Цели:
- продолжить формирование навыков правописания парных согласных; навыков грамматических разборов;
- развивать логическое мышление;
- развивать орфографическую зоркость;
- содействовать воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: таблицы для минутки чистописания и словарной работы; игровое поле; карточки с разноуровневыми заданиями.
I. Минутка чистописания
- Букву, которую будем писать, определите, проанализировав ряд букв:
б | в | ? | з | ж |
п | ф | к | с | ш |
- Дайте характеристику букве Г.
- Определите порядок написания букв:
Гго Ггоо Ггооо ... - Продолжите указанную последовательность до конца строки.
II. Словарная работа
1. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, определите, разгадав анаграмму
ДОРОГ |
- Как определили? (Cлово прочитали наоборот)
2. Лексическая работа:
- Что такое «город»? (Rрупный населенный пункт)
- А знаете ли вы? Слову «город» много сотен лет. Древнейшим его значением было «ограда», «обнесенный частоколом посёлок» (огороженный)
3. Записать слово, разделив по слогам, поставить ударение, выделить безударную гласную.
4. Составьте со словом город предложения (устно).
5. Очень часто мы встречаемся с таким фразеологическим оборотом:
Ни к селу, ни к городу
Когда так говорят? (Cделано, сказано некстати, не к месту)
6. Подберите однокоренные слова к слову «город», разберите по составу.
7. Объясните правописание парной согласной в корне этих слов.
III. Работа по теме урока
1. Определите тему урока (парные согласные в
корне слова).
2. Что надо знать по этой теме? Уметь?
3. Давайте, активизируем свои знания – повторим,
что мы знаем по этой теме.
- Назовите пары звонких – глухих согласных.
- Какие звонкие согласные не имеют пары?
- Какие глухие согласные не имеют пары?
- Что происходит со звонкими согласными в корне, на конце слова или в середине слова перед глухой согласной?
- Как же определить, какую согласную надо писать в корне слова?
- Приведите примеры.
4. Д/игра.
Составьте слова, используя буквы правого поля и, ориентируясь на шифр, подберите и запишите проверочное слово.
Шифр:
а | б | в | г | |
4 | д | у | р | ф |
3 | т | п | м | л |
2 | б | о | с | и |
1 | н | ж | е | г |
задание:
г1 | б2 | а4 | ||
в2 | а1 | в1 | г1 | |
б3 | г2 | в4 | б2 | г1 |
в2 | а3 | в4 | г2 | б1 |
IV. Физминутка
Если я называю слово, которое начинается со звонкой согласной, то вы хлопаете; если слово начинается с глухой согласной – приседаете.
Зайка, деньки, пеньки, зверь, пень, тень, шить, жить, дрова, трава.
V. Закрепление изученного
Разноуровневые карточки.
Тема: Правописание слов с парными согласными
2 вариант
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Горо(д,т), жира(ф,в), хле(б,п), гру(з,с), дроз(д,т).
Уровень 2.
Спишите предложения, вставив пропущенные слова.
Выпал первый пушистый ... .
На крыше воркует ... .
Мухомор – ядовитый ... .
Уровень 3.
Подбери и напиши слова, противоположные по смыслу данным словам.
Вежлив, безобразен, умен.
VI. Грамматический разбор
Расшифруйте слово.
14 16 18 16 9
Это слово мороз?
Как вы догадались?
VII. Итог урока