Урок разработан по технологии модульного обучения. При модульном подходе:
- содержание обучения представлено в законченных самостоятельных единицах;
- максимальное количество времени отводится для самостоятельной работы ученика.
Учебный модуль включает в себя следующие учебные элементы (УЭ):
УЭ1 – интегрирующая цель, содержит указание не только на объем изучаемого материала, но и на уровень усвоения;
УЭ2 – входной контроль, который позволяет получить информацию об уровне готовности учащихся к восприятию нового учебного материала, готовности к работе. При необходимости проводится коррекция;
УЭ3- информационный банк содержит алгоритмы работы, опорные конспекты, логические схемы, компьютерные обучающие программы, ссылки на учебник и др. альтернативные источники, систему заданий, указания по выполнению работы, карточки-консультации;
УЭ4 – выходной контроль необходим для выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечения их коррекции.
УЭ5-рефлексия, осознание, осмысление собственной деятельности, анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспектив дальнейшей работы.
Структура занятия, построенного на работе с учебными элементами [1].
1. Вводный инструктаж.
На этом этапе преподаватель определяет задачи данного занятия, представляет группе учебный элемент, который осваивается на занятии, устанавливает связь этого элемента с предыдущими и последующими.
2. Ориентация в учебном элементе.
На этом этапе обучаемые составляют представление о структуре данного УЭ, уясняют цели УЭ, определяют входные характеристики, знакомятся с условиями проверки достижений.
3. Выполнение учебного элемента включает в себя освоение содержания УЭ, выполнение заданий и упражнений.
4. Оценка достижений и проверка результатов работы с учебным элементом включает выполнение тестовых заданий, учащиеся самостоятельно или с помощью преподавателя и его ассистентов определяют степень достижения целей учебного элемента.
Оборудование урока: технологическая карта ученика, лист самоконтроля, лист рефлексии, тестирующая программа Supertest.
Технологическая карта ученика
№ УЭ |
Содержание задания |
Управление обучением |
УЭ0 |
Интегрирующая цель: По завершении
работы над учебными элементами учащимся
необходимо Знать:
Уметь: применять циклические алгоритмы с известным числом повторений при решении задач. Учиться:
Увидеть: практическую значимость темы. Желаю успеха! |
|
УЭ1 |
Цель: познакомиться с различными
способами представления циклического алгоритма.
|
Учебник «Информатика-9» стр 58-59. [2]
Папка Уроки – QBasic-цикл_For.ppt |
УЭ2 |
Цель: проверить насколько Вы
успешно усвоили теоретический материал.
|
Папка Ученик – Контрольный срез -Цикл_For_теория |
УЭ3 |
Цель: восполнить пробелы в
полученных знаниях.
|
|
УЭ4 |
Цель: выяснить влияние различных
параметров цикла, научиться записывать
заголовок цикла различными способами.
|
Папка Ученик –Qbasic Лист конспекта |
УЭ5 |
Цель: научиться составлять задачи с
использованием команды цикла с известным числом
повторений.
Задания 1 уровня.
Задания 2 уровня.
Задание 3 уровня. Одноклеточная амеба делится каждые 3 часа на 2 клетки. Определить, сколько клеток будет через 3,6,9,12 … 24 часа. (Ответ для контроля: 257) – 4 балла Если ты справился с заданием раньше остальных, переходи к УЭ6. 5. Проставь в лист самоконтроля баллы за каждое правильно выполненное задание. |
Папка Ученик –Qbasic Лист конспекта |
УЭ6 |
Цель: определение зоны ближайшего
развития. (7 баллов) Задача. Даны два числа А и В. Не используя операцию умножения найди произведение этих чисел. Проверь программу в работе. Покажи работу учителю. |
|
УЭ7 |
Цель: познакомиться с примерами
использования циклических алгоритмов при
решении задач в практической деятельности
человека.
Представитель группы готовит свое выступление. Остальные, не теряя времени, переходят к выполнению УЭ7 |
|
УЭ8 |
Цель: проверить усвоение учащимися
темы
|
Папка Ученик – Контрольный срез -Цикл_For_итог |
УЭ9 |
Резюме (вывод). 1. Самостоятельно сделай вывод, достигли ли Вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие цели стояли перед Вами. 1. В листе контроля в графе «Сумма баллов» проставьте общее число баллов за все учебные элементы. В зависимости от полученной суммы баллов выберите домашнее задание. меньше 20 баллов – 1 уровень - п. 1.8, стр. 63, вопр 1- 3, задачи 1 и 2 20 – 25 баллов – 2 уровень - п. 1.8, стр. 63, вопр 1- 3, задачи 2 и 3 Больше 25 баллов - 3 уровень - п. 1.8, стр. 63, вопр 1- 3, задачи 3 и 4 |
|
УЭ10 |
Заполните лист качественного контроля (рефлексия) |
Спасибо за работу!
Лист конспекта
Тема: ______________________________________________________
Цикл – это ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Виды циклов:
1. _________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________________
Представление алгоритма с помощью блок-схемы (рис. 1)
Представление алгоритма на алгоритмическом языке (рис. 2)
Представление алгоритма на языке программирования (рис. 3)
Команда цикла с известным числом повторение предназначена для__________________________
____________________________________________________________________________________
Задача №1
FOR X=20 TO 5 STEP –5
PRINT X
NEXT
1) Измени первоначальный заголовок цикла FOR X=10 TO 5 STEP –5
Ряд чисел ________________________________________________________________________
Ряд чисел изменился потому, что ____________________________________________________
2) Измени первоначальный заголовок цикла FOR X=20 TO 10 STEP –5
Ряд чисел ________________________________________________________________________
Ряд чисел изменился потому, что ____________________________________________________
3) Измени первоначальный заголовок цикла FOR X=20 TO 5 STEP –2
Ряд чисел ________________________________________________________________________
Ряд чисел изменился потому, что ____________________________________________________
4) Измени первоначальный заголовок цикла FOR X=20 TO 5 STEP 5
Ряд чисел ________________________________________________________________________
Ряд чисел изменился потому, что ____________________________________________________
5) Как нужно изменить заголовок цикла, чтобы получить ряд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10?
Запиши заголовок цикла на языке программирования___________________________________
6) Как нужно изменить заголовок цикла, чтобы получить ряд 4 7 10 13 16 19 22?
Запиши заголовок цикла на алгоритмическом языке
для ______________________________________
нц
________________________________
кц
7) Как нужно изменить заголовок цикла, чтобы получить ряд -10 –20 –30 –40 –50?
Запиши заголовок цикла с помощью языка блок-схем (рис. 4)
Задача № 2
10 REM ____________________________
20 S=0
30 FOR N=1 TO 50
40 S=S+N
50 NEXT N
60 PRINT S
70 END
Задача 3
Алгоритмический язык
алг____________________________________
_______________________________________
_______________________________________
______________________________________
_______________________________________
______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Язык программирования
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Блок-схема
Домашнее задание
1. Определи, какой результат появится на экране после выполнения программы (без компьютера):
S=0 : FOR I = 4 TO –6 STEP –4
S=S+1
NEXT I: PRINT S
2. Составить программу перевода температуры из градусов Цельсия в Фаренгейты по формуле F=1.8*C+32 в диапазоне температур от 15 градусов до 30 градусов с шагом в 1 градус.
3. Построить таблицу значений функции в диапазоне от –10 до 10 с шагом 1. Функция задана формулой y = 1/(x2-9).
4. Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал дневную норму на 10% от нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней?
Дополнительное задание.
Попробуйте построить рисунок из окружностей вида (рис. 5)
Лист самоконтроля
Фамилия, имя _____________________________ Класс ___________________________________
№ УЭ | Вид деятельности |
№ задания | ||||||||
Максимальный балл |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итог |
||
УЭ1 | Конспект | 3 |
||||||||
УЭ2 | Тест по теории | 5 |
||||||||
УЭ4 | Решение задач | 7 |
||||||||
УЭ5 | Уровневые задачи | 4 |
||||||||
УЭ6 | Дополнительный балл | 7 |
||||||||
УЭ7 | Работа в группе | 5 |
||||||||
УЭ8 | Итоговый тест | 5 |
||||||||
УЭ9 | Оценка за выступление | 5 |
||||||||
Всего за урок |
Рефлексия
Какое значение имеют для тебя знания и умения, полученные на уроке? |
Как ты оцениваешь полученные тобой сегодня знания? |
С каким настроением ты изучал сегодня материал? |
Как оцениваешь свою деятельность на уроке? |
Как оцениваешь деятельность партнера (группы)? |
Не очень Важны Очень важны |
Неосознанные Осознанные Глубокие |
Не интересно Не очень интересно Было интересно |
Удовлетворительно Хорошо Отлично |
Удовлетворительно Хорошо Отлично |
Тест “Цикл_ For_теория”
Найди соответствие |
|
|
а) проверяет условие окончания
цикла и изменяет параметр на величину шага б) изменяет параметр на величину шага и проверяет условие окончания цикла в) устанавливает начальное значение параметра г) устанавливает значение шага изменения параметра |
|
|
|
- Рассмотри текст программы
10 FOR D=6 TO 22 STEP 4
20 K=K+1
30 PRINT K
40 NEXT
а) Укажи номер строки, в которой записан номер заголовка цикла
б) В какой строке записан конец цикла
в) В каких строках записано тело цикла (команды цикла)
г) Как называется переменная цикла
д) Укажи начальное значение переменной цикла
е) Укажи конечное значение переменной цикла
ж) Укажи шаг изменения цикла
Тест “Цикл_ For_итог”
1. Рассмотри текст программы.
10 FOR K=4 TO -6 STEP -4
20 S=S+K
30 NEXT
40 PRINT S
Какой результат появится после выполнения программы?
2. Рассмотри текст программы.
10 FOR K=10 TO 8 STEP 1
20 NEXT
Сколько раз исполнится данный цикл?
3. Найди значение Х после выполнения программы.
10 FOR K=1 TO 4 STEP 1
20 Х=K
30 NEXT
40 PRINT Х
4. Найди значение Х после выполнения программы.
10 FOR K=4 TO 1 STEP -2
20 Х=K
30 NEXT
40 PRINT Х
5. Найди значение Х после выполнения программы.
10 FOR K=1 TO 4 STEP 2
20 Х=K
30 NEXT
40 PRINT Х
6. Найди значение Х после выполнения программы.
10 FOR K=1 TO 4 STEP 5
20 Х=K
30 NEXT
40 PRINT Х
Задания для работы в группах
Построй таблицу значений функции у = х5 – х2 + х–1 на интервале от –5 до 5 с шагом 0,5 Программа должна выдавать значения в два столбика Первый- значения Х, второй – значения У |
Построй таблицу умножения для числа 3 Результат работы программы: 3*1=3 3*2=6 … 3*10=30 |
Вычисли сумму арифметической прогрессии, состоящей их 40 членов, первый член которой равен 3, разность равна 2. |
Построй график функции в диапазоне от 0 до 6,28. Значения задаются формулами. x(t)=3/2cos(t)3 y(t) = sin (t) +2/3cos(2t) |
Построй в координатной плоскости графики функций у = x2 , у = 10x2 , у = 0,1x2 Сделай вывод, как изменяется функция. |
План выступления группы
- Какая задача была поставлена перед Вами?
- Укажите способ представления алгоритма. Обоснуйте свой выбор.
- Какие условия повлияли на выбор параметров в заголовке цикла?
- Для какого класса задач возможно использование данного алгоритма?
Литература
- Лебедева М. Б., Соколова Е. И. Методика применения учебных элементов в курсе информатики //Информатика и образование
Ермеков Н. и др. Информатика. Учебник для 9 класса. – Алматы,. “Жазушы