Развитие диалоговой культуры учащихся начальной школы на основе элементов КСО (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Современному первокласснику недостаточно уметь читать и считать при поступлении в школу, нужно иметь хотя бы небольшой навык общения: уметь слушать, слышать, относительно связно высказывать свою мысль. Поэтому с первых дней работы с детьми я использую комплексы методических приёмов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию. В течение всего времени обучения в начальной школе идёт работа над связной речью.

Малоисследованной является проблема организации учебной деятельности, направленная на овладение учащимися диалога, как универсального средства общения. Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Осуществление приёмов обучения диалогу можно построить на основе коллективного способа обучения (КСО).

О КСО, разработанном доцентом Красноярского университета, кандидатом педагогических наук В.К. Дьяченко, я узнала в Красноярском институте совершенствования учителей, на семинарах по теории и практике КСО и решила - попробую применить.

Одна из форм коллективных занятий - это работа в парах сменного состава. Эти пары не замкнутые, а открытые: каждый по очереди работает то в роли обучаемого, то в роли обучающего. При систематической коллективной работе все ученики по очереди работают со всеми; все обучают и воспитывают.

Это выражается в следующем:

  • ученик - равноправный участник обучения, он участвует в контроле и оценке;
  • ученику предоставляется право выбора материала при самоподготовке, его участие в обучении заключается не только в принятии готового материала, но и в выдаче своего;
  • ученик должен строить взаимоотношения не только в своей паре, но и с каждым учеником в отдельности.

Основным уроком для этой деятельности я выбрала природоведение, учебник “Мир вокруг нас” под редакцией А.А.Плешакова.

Материал учебника соответствует требованиям работы в парах: темы просты, материал доступен для самостоятельного изучения, можно найти дополнительную информацию, используя энциклопедии, телевизионные передачи, помощь родителей, интернет. Одним из условий работы должно быть систематическое выполнение домашнего задания, иначе теряется смысл работы в паре. Материал каждый готовит в виде мини- выступления. При работе в паре идёт свободное общение, во время которого “учитель” слушает, оценивает, задаёт вопросы, высказывает своё мнение. Затем роли в парах меняются и цикл повторяется. Новую пару дети отыскивают визуально, садятся вдвоём и продолжают работать вместе. Учитель слушает, отмечает для себя положительные и отрицательные моменты. Если диалог не получается, он приглашает пассивного ученика и работает с ним индивидуально. Во время использования этого приема дети свободно перемещаются по классу. Это дает возможность не проводить физминутки и исключает переутомление.

За 10-15 минут до окончания урока подводятся итоги. Работы анализируются и оцениваются детьми, учитывается наличие дополнительной информации, интересная форма подачи, примеры с любопытными фактами. Учащиеся оценивают сообщения добросовестно, отметка, как правило, не завышается, но и не занижается.

Такую форму занятий я использовала систематически в течение 2-х лет и заметила, что дети стали свободнее в общении, довольно грамотно владеют устной и письменной речью. Учащиеся легко пишут изложения, передавая содержание близко к тексту. Исчезла необходимость в подготовке пересказа, как домашнего задания. Приобретённые качества позволили детям принимать активное участие в школьных мероприятиях, творческих отчётах, в работе НОУ. Все эти навыки и умения пригодились учащимся в 5 классе, они легко преодолели адаптационный период и легко преодолевают материалы по устным предметам. Учитель истории отмечает свободное изложение мыслей, обоснованность ответов, участие в дискуссиях.

Качество успеваемости с 80% на выходе из начальной школы повысилось до 83% на конец первого полугодия в 5 классе.

Основываясь на полученных результатах, считаю, что такую работу следует проводить. Но это живой процесс, который требует дополнения, обновления и развития.