I. Сцена оформлена как городской парк отдыха: стоит скамейка под деревом, на ней небрежно брошена девичья косынка, звучит танго в исполнении вокальной группы. Из зала на сцену выходят девушки - подружки, присаживаются на скамью; одинокий юноша поглядывает на часы, ожидая девушку; выбегает девушка, встречается с юношей; группа девушек ждёт свою подружку.
Внезапно звуки танго прерываются голосом Левитана с сообщением о начале войны. Вся жизнь на сцене замирает.
После окончания сообщения, включается запись фрагмента песни “Священная война”.
На сцене юноши берут вещмешки, встают парами и “уходят на фронт”, девушки провожают их, машут платочками.
1. На сцене ученик читает стихотворение “Начало войны”.
II. Битва за Москву. На фоне “Болеро” Равеля за кадром читаются слова. (по очереди читают два юноши):
- С 13 октября разгорелись ожесточённые бои на всех главных оперативных направлениях, ведущих к Москве. Это были грозные дни.
- С 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах постановлением Государственного комитета обороны было введено осадное положение.
- Были предприняты 2 наступления на Москву: первое – в октябре 1941г., второе – в ноябре. Оба наступления с позором провалились. Это было 16 ноября 1941 г., в первый день второго немецкого наступления.
- Панцирные колонны врага двигались по Волоколамскому шоссе. Они рассчитывали ворваться в Москву. Но 8-ая гвардейская краснознамённая дивизия генерала Панфилова преградила им дорогу.
- Полк Карпова, в котором Клочков был политруком роты, занимал оборону на линии: высота 251 – деревня Петелино, разъезд Дубосеково. На левом фланге, седлая железную дорогу, находилось подразделение, которому суждено было войти в историю Отечественной войны.
- Танки! 50 бронированных чудовищ движутся к рубежу, обороняемому 28 гвардейцами.
- Они стояли насмерть, помня, велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!
2. Стихотворение “Панфиловцам”.
3. Продолжение чтения текста за кадром:
- Они сражались, они отстояли Москву ценой собственной жизни, оставив воинам завещание: “Идите в бой с фашистами и помните: победа или смерть! Другого выбора у вас нет, как не было его и у нас. Мы погибли, но мы победили”.
- На Иркутской земле снаряды не рвались, но люди здесь достойно трудились у станков, работали в госпиталях.
- За годы войны в ряды защитников Родины ушло более 200 тыс. жителей Иркутской области. Ни одного сражения Великой Отечественной Войны не обошлось без участия героев – сибиряков.
- Свой вклад в победу внёс и город Свирск. В августе 1941 г. школа №1 приготовлена к началу учебного года, но был отдан приказ: за сутки освободить здание от школьного имущества для расположения в нём госпиталя №1946.
- В оборудовании палат, коридоров и других комнат принимали участия учащиеся школы. Каждый класс имел подшефную палату.
- Позднее школьники приходили в госпиталь читать бойцам книги, писать письма, устраивать концерты.
4. На сцене меняются декорации, зал и зрители в нем – имитация госпиталя, маленькая девочка выходит на сцену и объявляет:
- Дорогие товарищи бойцы! Мы приготовили для вас концерт.
Репертуар концерта произвольный.
III. Сталинградская битва. На фоне “Реквиема” Моцарта” за кадром читаются слова:
С 17 июля 1943 года по 2 февраля 1944г. продолжалась Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны.
- Сталинградская битва стала одним из самых грандиозных событий войны по количеству участвовавших войск и боевой техники.
- Шесть с половиной месяцев днём и ночью продолжались кровопролитные бои за каждый дом, каждый сантиметр земли. Город был разрушен полностью.
5. Звучит фонограмма стука сердца. На ее фоне звучит стихотворение “Плач матери”
Основной высотой Сталинградской битвы стал Мамаев курган. Захватить его означало – выиграть битву, а значит– решить судьбу страны.
6. Стихотворение “Мамаев курган”.
7. Танец “Память”
IV. Блокада Ленинграда. На фоне 7-ой симфонии Шостаковича за кадром читаются слова:
- В соответствии с планом Барбаросса предусматривалось захватить город Ленинград, уничтожить Балтийский флот. Однако немецкое командование было вынуждено отказаться от попыток взять штурмом город.
- 8 июня 1941 г. над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В конце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
- Дети в осажденном городе. Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тыс.) – нет ничего ужаснее…
Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тыс. чел. Потери близких отражались острой болью в сердцах ленинградцев.
8. Инсценировка “Девочка из города”.
V. Вперёд к победе! На фоне фонограммы песни “Последний бой” за кадром читаются слова:
“Середина июля 1944 г…”
“Началось освобождение…”
“В начале февраля…”
“6 апреля…”
“30 апреля советские…”
“8 мая 1945г…”
9. Песня “Журавли” в исполнении вокальной и танцевальной группы.
10. Стихотворение “В шинель бессрочную одетый…”
11. В исполнении вокальной группы учителей звучит песня “Белорусский вокзал”.
12. Голос Левитана о полной и безоговорочной капитуляции.
13. Песня “Майский вальс” в исполнении учителя музыки. Во время исполнения песни на сцену друг за другом выходят участники литературно-музыкальной композиции. Из юношей “уходивших на войну, возвращается лишь один,