Цели:
Образовательная – способствовать формированию навыков решения тригонометрических уравнений различными методами, рассмотреть другие методы решения.
Развивающая – развивать мыслительные навыки: анализа, сравнения, память учащихся, умение пользоваться дополнительной литературой; развивать математическую речь, логику рассуждений, навыки самоконтроля.
Воспитательная – воспитывать умение слушать товарищей, корректность в ведении дискуссии, аккуратность, культуру поведения.
Формирование общеучебных умений: пользоваться доской, организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки.
Тип урока: урок практикум.
Оборудование: Карточки с названиями методов; плакат и раздаточные карточки с тригонометрическими уравнениями; карточки с тестом; таблицы; доска; дополнительная литература; (карточки с индивидуальной практической работой).
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний:
- устная работа;
- работа с тестом.
4. Работа в группах.
5. Изучение нового метода решения.
6. Разные способы решения одного уравнения.
7. Самостоятельная работа (если осталось время).
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке.
Записать дату и тему урока.
Учащиеся вместе с учителем проговаривают цели урока.
Учитель делает психологическую установку: – на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться; – дать самому себе установку “понять и быть тем первым, который увидит ход решения”.
2. Проверка домашнего задания.
Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.
Консультанты подают учителю сведения о наличии и выполнении учащимися домашнего задания.
Учитель предлагает из домашней работы проверить решение двух уравнений, где заранее задумана ошибка в решении.
В ходе проверки учащиеся должны найти ошибку и аргументировать правильное решение.
3. Актуализация опорных знаний.
Задачи: направлена на актуализацию знаний учащихся по вопросам: решение простейших тригонометрических уравнений; свойства тригонометрических функций; формулы суммы и разности.
1) устная работа:
- найти корни уравнений: sinx = 1, tgx = 1, tgx = 0, cosx = 0;
- указать область определения функции: y = cosx, y = tgx;
- указать область значений функции: y = sinx, y = tgx;
- представить в виде произведения: sinx + sin2x, cos5x + cos3x.
2) индивидуальная работа с выбором ответа (с взаимопроверкой и самооценкой):
Учащиеся после взаимопроверки отмечают количество правильных ответов.
Код к проверке теста.
1 вариант |
2 вариант | ||
---|---|---|---|
1. | К |
1. | Б |
2. |
Г |
2. |
Д |
3. |
Е |
3. |
Г |
4. |
Д |
4. |
Е |
5. |
В |
5. |
А |
4. Работа в группах.
Задачи: систематизировать, обобщить знания об изученных методах тригонометрических уравнений; закрепить навыки классификации тригонометрических уравнений по методам; изучить два новых метода решения.
Учитель предлагает назвать изученные ранее методы решения тригонометрических уравнений.
Учащиеся перечисляют методы, а учитель крепит приготовленные карточки с названиями.
1. Уравнения, сводимые к квадратному;
2. однородные и приводимые к ним;
3. метод дополнительного угла;
4. уравнения, решаемые разложением на множители.
Далее учитель предлагает учащимся по группам выбрать из предложенного перечня уравнений по два и решить заданным методом.
1 группа – уравнения, сводимые к квадратному.
2 группа – однородные и приводимые к ним.
3 группа – метод дополнительного угла.
4 группа – уравнения, решаемые разложением на множители.
Учащиеся, выполнившие задание группы, могут решать уравнения любым другим методом (индивидуально).
5 группа (сильные учащиеся) – решают уравнения методом подстановки:
t = sinx + cosx (или t = sinx - cosx), sinxcosx = (t2 - 1) (или sinxcosx = (1 - t2) (изучение этого способа было индивидуальным заданием).
По окончанию работы в группах проводится классификация уравнений по методам и один ученик из группы выходит к доске и оформляет решение любого из двух уравнений с кратким описанием алгоритма решения используемого метода. (Решение уравнения 5 группы учащиеся заносят в тетрадь).
5. Разные способы решения одного уравнения.
Задачи: обратить внимание учащихся, что существуют уравнения, решаемые не одним методом и привести еще один из методов его решения – метод универсальной подстановки.
Уравнение sinx + cosx = 1 решим с помощью универсальной подстановки для sinx и cosx:
Sinx = cosx = , где tg= d.
Обращение к функции tg предполагает, что cos 0, т.е. x 2n, n Z.
При таком переходе возможна потеря решений, т.к. исходное уравнение имело смысл при всех значениях переменной х, в том числе и при x = + 2n, nZ. Есть вероятность того, что они могут оказаться корнями исходного уравнения, поэтому надо проверить, не являются ли значения x = + 2n, nZ решениями данного уравнения.
Решением уравнения не является и переход к функции tg, в данном случае потери решения за собой не повлечёт. Итак, по формулам (1) из исходного уравнения sin x + cos x = 1, получаем:
Продолжить ход решения может учащийся.
Учащиеся делают записи в тетрадь.
На следующем уроке продолжить закреплять изученные сегодня способы решения.
6. Самостоятельная работа (если останется время).
Задачи: проверить степень усвоения материала, выявить пробелы в знаниях учащихся.
Учащимся на выбор по уровню сложности предлагается выбрать одно уравнение и решить одним из шести изученных методов.
Работа выполняется на листочках и сдается учителю.
7. Подведение итогов.
Задачи: акцентрировать внимание учащихся на основных этапах урока.
- Повторили решение простейших тригонометрических уравнений, свойства тригонометрических функций;
- применили ранее изученные методы при решении более сложных тригонометрических уравнений;
- изучили два новых метода решения тригонометрических уравнений.
Учащимся выставляются оценки.
8. Домашнее задание.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание и дать краткий инструктаж.
1. Найти, с помощью дополнительной литературы, 6 уравнений на каждый из изученных способов и решить их.
2. Вернемся к перечню уравнений, которые мы использовали при классификации, здесь осталось одно не решенное уравнение, т.е. мы не смогли к нему применить ни один из изученных нами методов. Пожалуйста, постарайтесь найти способ решения этого уравнения.
Работы сдаются на следующий урок в тетрадках для домашних контрольных работ.
9. Рефлексия.
Задачи: определить уровень успешности данного урока.
Учащиеся на листочках делают оценку:
- уроку;
- своей работе на уроке.
И напоследок притча:
“Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному дверному замку. Кто откроет, тот и будет первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.”