Урок изобразительного искусства по теме: "Древнерусские воины-защитники". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Цели:

  • познакомить учащихся с образом древнерусского воина-богатыря, с особенностями его воинских доспехов;
  • воспитать чувства гражданственности, патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
  • создавать условия для развития творческой индивидуальности;
  • развить навыки изображения мужской фигуры с помощью “палочного человечка”. Композиционное размещение фигуры на листе, подбор цветовой гаммы.

Задача: изображение образа богатыря.

Материал: гуашь, бумага формата А4, кисти №2, №5.

Оборудование: видеоаппаратура, доска.

Зрительный ряд:

  • репродукции В.Васнецова “Богатыри” и П.Корина “Александр Невский”.
  • таблица “Богатырские доспехи”
  • таблица “Композиционное размещение на листе”
  • таблица “Палитра”
  • видеофильм “Лебеди Непрядвы” (отрывок)
  • шаблон лошади
  • словарь
  • педрисунок

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.

2. Эмоциональный настрой.

У. Послушайте отрывок, почувствуйте настроение.

/звукозапись (тревожная музыка)/

У. Какое настроение вам передалось?

3. Определение темы и целей урока.

/эпиграф записан на доске/

КТО С МЕЧОМ К НАМ ПРИДЕТ, ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ

У. Как вы понимаете эти слова?

Д. Эти слова говорят о силе, бесстрашии, непобедимости, мощи русского народа, русского воина.

У. Кто догадался, какая будет у нас тема урока?

Д. Древнерусские воины-защитники.

У. Чему будем учиться?

/показывает на доску/

Д. Познакомимся с образом древнерусского воина, с особенностями его доспехов. Будем учиться его изображать.

4. Работа по теме урока.

/На доске записано слово БОГАТЫРЬ/

У. Как называется древнерусский воин - человек очень большой силы, стойкости, отваги, крепкого телосложения; совершавший воинские подвиги.

У. ... Мысленно перенесемся в далекие, ушедшие времена - когда росло и ширилось древнерусское государство. В труде и борьбе проходила жизнь русского человека. Не раз подвергалась Древняя Русь вероломным нападениям врагов. Шли несметные орды кочевников: жгли, убивали, грабили. Тревожно гудит над городом вечевой колокол...

У. Я предлагаю вам отрывок из мультфильма “Лебеди Непрядвы”. Обратите внимание, как выглядит богатыри, как они одеты, /анализ фильма/

У. Дайте словесный портрет богатыря.

У. Что можно сказать о характере воинов?

/на доске словарь: непоколебимый
сильный духом
отважный/

У. Какая у них внешность?

/на доске словарь: крепкое телосложение
строгое лицо
длинные волосы
усы, борода /

У. Как они одеты?

/на доске словарь: доспехи:
кольчуга
щит, меч
копье/

У. Посмотрите, как себе представляют образ богатырей художники П. Корин “Александр Невский” и В.Васнецов “Богатыри” /на доске репродукции/

У. Кто знает их имена?

Д. Александр Невский, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович /вывод/.

Их внешность, крепкое телосложение, высокий рост, мужественное лицо соответствуют их характеру. Богатыри сильны духом, бесстрашны, целеустремленны, справедливы.

Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за парту тихо сесть.

5. Практическая работа.

У. С чего начнем?

  1. Замысел
  2. Композиция
  3. Построение /выбор верного варианта по схеме/
  4. Работа в цвете /палитра/
  5. Самоконтроль

У. Предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ богатыря, передавая его характер.

Самостоятельная работа по плану под руководством учителя по своему воображению.

6. Анализ работ учащихся.

У. Кому удалось передать характерный образ?

7. Итог урока.

У. Чему учились?