Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Фонетика". "Интеллект-банк"

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщающий

Вид урока: игра

Форма проведения: групповая(5 групп по 5 человек)

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

Оборудование:

  1. красочные буквы “Интеллект-банк”, контроль-листы для индивидуальной работы (приложение 1), листы-ответы для самоконтроля (учитель готовит сам),
  2. групповые экраны для учёта знаний (приложение 2, приложение 4)
  3. карточки для индивидуальной работы с листами-ответами (приложение5)
  4. конверты для индивидуальных карточек и листов-ответов.

Цели:

  1. Проверка знаний, умений и навыков по теме “Фонетика”.
  2. Развитие познавательных интересов, волевых качеств личности: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
  3. Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки, самооценки учебного труда и работы с консультантами.

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП ИГРЫ.

Доброе утро, дорогие дети и взрослые! Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным и трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Наша игра называется “Интеллект-банк”. Кто из вас знает, что такое интеллект? (Приложение 3.)

Действительно, (посмотрим на доску) интеллект-это…

Наш “Интеллект-банк”- это то место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это условные банкноты достоинством в один “ум”. Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше…А их у вас, дорогие игроки, “умов” будет максимум 30. Причём в течение игры вы сможете как увеличить своё “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.

В игре вас ждут вопросы по теме “Фонетика”. Целью нашей игры будет проверка знаний по теме, проверка умения дружно работать в группе, умение работать самостоятельно по карточкам самоконтроля.

Представьте, что вы являетесь клиентами нашего “Интеллект-банка”, а я президент этого банка. У нас всё готово для игры: на доске сводный экран учёта ваших знаний (приложение 4), на столах – групповые экраны для учёта знаний каждого ученика и группы в целом, карточки для самостоятельной работы (приложение 5), листы-ответы для самоконтроля (готовит учитель 6 конвертов с ответами).

В каждой группе у меня есть свой зам. Он поможет мне проверить ваши знания, подсчитать заработанные вами “умы”. ( Консультанты опрошены и подготовлены заранее). А “умы”- деньги очень надёжные и конвертируемые (даются в обмен за ваши знания). Итак, всё готово к началу игры.

2. ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

А) Предлагаю вам открыть счёт в нашем банке, но прежде проверю, надёжные ли вы клиенты? Для этого вам придётся заполнить тест-опрос по теории и сделать свой 1-й вклад в наш банк. ( У каждого из вас лежит контроль-лист, где вы будете выполнять свои задания). Напишите свою фамилию, имя. Поставьте № варианта. Ответы записываем в контроль-листе.

1 задание.

ТЕСТ – ОПРОС ПО ТЕОРИИ

1. Языкознание – это____________________________________________________________

2. Фонетика – это_______________________________________________________________

3. Алфавит – это________________________________________________________________

4. Гласные звуки е ё ю я обозначают один звук, когда_______________________________

обозначают два звука, когда_____________________________________________________

5. Согласные звуки делятся на___________________________________________________

всегда твёрдые________всегда мягкие_________________________________________

Проверка. Итак, отвечаем на вопросы , и каждый отмечает правильность своих ответов.1 “ум” за правильный ответ. Максимальный вклад “5 умов”; минус 1 “ум” за каждый неправильный ответ. Итоги передали моим замам, они зафиксируют ваш 1-й вклад в групповом экране и общий итог в сводном экране на доске. Пока замы работают, мы продолжаем.

Б) Хорошо! Взяли конверт с индивидуальными карточками №2.В контроль-листах выполнили задание. Выполненные работы передали моим помощникам, они оценят ваши вклады, используя листы – ответы к заданию №2., зафиксируют ваш 2-й вклад в групповом экране и общий итог в сводном экране на доске.

2 ЗАДАНИЕ. Расставить ударение в словах. Слова записать.

ПУДЕЛЬ, ДЖЕМПЕР. ПРОЦЕНТ, ЦЕМЕНТ, СТОЛЯР, ПОРТФЕЛЬ, КАТАЛОГ, ПРОГРЕСС, ЩАВЕЛЬ, СВЕКЛА, ВОДОПРОВОД.

Проверка. Передали работы моим помощникам. За правильныйответ-5 “умов”, минус 1 “ум” за каждую ошибку. Они проверят по листам ответам к индивидуальному заданию №2.Все результаты внесут консультанты сами.

В) Итак, переходим к следующему этапу нашей работы. Возьмите конверты с индивидуальными карточками №3.Разберите каждый свой вариант.

3 ЗАДАНИЕ. Из предложения выпишите только мягкие согласные.

ВАРИАНТ №1. ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.

ВАРИАНТ №2. НОЧЁВКА В ЛЕСУ ВСЕМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ.

ВАРИАНТ №3. ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.

ВАРИАНТ №4. ХОЗЯЙКА УГОЩАЕТ РЕБЯТ МОЧЁНЫМИ ЯБЛОКАМИ.

4 человека работают у доски.

Проверка. Проверяем 1.2.3.4 варианты с доской, но для этого передали свои работы соседу справа. Слушаем своих товарищей, выполнявших работу у доски, и оцениваем работу тех учеников, чью работу вы проверяете. За правильное задание 5 “умов”, минус 1 “ ум” за каждую ошибку. Все результаты сообщили моим помощникам, они зафиксируют все результаты в групповом экране и на доске в общей ведомости. Работаем быстро!

Итак, вы справились с первыми тремя заданиями, посмотрим на экран “Интеллект-банка”. Максимальный вклад каждой группы мог быть равен 60 “умам” (по 15 “умов” за каждое задание-4 ученика по 5 “умов”). Мы видим, какие группы справились с заданиями наиболее успешно. Ваш личный вклад мог составить 15 “умов”.(3 задания по 5 “умов”). Есть среди вас такие ученики. Встаньте! Молодцы! Вы получаете возможность бороться за должность президентов в филиалах нашего “Интеллект-банка”

Г) Переходим к 4 заданию. Помощники, возьмите конверт с индивидуальными карточками №4,раздайте каждому его вариант.

4 задание. Запишите слова с помощью транскрипции.

ВАРИАНТ №1 МЕРА, ЕМ, ПОЕЗД, ВЬЮГА.

ВАРИАНТ №2. ПОЛЁТ, ЁЛКА, КАЮТА, ЗЕМЛЯ.

ВАРИАНТ №3. КЛЮВ, ЮГ, ДАЁТ, ЛЮК.

ВАРИАНТ №4. СЯДУ, ЯСНЫЙ, ЛЬЁТ, ЛЕС.

Проверка. Передали листы-ответы моим замам. Они проверят правильность ваших ответов по листу-ответу к индивидуальным карточкам №4 и оценят сумму вашего вклада в наш банк. Итоги фиксируются также.

Д) Переходим к 5 заданию. Консультанты, возьмите конверты с индивидуальными карточками №5,раздайте перфокарты.

5 ЗАДАНИЕ. Работа с перфокартами.

ПРАВОПИСАНИЕ Ь И Ъ ЗНАКОВ.

Несъедобный

Предъюбилейный

Добьются

Съёжиться

Объединил

Собьются

Необъятный

объёмный

ружьё

подъём

листья

подъехал

вьётся

объяснение

серьёзно

необъятно

предъявить

съездил

прольёт

объявление

подъезд

Проверка. Передайте перфокарты для проверки помощникам. Они проверят правильность ваших ответов по листу-ответу к индивидуальным карточкам №5 и зафиксируют сумму вашего вклада в ведомостях.

Е) Итак. Переходим к последнему заданию. Ребята, выполнив последнее задание, вы сможете отправить в филиал свой начальный капитал. Помощники, возьмите конверт с заданием №6, раздайте каждому его вариант.

6 ЗАДАНИЕ. Произвести фонетический разбор слова.

ВАРИАНТ № 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ

ВАРИАНТ №2. ЛЮБОПЫТСТВО

ВАРИАНТ №3. ПОГЛЯДЫВАЛА

ВАРИАНТ №4 ТРЕВОЖНОЕ

Проверка. Передали контроль-листы моим замам. Они проверят правильность ваших ответов по листу-ответу к индивидуальным карточкам №6 и оценят сумму вашего вклада в наш “Интеллект-банк” и свой филиал. Итоги фиксируются также. Молодцы!

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

Уважаемые вкладчики “Интеллект-банка”! Итак, каждая группа могла заработать по 120 “умов”.

Смотрим на общий экран учёта ваших вкладов. Ребята этой группы получают свои 5 “умов” в журнал. Кто же из вас сделал самый большой вклад-30 “умов” за 6 заданий. (Вывесим на доску ваши групповые экраны).

Учащиеся, набравшие 28-30 “умов” становятся президентами филиалов “Интеллект-банка”.

Встаньте! Поздравим их, ребята! Их вклад обменивается на оценку “5”.

Учащиеся, вложившие 24-27 “умов” получают оценку “4” и становятся сотрудниками банка. Встаньте! Поздравим их, ребята!

Учащиеся, вложившие 17-23 “ума”, получают оценку “3” и становятся вкладчиками филиалов.

Менее 17 “умов” - ваш вклад на оценку не обменивается.

Сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать самостоятельно, дружно, умение оценить свои знания и знания других. Молодцы! Спасибо за внимание! Всего доброго!