Цели урока:
- расширить представление учащихся об информации
- научиться различать информативность сообщений
- усвоить, что знание – первая ступень при работе человека с информацией.
- Совершенствование навыков работы с текстовым редактором MS Word
Основные понятия:
- Информация
- информативность
- знание
- факт
- правило.
Задачи:
- составить цепочку логических вопросов, которые должны привести учащихся к теме урока и основным определениям;
- при помощи презентации, созданной для этого урока (см. Приложение), вести урок в нужном направлении (с возвратом к предыдущему материалу и/или переходам по тематике)
- Подвести учеников к выводам по уроку, на базе рассмотренных примеров и понятий.
- Основная задача учителя организовать работу учеников так, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, компьютер, слайды компьютерной презентации.
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.
ХОД УРОКА
I. Мотивация и цель
Задается ряд вопросов, например:
- Что для современного человека является главным в сегодняшней жизни?
- Что является главной составляющей в названии учебного предмета “Информатика”?
- Почему XXI век называется ИНФОРМАЦИОННЫМ?
Из ответов формулируется тема раздела
“Человек и информация”.
На экране появляется 1-й слайд презентации с
названием темы раздела.
На нем кроме названия находятся рисунки,
отображающие смысл этого раздела.
Учащимся предлагается объяснить смысл,
заложенный в этих рисунках.
Задаются вопросы для определения темы урока.
- Что такое информация?
- Что является информацией для человека?
- Для чего надо уметь работать с информацией?
В результате определяется тема урока – “Информация и знания”
Переход на следующий слайд “Оглавление”, в котором на экране появляется название темы.
II. Актуализация
Переход на следующий слайд происходит по гиперссылке (щелчок на названии темы). По щелчку мыши, на экране появляется название “Информация и знание”.
При фронтальном вопросе предлагается дать определение термина “знание”. А также задается вопросы:
- Для чего нужны знания?
- Насколько актуальна проблема получения знаний в наше время?
По щелчку мыши на экране появляется определение: “Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников”.
Сравниваем это определение с предположениями учеников.
Затем пытаемся выяснить, что же может пополнить наши знания?
Ученики высказывают свои предположения.
По щелчку мыши на экране появляется определение информативности сообщения: “Сообщения, полученные человеком, могут пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются понятными и новыми”
Приводятся примеры:
- Сообщение “Треугольник – фигура, имеющая три угла и три стороны” неинформативно для ученика 6 класса, т.к. не расширит его знания, но для ученика 1 класса несет новую информацию и, следовательно, информативно.
- Текст на арабском языке – для нас неинформативен.
- Определения производной из курса математики для 10 класса неинформативно для ученика 6 класса.
III. Организационно-деятельный этап
Переход на следующий слайд по щелчку мыши.
На экране последовательно в темпе, удобном для
учителя, появляются (по щелчку) элементы
структурной схемы:
Выясняем, что при описании фактов мы
говорим: “Я знаю что …”
Переход по гиперссылке при нажатии на блок
“Факты”.
Ученикам дается задание привести несколько фактов из различных школьных предметов. (Работа с рабочими тетрадями) – индивидуальная работа. Нажав на кнопку перехода возвращается к слайду со структурной схемой. Затем учитель объясняет, что факты делятся на категории:
- явления;
- события;
- свойства;
- зависимость между объектами.
На экране по щелчку появляются эти названия.
Ученикам предлагается работа по определению, к
какой категории принадлежат приведенные ими
факты. (Работа в парах.)
Затем заслушиваются эти ответы и, при совместном
обсуждении приходим к правильному выводу.
Переходим к следующей группе знаний, которая
отвечает на вопрос “Я знаю как… ” – правилам.
Ученикам предлагается:
- самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации;
по щелчку мыши на экране появляется определение:
- привести примеры из различных учебных предметов (Работа с рабочими тетрадями – работа в группах.)
- предлагается дома подумать над вопросами:
- Как называется процесс получения знаний? (Ппознание.)
- Как можно получать знания? (При помощи органов чувств и логического мышления.)
IV. Контрольно-оценочный этап
Блиц-опрос (один вопрос – 1 балл)
-
Информация для человека – это ….
- Информативное сообщение – это …
- Все знания делятся на …
- Факты – это знания о …
- К правилам относятся: ...
- Формы получения знаний о реальной действительности: ...
Выводы:
В результате приходим к выводам, что:
- Знание являются основой для успешной умственной деятельности.
- Процесс познания – это отражение реальной действительности в сознании человека.
- Существует две формы познания – чувственное и логическое, о которых мы будем говорить на следующих уроках
V. Рефлексивно-оценочный этап
Создать документ MS Word, в котором учащимся предлагается:
- придумать примеры информативных и неинформативных сообщений. Ответы обосновать.
- Привести примеры фактов из области истории, биологии, географии или других учебных предметов и определить их категорию.
- Привести примеры правил, изученных на уроках русского языка или математика.
- Составить рассказ по рисункам, которые были помещены на первом слайде презентации.
- В работе использовать списки.
- Отформатировать текст и показать преподавателю.
Можно выбрать любое задание на усмотрение учащегося.
Задания с различным уровнем сложности. Ученик может выбрать себе задание по своему уровню. Каждый уровень оценивается по 5-балльной системе. Эти задания можно выполнить дома, но на уроке должен быть один законченный и оформленный по правилам документ.
Лучшие примеры и рассказы могут быть помещены на слайдах презентации. Для них специально созданы слайды с названиями учебных предметов.
VI. Домашнее задание
- Выполнить задание в рабочей тетради.
- § 2.1.
- Придумать рисунки, которые могли бы иллюстрировать понятия знания и информация.
Список литературы:
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6-го класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005
- Босова Л.Л., Босова А.Ю.Уроки информатики в 5–6-х классах. Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.