Основной целью данного урока - в интересной форме познакомить учащихся с биографией ученого, а также обобщить и систематизировать знания по физике, литературе и русскому языку.
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся. Развить интерес к изучению деятельности ученых нашего государства.
ХОД УРОКА
Урок- викторина проходит в три этапа. Конкурсы проводятся в виде эстафеты. Оценивается быстрота и правильность ответов. Листки с заданиями передаются командам. Жюри оценивает конкурсы в пятибалльной системе.
I. Организационный этап.
1. Участники из трех 7-х классов создают команды “Юные исследователи”, “Академики” и “Мыслители”, выбираются капитаны , которые представляют свои команды.
2. Вводное слово учителя
Урок целесообразно начать с эмоционального слова учителя о многосторонней и плодотворной деятельности великого ученого и поэта в области теории и практики русского языка, литературы и физики. На доске портрет М.В. Ломоносова, выставка книг о нем и эпиграф к уроку-викторине.
“…может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.”
II. Литературно-публицистический этап.
Зачитывается ода М.В. Ломоносова, в это время участники команд должны выписать: историзмы, старославянские высказывания.
Вспомнить какие открытия в литературе и языкознании сделал М.В.Ломоносов . (Теория трех штилей.)
1. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”
2. Определить основную мысль отрывка.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
III. Грамматический этап.
- Переписать, вставить пропущенные буквы.
- Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.
- Определить основную мысль отрывка.
- Найти составные глагольные сказуемые.
- Сделать синтаксический разбор первой строфы.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и на едине,
В покое сла…ки и в труде.
IV. Естественно-научный этап.
Команды заранее получили задание – найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся тепловых явлений, и подготовили небольшие сообщения. Затем отвечают по жребию на вопросы викторины.
Задания и вопросы к конкурсам и викторине.
Конкурс “Термины! Формулы!”
Термины | Формулы |
1. Внутрения энергия – определение. | 1. Q=(?)m(t2-t1 ) – название неизвестной величины, единица измерения. |
2. Количество теплоты – определение. | 2. При плавление: Q=(?)m – название неизвестной величины, единица измерения. |
3. Парооброзование – определение, способы парообразования ... | 3. При парообразование: Q=(?)m – название неизвестной величины, единица измерения. |
4. тепловые двигатели – определение, виды… | 4. При сгорание топлива: Q=(?)m название неизвестной величины, единица измерения. |
5. КПД теплового двигателя – определение. | 5. Cводы=Что это число значит? объяснить! |
6. Плавление – определение. | 6. При конденсации (?)=Lm название неизвестной величины, единица измерения. |
Конкурс “Порешаем!”
- 1. Какое количество теплоты отдаёт стакан кипятка (250 см3), остывая до температуры 140 С ? /Ответ :90,3 кДж./
- 2. Сколько каменного угля нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько её выделяется при сгорании бензина объёмом 6 м3? / Ответ: 6,53т./
- Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 270 С? /33,5 кДж./
- Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 г., взятой при температуре 0 С, для того, чтобы нагреть её до температуры кипения и испарения? /27200 Дж./
- Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу, равную 2,3*105кДж, и израсходовал при этом 2 кг бензина. Вычислить КПД этого двигателя. /25%/
V. Заключительный этап.
Выбираем лидера среди команд с помощью игры “Лото”. Участник достает бочонок с номером вопроса и отвечает на него. (Вопросы подобраны из биографии М.В. Ломоносова из литературы и физики.)
- Кто назвал М.В. Ломоносова “первым нашим университетом”? (А.С.Пушкин)
- Назовите науки, в которых М.В. Ломоносова оставил свой след. (Оптика, теплота, электричество, география, металлургия, история, химия, философия, литература, геология, астрономия.)
- Назовите дату и место рождения М.В. Ломоносова. (8 ноября 1711г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.)
- Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу? (Горному делу и для прохождения общего курса наук.)
- В апреле М.В. Ломоносова подал рапорт о назначении его профессором химии. Каков был ответ Академии? (3 мая 1745 г. конференция согласилась с тем , что он достойный кандидат на профессорское звание.)
- Какой завод был пущен в России в 1735 г. благодаря огромным усилиям М.В. Ломоносова? (Первый завод мозаичного стекла, ныне знаменитый завод художественных изделий под Санкт-Петербургом.)
- Когда был открыт первый университет? (В апреле 1755г. Московский университет был открыт.)
- Кто сказал о Ломоносове: “С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном”? (В.Г.Белинский)
- Автором какого всеобщего закона является Ломоносов? (Закон сохранения материи и движения.)
- Считали ли Ломоносова величайшим ученым его современники? (Ломоносов умер, почитаемый больше за организатора русской науки или за стихотворца, но никак не за величайшего ученого. Имя которого должно стоять рядом с Ньютоном и Франклином.)
- Перед пишущими в жанре красноречия ставились три задачи : учить, услаждать и поражать воображение.” В каком жанре Ломоносов выполнял эти задачи. (Ода)
- Из какого произведения слова эпиграфа?
VI. Подведение итогов: