после часовой прогулки и обеда детей.
В школе работают 9 кружков различных направлений. Из которых
четыре кружка по здоровьесберегающей технологи. Это такие кружки:
“Школа здоровья” , “Ловкие пальчики” по развитию мелкой моторики кистей рук , “Азбука здоровья” , “Позвоночник - путь к здоровью”.
6. Психологом проводится релаксация для детей, на этих занятиях дети учатся расслабляться. В комплекс занятий входят упражнения для пальцев и кистей рук; основные навыки самомассажа; спокойные коллективные игры , упражнения, этюды; упражнения с ортопедическими мячами, подвижные игры. Проводится оздоровительная работа на тренажёрах с учащимися 2, 3, 4 классов в “Группе здоровья”. Это дети с избыточной или недостаточной массой тела. Психолог ведёт диагностику и на основе её результатов строит коррекционно-развивающие занятия с использованием тренингов, элементов кинезиологии (упражнения на развитие головного мозга через движение) , упражнений на расслабление.
7. Вопросы здоровьесбережения находят отражение в методической работе педагогического коллектива.
7.1. В школе начала работу творческая группа педагогов, заинтересованных проблемами здоровьесбережения. Первые шаги группы – оформление наглядных материалов по здоровьесберегающим технологиям (уголок “Для вас, родители”, где помещают советы родителям об улучшении здоровья детей, о режиме дня, о взаимоотношениях родителей и детей, о пользе компьютера и гигиенических нормах работы с ним, комплексы зарядок и т.п.; материалы для учителя “Ваше здоровье”, где размещены сменные материалы такие как “Учитель и стресс”, “Как сохранить зрение”, “Грипп и его осложнения”, “Как сохранить горло”, “Чтобы не болела голова” и др. Также оформлен стенд для детей. Участники творческой группы проводят открытые мероприятия, оформляют паспорта здоровья.
Таким образом, паспорт здоровья – один из способов отслеживания результатов работы педагогического коллектива по здоровьесбережению. Заполнение паспортов требует большой аналитической работы медсестры, психолога, учителя.
7.2. Вопросы здоровьесбережения становятся темами самообразования наших учителей. Так, учитель 2 класса Богданова О.Ю. после успешной аттестации на 1 кв. категорию выбрала новую тему самообразования
“Обучение здоровому образу жизни учащихся начальных классов через урочные и внеурочные формы деятельности”. Работа по теме рассчитана на 2 года, завершится творческим отчётом учителя в 2007 году.
7.3. Ежемесячно в школе проводится методический час. На этих часах наряду с другими вопросами проводятся практические занятия по здоровьесбережению.
В течение сентября-декабря 2005 г. разучили с педагогами зарядку для глаз; методику проведения точечного массажа. А в прошлом учебном году изучили полный курс-тренинг “Введение в школьную жизнь”.
Материалы методических занятий по здоровьесбережению оформляются и сосредотачиваются в методическом кабинете школы.
Целенаправленная работа школы-сада по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся приносит положительные результаты.
На диаграмме голубой цвет – 2003 год, фиолетовый – 2005 год
Из диаграммы видно, что снизилось количество детей с отклонениями в состоянии здоровья. В 2003 г. – было 36 учащихся, в 2005г. – стало 19.
В том числе имели отклонения в физическом развитии в 2003 г. – 8 человек, в 2005 г. – стало 3 учащихся; из числа этих детей страдают хроническими заболеваниями в 2003 г. – было 28, а в 2005 г. – стало 16 человек.
Работу по здоровьесберегающим технологиям будем продолжать и совершенствовать. Приведённые выше результаты подтверждают, что мы на правильном пути и работы у нас в этом направлении ещё много.