Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- образовательная: изучение интегрированной среды программирования Turbo Pascal 7.0;
- развивающая: развитие логического мышления, наблюдательности и воображения через составление математической модели задачи;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, интереса в изучении новой темы и применении знаний на практике, пытливости ума через освоение компьютерной грамотности.
ПО: Turbo Pascal 7.0, Microsoft PowerPoint
ТСО: компьютерный класс, лицензионное программное обеспечение, локальная компьютерная сеть, ММК
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала
Популярность компьютерных технологий, подчинивших в определенном смысле многие другие области человеческой деятельности, не оставляет места для ностальгии по старому доброму времени. Но есть в истории личности, которые хотя и жили давно, все-таки принадлежат нашему времени более, чем своему.
Что же можно увидеть интересного в деятельности изобретателя, родившегося не десятилетия даже, а более двух веков назад?!
Все, что мы видим в повседневной жизни - начиная от ПК на рабочем месте оператора в Сберегательном банке и заканчивая «мозгами» мобильного телефона - построено точно так же, как это задумали один упрямый математик и одна светская молодая леди более ста пятидесяти лет назад…
Вопрос: О ком идёт речь?
Возможный вариант ответа: В истории вычислительной техники существует множество имён. В их ряду рядом стоят имена Ады Лавлейс и Чарлза Бэббиджа.
Вопрос: Что их связывает?
Возможный вариант ответа: Чарлз Бэббидж – человек, который создал чертежи аналитической машины, Ада Лавлейс – женщина, которая написала первую в мире программу для этой машины. Она была великим математиком и очень настойчивым человеком, её не разочаровало даже то, что она не увидела свою программу работающей.
Как ни удивительно, первая компьютерная программа написана полтора века назад, когда не существовало даже слова «компьютер». Еще удивительнее, что первым программистом стала женщина.
Именно поэтому Аду Лавлейс можно назвать новым человеком своего времени. Вопрос в другом.
Вопрос: Можно ли Аду назвать героем нашего времени?
Возможный вариант ответа: Конечно! Ада Лавлейс высказала ряд идей, получивших широкое применение только в настоящее время. Основной итог её работы – создание основ программирования на универсальных цифровых вычислительных машинах.
С недавнего времени у программистов всего мира появился свой профессиональный праздник. Он так и называется — «День программиста» — и празднуется 10 декабря. Как раз в день рождения Ады Лавлейс.
III. Изучение нового материала
Слово учителя
Так ли тяжело программировать? Запишем определение понятия язык программирования в тетрадь.
Язык программирования – это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.
Число используемых языков программирования сейчас достаточно велико. К числу наиболее распространённых относится язык программирования Pascal. Для исполнения написанной программы на компьютере необходимо загрузить в оперативную память систему программирования Pascal. Для этого используйте ярлык на Рабочем столе.
То, что вы видите сейчас на экране и есть интегрированная инструментальная оболочка языка программирования Turbo Pascal 7.0. По внешним признакам её можно разделить на три области.
Первая – область многооконного текстового
редактора: размещаются и редактируются тексты
программ.
Вторая – «меню» управления всеми ресурсами.
Третья – нижняя часть экрана: строка подсказок.
Попробуем написать программу для решения следующей задачи, полное условие которой вам нужно записать под мою диктовку.
С клавиатуры вводятся координаты ферзя и другой шахматной фигуры. Ответить:
- угрожает ли ферзь фигуре?
- одинакового или разного цвета клетки шахматной
доски, на которых стоят ферзь и фигура?
2. Подготовка учащихся к активному и созидательному усвоению нового материала (составление математической модели)
Прежде чем приступить к написанию программы, обратим внимание на демонстрационную шахматную доску и попробуем ответить на некоторые вопросы.
Вопрос: Как задаются координаты шахматного поля?
<Рисунок1>
Возможный вариант ответа: Буква латинского алфавита, определяющая вертикаль и цифра, определяющая горизонталь, например, d3 – координаты поля ферзя, где d=4.
4 – номер вертикали, что соответствует абсциссе
x, т.е. координата шахматного поля на прямой Ox.
3 – номер горизонтали, что соответствует
ординате y, т.е. координата шахматного поля на
прямой Oy.
Вопрос: В каких случаях ферзь будет представлять угрозу фигуре, если координаты ферзя обозначим переменными x1 и y1, координаты фигуры - x2, y2? (Ответы учащихся фиксируются в виде следующей записи)
<Приложение 1, слайд 1>
Если x1= x2или
y1= y2
или
x1 + y1= x2 + y2
или
x1 - y1= x2 - y2
то написать «угрожает».
Математическую зависимость для последних двух условий учащиеся выводят на черновых листах:
А теперь попробуем перевести на английский язык ответ на поставленный вопрос и набрать полученный текст в текстовом редакторе Pascal:
if (x1=x2) or (y1=y2) or (x1+y1=x2+y2) or (x1-y1=x2-y2) then write ('yes')
else write ('no')
2. Усвоение новых знаний
Перед вами основная обязательная часть программы – тело программы - которая отвечает на первый вопрос задачи. Для того, чтобы она стала рабочей, нам нужно правильно оформить ввод координат
1. Как запросить координаты ферзя и фигуры:
- координаты ферзя и фигуры – целые числа (переменные) должны быть описаны в разделе объявления переменных var c указанием типа: var x1,y1,x2,y2: integer; (используя клавиши управления курсором и клавишу Enter, учащиеся осуществляют раздвижку строк и набирают новую строку);
- началом тела программы является слово begin;
- оператор ввода данных (в нашем случае - координат) состоит из идентификатора read и следующего за ним в круглых скобках списка переменных, которые разделяются запятыми: read (x1,y1,x2,y2);
- оператор вывода состоит из идентификатора write и следующего за ним в круглых скобках списка выражений; если выражение представляет собой текст, то он записывается в апострофах: write ('yes');
- окончанием тела программы является слово end с точкой;
- операторы в Паскале разделяются точкой- запятой.
Ниже представлена скорректированная программа:
var x1,y1,x2,y2: integer;
begin
read (x1,y1,x2,y2);
if (x1=x2) or (y1=y2) or (x1+y1=x2+y2) or (x1-y1=x2-y2) then write ('yes')
else write ('no')
end.
Программа - инструкция, описывающая процесс и состоящая из составных частей (или алгоритм, записанный на языке программирования), - готова. Но прежде, чем запустить программу, запишем её на диск.
<Приложение 1, слайд 2>
Для этого необходимо в подменю File выбрать опцию Save as… . В появившемся окне нужно ввести имя файла (например, FERZ), под которым будет записан текст программы.
Для запуска программы необходимо в подменю RAN выбрать опцию RAN или использовать аккорд клавиш Ctrl+F9.
Далее следует осуществить ввод данных либо через клавишу пробел, либо через клавишу Enter; данные вводятся соответственно запросу.
Для просмотра результата воспользуемся аккордом клавиш Alt+F5.
2. После того, как программа полностью подтвердила свою работоспособность, учащиеся переписывают её в тетради в следующем виде:
var x1,y1,x2,y2: integer;
begin
read (x1,y1,x2,y2);
if (x1=x2) or (y1=y2) or (x1+y1=x2+y2) or (x1-y1=x2-y2) then write ('yes')
else write ('no')
end.
Ctrl+F9 (запуск программы)
4__3_____2__5 (ввод данных соответственно запросу: x1=4, y1=3 – координаты ферзя, x2=2,
y2=5 – координаты фигуры).
Enter
Alt+F5 (просмотр результатов)
yes
3. Используя минимум английского языка и некоторые математические и логические суждения, вы написали свою первую программу, которая обеспечивает быстрый правильный ответ на поставленный вопрос.
IV. Закрепление новых знаний
Для ответа на второй вопрос вам необходимо знать ещё некоторые операции с целыми числами (вводимые данные – переменные целого типа) в Turbo Pascal. Оформим ответ на этот вопрос в виде новой программы (демонстрируется работа программы interwerking по локальной сети или ММК – возможные операции с целыми числами).
<Приложение 1, слайд 3>
Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Итак, получив исходный текст программы, можно легко выделить из него отдельный оператор. Операция присваивания применяется для записи информации в объявленную в программе переменную. Знак операции присваивания «:=» (двоеточие-равно).
Учащиеся фиксируют предложенную программу в тетрадях:
program interwerking;
var a, b, c : integer;
begin
a:=17;
b:=3;
c:=a*b; writeln ('17*3=',c);
c:=a div b; writeln ('17 div 3=',c);
c:=a mod b; writeln ('17 mod 3=',c);
c:=a+b; writeln ('17+3=',c);
c:=a-b; writeln ('17-3=',c);
end.
RAN (результаты выполнения программы
комментируются)
17*3=51
17 div 3=5 (деление цулых чисел)
17 mod 3=2 (остаток от деления целых чисел; можно
проверять кратность)
17+3=20
17-3=14
Вопрос: Так ли трудно писать программу? (Выслушиваются мнения учащихся)
Итак, вы начали изучение системы программирования Turbo Pascal версии 7.0. В настоящее время данная система является одной из самых популярных промышленных (профессиональных) систем программирования.
То, насколько каждый из вас сможет быть успешным в изучении программирования, зависит в равной степени и от желания, и от работоспособности, и от смелости мышления.
А сейчас просмотрите свои записи, восстановите мысленно ход урока. Всё ли вам понятно? Какие вопросы у вас возникли?
(В ходе проведения диагностики учитель может выявить группу детей, имеющих потенциальные способности к программированию. В дальнейшем эти дети могут быть объединены в группу по подготовке к олимпиаде по информатике).
V. Домашнее задание.
Вернёмся ко второму вопросу задачи – вашему домашнему заданию. Для начала вернитесь к работе на черновых листах, и повторите все этапы решения первого вопроса. Если кто-то не уверен в правильности своего решения, все записи можно оставить на черновом листе до следующего урока. На следующем уроке вы продолжите свою программу, научитесь открывать уже существующие программы, написанные в Turbo Pascal, продолжите знакомство с численными переменными и типами данных.
Отмечаются активно работающие ребята.
Спасибо за сотрудничество!