Творческий проект создания развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста "Играй- город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предложенный проект – попытка показать на практике новую игровую систему, направленную на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей.

Детский сад имеет многолетний опыт работы по вопросу воспитания дошкольников через творчество средствами ТРИЗ. Поэтому работа по данному проекту спланирована на основе творческих методов. В практике работы младших групп дошкольного учреждения возникла необходимость к построению нетрадиционной игровой среды и организации воспитательно-образовательного пространства, позволяющая поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации детей к условиям детского сада, обеспечить психоэмоциональное благополучение ребенка.

Содержание работы по проекту, на наш взгляд, претендует на оригинальность и инновационный подход к созданию игровой среды в группах раннего возраста за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесении некоторых изменений среды, новых игровых приемов.

Игровая среда построена на сказочной игровой основе. Группа представляет собой «Играй – город», в котором вместе с детьми и педагогами «живет» Гномик (или Гномики), организация всего воспитательно-образовательного процесса осуществляется педагогами как бы от имени Гномика, что позволяет малышам раскрепоститься, приблизиться к сказке, стать непосредственными ее участниками. Это своеобразная «живая» сказка, героями которой являются дети и педагоги. Живут ребята в «Играй – городе» по особому расписанию, здесь нет скучных занятий, обязательных режимных моментов – есть игры – занятия, интересные встречи с героями сказок, путешествия, приключения, а режим в городе – особенный сказочный, напоминают о нем. Часы Гномика, которые оповещают ребят колокольчиком и указывают стрелкой на циферблат с картинкой – символом. Значит в «Играй – городе» время – сна, завтрака, прогулки, гимнастики, игры и т.д. Еще Часы обращают внимание звоном колокольчика на плохое поведение ребят, что кто-то не съел кашу или забыли убрать игрушки и т.д.

Каждый прожитый день – это очередная страница сказки, а жизнь в сказке (т.е. в группе) полна приключений, испытаний, путешествий, отправиться в которые детям помогает Гномик (или Гномики).

Основные направления работы по проекту:

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Обеспечение психоэмоционального благополучия детей;
  3. Индивидуализация пед.деятельности;
  4. Организация игровой среды;
  5. Реализация ВОП.
  6. Отбор и внедрение эффективных методик и программ развития дошкольников.
  7. Совершенствование игровых умений детей.

Проблема: адаптация младших дошкольников к условиям детского сада.

Актуальность: практическая деятельность педагогов направлена на обеспечение комфортных условий проживания детей в группе через организацию игровой среды.

Новизна: новая игровая система, направленная на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей, представляющая собой сказочную игровую основу – «Играй – город».

Цель: целенаправленная работа по успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада с целью безболезненного приспособления к новым условиям.

Организация работы по проекту.

Содержание работы с детьми Сроки Ответственный
1. Научно-методическое обеспечение проектной деятельности. Сентябрь 2005г. Вострионова Н.В.
2. Организация пространственно-игровой среды «Играй – город»:

-2 Часы Гномика;
-3 Домик Гномика;
-4 Ворота Желаний;
-5 Чудо-сад;
-6 Поляна эмоций;
-7 Теремок Сказок;
-8 Домик Веселого Карандаша;
-9 Тропинка путешествий;
-10 Чудо – короб ( для хранения чудо – предметов);
-11 Домик Геометрических фигур;

В теч.года

 

 

В теч.года

Вострионова Н.В.

 

 

Вострионова Н.В.

3. Разработка игр – занятий по проекту. В теч.года Вострионова Н.В.
4. Разработка игровых маршрутов (Ворота желаний) В теч.года Вострионова Н.В.
5. Внедрение в практику игровых программ и методик:

1. «Маленькими шагами в большой мир» И.П.Афанасьева.

2. «Мы уже большие» С.М. Смолина

3. «Сто ребят и детский сад». П.С. Лебедева.

В теч.года

 

 

В теч.года

Вострионова Н.В.

 

 

Вострионова Н.В.

6. Разработка и апробация новых авторских технологий в ходе реализации проекта. В теч.года Вострионова Н.В.
7. Выявление результатов деятельности по проекту (диагностика игровых умений детей). Май 2005г. Вострионова Н.В.
8. Создание копилки пед.секретов «Играй – город». В теч.года Вострионова Н.В.

.

9. Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта. Апрель 2006г. Вострионова Н.В.
10. Участие в конкурсе «Лучшая развивающая среда в группе» Май 2006г. Вострионова Н.В.
11. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. В теч. года МДОУ
12. Организация консультпункта для родителей по теме проекта В теч. года Вострионова Н.В.
13. Мастер – класс «Играй – город». В теч. года Вострионова Н.В.
14. Открытые просмотры мероприятий для родителей ДОУ. В теч. года Вострионова Н.В.
15. Практикум «Играем дома» В теч. года Вострионова Н.В.

Содержание игровой среды по реализации проекта «Играй – город».

Часы Гномики. Они оповещают ребят колокольчиком и указывают стрелкой на циферблат с картинкой – символом. Обращают внимание звоном колокольчика на плохое поведение ребят, что кто-то не съел кашу или забыли убрать игрушки и т.д.

Ворота Желаний. Через них можно попасть в сказку, отправиться в путешествие в любую страну (Белую, Вкусную, Бумажную), если идти по Тропинке Путешествий. А там кого только не встретишь: Чудо-короб, Зонтик – Сказочник, Лыжи – скороходы, Волшебный мешочек и др.

В Чудо - саду есть сказочное Дерево, а растут на нем и фрукты и конфеты и добрые слова, даже целые сказки, а если ребята хорошо за ним ухаживают, то Дерево еще больше расцветает разными чудесами и приключениями.

Поляна Хорошего настроения. Чтобы у малышей вдруг не испортилось настроение, чтобы им было весело, хорошо существовалось в Играй – городе есть эта волшебная поляна. Постоять под Солнышком, набрать цветов даже зимой, поиграть с ним в ласковые игры и плохое настроение пройдет.

Теремок Сказок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? А живут в нем книжки, сказки, театральные игрушки, которые помогают малышам познакомиться со сказками, понять героев, «поиграть» с ними в различные речевые игры.

Домик Веселого Карандаша. Веселый Карандаш приглашает в гости всех Малышей для того, чтобы познакомить их с цветом, научить рисовать, помочь маленьким пальчикам подготовиться к рисованию, а еще у Карандаша всегда множество различных игр, заданий по рисованию.

Содержание игровой среды по реализации проекта «Играй город»

Ворота Желаний Чудо Сад Домик Умных пальчиков Домик Сказок Домик Веселого Карандаша
Путешествие в:

-12 Вкусную страну;

-13 Витаминную страну;

-14 Бумажную;

-15 Квадратную;

-16 Круглую;

-17 Треугольную;

-18 Цветную;

-19 Ароматную;

-20 Теплую;

-21 Холодную;

В гости к:

-22 Деду Морозу;

-23 Солнышку;

-24 Бабушке в деревню;

-25 Зайке – зазнайке;

Чудо игрушки:

-26 Сундучок желаний;

-27 Зонтик желаний;

-28 Паровоз из Ромашкино;

-29 Чудесный мешочек;

В гостях у Чудо – дерева:

-30 Добрый Доктор Айболит;

-31 Неболейка;

-32 Герои сказок (по программе);

-33 Покати горошек;

-34 Сорока белобока;

-35 Мышка – нарушка;

-36 Чудесный горшочек;

-37 Лесные жители;

-38 Домашние животные;

Сказки от цветика семицветика:

-39 «Листопад»;

-40 «Птички на ветке»;

-41 «Зимняя история»;

-42 «Солнышко и Дождик»;

и др.

Комплексы пальчиковых гимнастик (Семенова Т.А. «Пальчиковая гимнастика»)

«Театр пальчиков» В.С.Белая

Коробочка сказок:

-43 Сказка для Матрешки;

-44 Утенок – Цыпленок;

-45 Три медведя;

-46 Колобок;

-47 Курочка ряба;

-48 Репка;

-49 Золушкина избушка;

-50 Театр сказок;

Сказки в картинках.

Сказки самоделки.

-51 Цветные дорожки;

-52 «Чей домик»;

-53 «Прыг-скок по линии»;

-54 «Какой формы»

-55 «Нарисуй-ка»;

-56 «Раскраска»;

-57 «Обводка»;

-58 «Мастерилка».

Ожидаемые результаты

Образовательные:

  • Усвоение программы развития первой младшей группы;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса;
  • Сформированность игровых навыков;

Воспитательные:

  • Сокращение сроков адаптации детей и обеспечение ее протекания в более легкой форме.

Социальные:

  • Формирование личностных ресурсов ребенка, обеспечивающих осознанный выбор;
  • Формирование сознательного отношения к социальным нормам поведения;
  • Развитие отрицательного отношения к негативным факторам жизни;

Перспектива развития проекта

Показатели результативности.