Тема урока: Систематизация знаний
Цели мероприятия:
- формирование системы знаний, умений и навыков учащихся по правилам дорожного движения;
- развитие наблюдательности, самостоятельности мышления, внимательности на дорогах;
- воспитание культуры поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне.
Форма урока: игра.
Оборудование:
- плакаты дорожных знаков,
- модель светофора,
- плакаты с изображением различных транспортных средств,
- жезл,
- велосипеды,
- указатели дорожных знаков на подставках.
Внеклассное мероприятие проводится в зале, который оформляется в виде городской улицы. На полу приклеены узкие полоски, изображающие мостовую, тротуар, 3 пешеходных перехода-“зебра”, первый - регулируемый светофором, второй – регулировщиком, третий переход нерегулируемый. Расставлены дорожные знаки. Часть учеников на маленьких велосипедах участвуют в игре в роли водителей, другая – в роли пешеходов.
Учитель:
- Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Всё в движении. Мы живем в мире скоростей. Поэтому каждый из нас должен очень хорошо знать правила безопасного дорожного движения.
- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?
Учащиеся:
- Нет! Не только водители, но и пешеходы!
Учитель:
- Кого можно назвать пешеходом?
Учащиеся:
Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.
Учитель:
- А кто такой пассажир?
Учащиеся:
- Это люди, которые находятся в транспорте.
Учитель:
- А кого называют водителем? (Ответы учащихся.)
- Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.
- А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?
(Светофор, инспектор дорожного движения, регулировщик, дорожные знаки.)
Учитель:
- Правильно, ребята. Сегодня у нас в гостях ваши помощники и друзья: светофор, регулировщик и юный инспектор дорожного движения (ЮИДД).
(Заходят ученики: одетый в костюм светофора, регулировщика и юного инспектора.).
Инспектор:
- Я - юный инспектор дорожного движения. Помогаю детям изучать правила дорожного движения для того, чтобы с ними не случались несчастные случаи на дорогах. Посмотрите, что у меня в руке?
Учащиеся:
- Дорожные знаки.
Инспектор:
- Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.
1) Это знак предупреждающий, он информирует водителей о приближении к опасному участку дороги (“будь осторожен”).
2) Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения (“нельзя”).
3) Предупреждающие знаки указывают определенные требования по направлению движения, скорости и видам транспортных средств (“разрешено”).
4) Информационно-указательные знаки вводят определенные режимы движения “можно”).
5) Знаки сервиса информируют расположение соответствующих объектов.
Учитель:
- Ребята, а что вы сами знаете о знаках дорожного движения?
(Дети читают стихи о знаках дорожного движения)
1 учащийся.
По плоским черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет-
Пешеходный переход!
2 учащийся.
Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!
3 учащийся.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо. (Место стоянки).
4 учащийся.
Говорит мне мой сосед:
- Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай педалями крути!
- Нет, приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!
5 учащийся.
Этот знак довольно прост -
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся - там сошел,
Безопасно, хорошо!
6 учащийся.
Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!
7 учащийся.
Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).
8 учащийся.
Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!
9 учащийся.
Детвора, дома, газоны,
Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак - “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
А водитель будь, смотри,
Аккуратней раза в три.
Учитель:
- Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем - светофором.
Светофор:
- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
(Читает стихотворение А. Северного).
Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий красный свет,
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтобы спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый,
В середине свет.
А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
- Ребята, а что вы еще знаете о светофоре?
(Дети читают стихотворение В.Кожевника.)
1 учащийся.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
2 учащийся.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкий
Самый главный командир.
3 учащийся.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
4 учащийся.
Я его конечно знаю.
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!
Учитель:
- А теперь дадим слово регулировщику.
Регулировщик.
- Я – регулировщик. Всегда прихожу на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Стою на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Как называется эта волшебная палочка?
Учащиеся.
- Жезл.
Регулировщик.
- Почему же именно жезл? Когда-то жезл представлял из себя длинную трость, украшенную дорогими камнями, и был символом большой власти. С жезлом в руках выходили к народу короли и полководцы. Сейчас же маленькие и скромные жезлы остались лишь у регулировщиков. Но они продолжают обладать большой властью, ведь они командуют дорожным движением.
Регулировщиком может быть не каждый, а знающий определенные движения. Движения регулировщика жезлом соответствуют трем цветам светофора.
Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх - значит подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом - это значит можно переходить улицу.
Учитель.
- Сейчас мы с вами поиграем. Но перед этим я вам загадаю несколько загадок и задам вопросы. Тот, кто правильно ответит, будет участвовать в игре: “Осторожно, улица!,”.
Маленькие домики
По улице бегут
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили).
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят. (Улица).
Встало с края улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогают улицу людям перейти. (Светофор).
Вот по рельсам мчит машина
Держится за провода.
И не надо ей бензина
Чтобы мчаться туда- сюда. (Трамвай).
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет,
Это мой … (Велосипед).
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога).
Вопросы.
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).
- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).
- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).
- Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).
- Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).
- Со скольки лет разрешается ездить на велосипеде? (14 лет).
После того, как дети отгадают загадки, учитель объясняет правила игры. Детям показывается, как нужно переходить улицу по нерегулируемым переходам и регулируемым светофором или регулировщиком переходам.
Зал превращается в оживленную улицу с перекрестками и дорожными знаками. Дети становятся участниками движения: “водителями автомобилей” - на велосипедах - и “пешеходами”. Помощниками в игре являются светофор, регулировщик и юный инспектор движения. Водители едут по “мостовой”, останавливаясь на светофоре, обращая внимание на движения регулировщика и пропуская пешеходов на нерегулируемом переходе. А пешеходы двигаются по “тротуарам”, переходят улицу по пешеходным переходам. Игра идет в течении 10 минут. Во время игры неожиданно появляется Незнайка, который создает ситуацию дорожного транспортного происшествия. Он выбегает на проезжую часть с мячом, отбивая его об пол.
Незнайка.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Регулировщик свистит в свисток и останавливает Незнайку.
Регулировщик.
- Да ,это же Незнайка. Незнайка, нельзя играть на мостовой, это очень опасно.
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры в эти,
Бегать можно без оглядки,
Во дворе и на площадке.
Незнайка.
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал:
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути,
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Учитель.
- Дети наши знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут, как надо вести себя на улицах города.
(Дети читают стихотворения В. Пишумова).
1 учащийся.
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
2 учащийся.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
3 учащийся.
Как таблицу умножения, как урок,
Помни правила движения назубок!
4 учащийся.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!
5 учащийся.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
6 учащийся.
И проспекты, и бульвары -
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
7 учащийся.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ется!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
8 учащийся.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ется!
При зеленом, даже детям,
Разрешается!
9 учащийся.
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Учитель.
Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения. И Незнайку научили: как нужно вести себя на улице. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Ребята, никогда не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.