Использование Word и Excel при выполнении лабораторных работ по физике

Разделы: Физика, Информатика


Во время обучения в школе вам наверняка приходилось выполнять лабораторные работы, например по физике. При выполнении таких работ обучающиеся очень много времени тратят на обработку результатов измерений (обычно – это вычисления на калькуляторе) и их оформление (заполнение таблиц в тетради и построение графиков). Времени на анализ полученных результатов, очень часто, остается мало или вообще не остается. Поскольку школьникам выполнять лабораторные работы по разным школьным предметам приходится часто и эта проблема им хорошо знакома, предложенный проект “Лабораторные работы” вызвал интерес и стал традиционным. Рутинную работу по расчетам и оформлению результатов было предложено переложить на “плечи” компьютера, для выполняющего лабораторную работу оставить возможность сделать выводы по результатам и, при необходимости, провести еще раз необходимые измерения. В зависимости от уровня подготовки обучающихся и имеющегося времени, на выполнение работы отводится 3 – 4 урока.

Этапы выполнения проекта на примере лабораторной работы по физике “Измерение ускорения свободного падения”.

1. Работа над проектом начинается с определения темы. Каждый обучающийся работает над своей лабораторной работой, определяет ее тему с учителем физики.

2. Выбранную лабораторную работу обучающийся еще раз выполняет, либо вспоминает, как она выполнялась, в случае, если это было недавно. Результаты измерений не обрабатывает, поэтому этот шаг много времени не занимает.

3. В Excel подготавливает бланк для обработки результатов измерений и выполняет построение необходимых графиков. На рисунке 1 показан фрагмент листа электронной таблицы в режиме отображения формул, цветом выделены измеренные при выполнении лабораторной работы величины, они внесены в таблицу в качестве тестовых значений. Построение графика не проиллюстрировано.

Рисунок 1.

На рисунке 2 тот же фрагмент в режиме отображения вычисленных по формулам значений.

Рисунок 2.

В зависимости от уровня подготовки и темпа работы обучающиеся в бланке электронной таблицы, могут предусмотреть:

- защиту тех ячеек, в которых изменять или удалять значения не требуется (на рисунке 1 незащищенные ячейки выделены цветом);

- добавить кнопку очистки ячеек электронной таблицы с измеренными данными и настроить ее действие;

- любые дополнительные возможности, улучшающие удобство работы пользователя с бланком.

4. При необходимости подготавливает рисунки и схемы для оформления отчета по лабораторной работе (сканирует готовые или выполняет их в наиболее подходящем графическом редакторе).

5. Бланк отчета по результатам лабораторной работы можно оформить и в Excel, но удобнее это сделать в Word. Оформление выполняется исходя из требований к оформлению лабораторных работ по физике.

6. Связывание файлов между собой позволяет при открытии документа считывать в него последние сохраненные данные. В бланк отчета из Excel вставляет связыванием таблицы и графики (Вставка/Объект…/Создание из файла, обозначить Связь с файлом и указать с каким). На рисунке 3 все таблицы и график вставлены связыванием.

Рисунок 3.

7. Разметить несколько пустых строк для выводов по результатам лабораторной работы.

Теперь этим бланком можно пользоваться для автоматизации процессов расчета (в электронную таблицу внести измеренные данные, автоматически, по записанным формулам будут рассчитаны вычисляемые данные и построены графики), и оформления (открывая связанный с электронной таблицей текстовый документ в нем будут отражены все необходимые для отчета данные). Распечатав на принтере бланк отчета и проанализировав полученные результаты выполняющий лабораторную работу делает выводы и записывает их в оставленных пустыми строчках.

Замечания.

1. С точки зрения реализации задачи, предложенный материал больше предназначен учителям информатики, поэтому подробного описания того, как выполнять средствами Word и Excel предложенные действия, не привожу, они достаточно распространенные и известные. Учителям – предметникам (например, учителям физики), если потребуется все предложенное выполнять самостоятельно, а опыта недостаточно, можно обратиться за консультацией к преподавателю информатики своей школы или к старшеклассникам.

2. Предложенный материал – это идея, которая подразумевает самостоятельную адаптацию ее под условия и нужды вашей школы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3