Цель проекта: показать, как на Руси встречали весну и сконструировать, опираясь на полученные знания, русский народный танец-хоровод.
Задачи:
- Провести исследовательскую работу- знакомство с русским народным творчеством.
- Познакомиться с жанром русского народного танца – хороводом.
- Уметь использовать рисунки танца для построения хороводов.
- Развивать творческие способности детей, формировать коммуникативные навыки.
Ход презентации
Звучит мелодия русской народной песни “Калинка”. Дети исполняют русский праздничный поклон.
Звучат голоса природы – пение птиц, журчание ручья. Девочка в центре круга исполняет танец солнцу.
Дети выкрикивают заклички:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Ждут тебя детки,
Дадут тебе конфетки.“Солнышко, солнышко, красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы, да до вешней до поры.
Видело ль ты, солнышко, красную весну?
Встретило ли, ясное, ты свою сестру?”
Ой, ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, Земля – матушка уроди, уроди!
Под мелодию русской народной песни “Барыня” исполняется танцевальный этюд, основанный на русских танцевальных шагах и дробных выстукиваниях.
Голоса природы – пение птиц.
Дети:
Слышите, жаворонки поют.
Жаворонушки, пташки малые,
Пташки малые, голосистые.
Летят во поле, несут весну в подоле!
Жаворонушки, мои детушки!
Летитите за моря
Принесите вы нам весну красную,
Весну красную, тёпло летичко!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисель толкут,
Тут блины пекут!
Жив жаворонок!
По полю летает,
Зёрнышки сбирает,
Весну закликает.
Все дети: - Идёт матушка Весна, открывайте ворота!
Исполняется танец девочки Весны и трёх братьев – месяцев.
Весна:
Пришла я к вам с радостью,
С превеликой к вам милостью.
С цветами лазоревыми,
С калиной- малиною, со всякой садовинкой.
Дети: - Весна красная, долгожданная, где ж ты, долго так бродила?
Весна: - С Зимою лютою повстречалась, растопила её сердце хладное, напоила Землю- матушку.
Дети: - Весна ясная, где была?
Весна: - В лесу зимовала, огород городила, капустку садила, краски заводила!
Дети: - Весна, весна, что ты нам принесла?
Весна:
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьешко – животинушка на воле,
Второе угодьешко – с сошкою в поле,
Третье угодье – пчёлки наполёте,
Да ещё угодьишко – детям здоровьице!
Дети: - Не одна Весна пришла, а трёх братьев привела:
Март: - Первый март пришёл, всех детей привёл.
Апрель: - А за ним и апрель, отворил окно и дверь.
Май: - А уж как пришёл май, сколько хошь теперь гуляй.
Дети: - С давних пор и по сейчас, хоровод в чести у нас. Нынче праздник, эй, народ заводи-ка, хоровод!
1-й ученик: Историческая справка: “Хоровод- круг, улица, собрание молодёжи обоего пола. На вольном воздухе. Для пляски с песнями; хороводные песни особые, протяжные, хороводная пляска медленная. Более ходьба, нередко с подражаньем в движениях словам песни”.
2-й ученик: - Одним из жанров русского народного танца, является хоровод. Это самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода- круг, движение по ходу солнца, берёт своё начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному Богу Солнца – Яриле.
3-й ученик: - В старину в почёте были те люди, которые искусно могли завести хоровод, их называли хороводниками. В каждой деревне был свой “заводила” - мастер ведения хоровода. Это были музыкально одарённые люди, наделённые фантазией, хорошим голосом, артистическими способностями. Хороводы носили массовый характер. Исполнителей могло насчитываться до 300 человек.
Дети, опираясь, на полученные ранее знания совместно с педагогом сочиняют свой хоровод, используя в работе различные рисунки танца (“Круг”, “Ручеёк”, “Прочёс”, “Улитка” и т. д.)
В заключении дети исполняют хоровод собственного сочинения, и педагог предлагает угощение:
“Весну закликаем, булочки съедаем.
Изюминка в серёдке – в золотой обновке.
Очень булочка вкусна, в гости ждём тебя, Весна!”