Тема урока: "Лесная зона"

Разделы: Начальная школа


Тема: Лесная зона

Цели:

  1. Сформировать представление о лесной зоне (ее географическом положении, с типами зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром, о роли леса в жизни человека и природы, с экологическими проблемами леса.
  2. Развивать познавательную активность детей, развивать речь учащихся, наблюдательность, внимание, мышление, умение работать с картой, дополнительной литературой.
  3. Воспитание уважения и любви к природе, культуры поведения.

Оборудование:

Карта природных зон, гербарии, плакаты, репродукции, запись голосов птиц, музыка, видеофильм

Класс разбит на группы:

Географы, ботаники, зоологи, экологи, хозяйственники, группа ОБЖ.

Каждая группа рассказывает об особенностях зоны лесов.

Этот материал был подготовлен учителем, роздан детям заранее.

Ученики его выучили дома к данному уроку. (Возможна и дополнительная информация, если дети нашли самостоятельно интересный материал).

I. Организационный момент.

II. Учитель.

- Какую тему мы изучаем?

( Природные зоны России).

- Дайте определение, что такое природная зона?

( Природная зона – это крупная территория суши, которая отличается особенностями неживой природы, растений, животных и труда людей.)

- С какими зонами мы уже познакомились? ( С зоной арктических пустынь и зоной тундры).

III. Учитель. Дети, отгадав загадку, вы узнаете, какую новую зону мы сегодня будем изучать.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес).

Учитель. Правильно. Действительно, мы сегодня познакомимся с новой зоной, зоной лесов. О ней нам расскажут члены нашей экспедиции: географы, ботаники, экологи и члены группы ОБЖ.

IV. У нас сегодня необычный урок.

Представьте, что мы находимся в одной из студий телецентра «Останкино». Нас пригласили участвовать в передаче « Друзья природы». Передача идет в прямом эфире.

Наш класс только что вернулся из экспедиции по лесной зоне и готов поделиться полученными знаниями потому же плану, что и знакомство с предыдущими зонами. ( Показывается характеристика природной зоны. Начинаем наш урок – передачу. См. фото №1.

Географы.

География - наука о земле

1 ученик.

а) Цель нашей экспедиции – знакомство с зоной леса. Климат зоны лесов зависит от её географического положения на земном шаре, освещённости её солнцем.

б) Посмотрим видеофильм : « Природные зоны России».

Показывает эту зону на карте. Лесная зона находится южнее зоны тундры (точнее лесотундры – видеофильм), на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах и на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая.

2 ученик.

Зона лесов занимает большую часть территории России. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность её меньше. Больше и тепла. Осадков выпадает достаточное количество. Они выпадают в виде дождя и снега. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр.

Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит ярко выражены 4-ре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зимняя температура может быть до –300 мороза, летняя до + 250 тепла.

Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веществами, чем в тундровой. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги.

3 ученик.

Закрепление изученного. Работа со светофором.

Если ответ верный, дети показывают светофор: да – зелёный, нет – красный.

Вопросы.

  1. Зона лесов расположена южнее зоны тундры? (Да.)
  2. Зона лесов расположена в умеренном поясе? (Да.)
  3. В зоне лесов суровая зима и короткое прохладное лето? (Нет.)
  4. В зоне лесов ярко выражены четыре времени года? (Да.)
  5. Почвы лесной зоны очень бедны питательными веществами? (Нет.)
  6. В зоне лесов осадков выпадает мало? (Нет.)

4 ученик. Звонок в студию. Иванова Катя, г. Пенза.

"Наша семья собирается летом во время отпуска в поход в тайгу. Боимся заблудиться. Что надо делать, чтобы это не произошло?"

Отвечают дети из группы ОБЖ.

5 ученик. Защита мини – проекта «Найди зону лесов на карте».

См. фото №2 + трафарет из диска.

Наша группа нашла лесную зону на контурной карте. Эта зона обозначена на карте тремя цветами: темно-зеленым, светло-зеленым и оливковым ( о чем будет рассказано далее на уроке).

г.Москва- столица нашей Родины, жителями которой мы являемся,

находится в лесной зоне, поэтому этот урок для нас не только интересен, но и важен.

Раскройте контурные карты. Возьмите трафарет, изображающий зону

лесов, положите его так, чтобы его верхний контур совпадал с границей тундры и лесотундры, обведите трафарет. На контурной карте появилась новая зона. Раскрасьте ее зеленым цветом.

6 ученик.

От географического положения лесной зоны зависит ее растительный мир.

Слушаем группу ботаников.

Ботаники

Ботаника- наука о растениях

1 ученик.

Само название природной зоны говорит о том, что растения здесь образуют леса.

Лес- это природное сообщество. В нем растут деревья, кустарники, травы.

Высокому росту деревьев способствуют условия неживой природы: продолжительный безморозный период, достаточное количество света и влаги. Значительный слой почвы.

2 ученик. В природной зоне встречаются три типа лесов. Первый – самый большой тип - тайга (она обозначена темно – зеленым цветом на карте).

Рассказ о тайге:

Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель - знакомая всем новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

В тайге растут папоротники, кислица, брусника, черника, голубика. Почва часто покрыта мхами, стволы деревьев - лишайниками (гербарий).

Эти растения не требовательны к почве.

3 ученик. Второй тип - смешанные леса (зеленый цвет на карте).

Рассказ о смешанном лесе.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи, рябины, боярышники (показ гербария, закрепленных карточек на карте). Эти деревья называются мелколиственными. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины “Смешанный лес”).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами (показ рисунка).

Осина имеет округлые листья. И они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (рисунок).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (рисунок).

Много здесь кустарников: орешник, малина, ежевика, шиповник. Под деревьями встречаются брусника, черника. Мхи уже не покрывают сплошь почву, как в тайге. Много различных травянистых растений: ландыш, ветреница, дудник.

4 ученик.

Третий тип - широколиственный лес (светло- зеленый цвет на карте).

Рассказ о широколиственном лесе.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут: дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина “Широколиственный лес”).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы- темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком (показ плодов липы).

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании ”кособокие”, одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы (показ плодов вяза).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех- пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

5 ученик. Закрепление знаний – диктант.

  1. Тайга – это смешанный лес? (Нет).
  2. Тайга – это хвойный лес? (Да)?
  3. Мелколиственные растения это: береза, осина, ива, ольха? (Да).
  4. Самый большой тип лесов в лесной зоне – широколиственный? (Нет).
  5. В зоне лесов растет карликовая береза? (Нет).

6 ученик. Звонок в студию.

Петя Малышев. г. Орел.

Есть ли ядовитые растения в лесной зоне? Какие? Спасибо.

Отвечают дети из группы ОБЖ.

7 ученик. Защита мини – проекта « Растения долгожители». См. фото №3.

Ученики решили весной посадить ясень, клен на пришкольном участке. Плодами этих растений питаются птицы, прилетающие на школьный двор.

От разнообразия растительного мира зависит жизнь животных.

Слово – зоологам.

Зоологи

Зоология- наука о животных

1 ученик. В лесной зоне условия для животных организмов более благоприятные, чем в тундре, поэтому животный мир здесь богаче, чем в тундре.

Весь год лес обеспечивает своих обитателей разнообразными кормами: листьями, почками, ветками, плодами, семенами растений, грибами, другими животными. В лесу животные меньше страдают от резких перемен в погоде. Здесь много удобных мест для устройства гнезд: густые заросли, дупла деревьев, коряги. Поэтому в зоне лесов много разнообразных животных.

2 ученик. В теплое время года лес, луг, болото наполнены насекомыми. Это комары, бабочки, жуки, муравьи, стрекозы. Обилие растительной пищи и множество насекомых привлекают сюда много птиц. Это дятлы, синицы, кукушки, дрозды, сойки, клесты, зяблики, поползни, соловьи. Мы слышим прекрасное пение птиц. Одна из интереснейших таежных птиц- кедровка (видеофильм).

3 ученик. Заполняется динамическая картина. См. фото №4.

В лесной зоне можно встретить мелких и крупных животных.

Белка- летяга- родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожаные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось- лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц - беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей- черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

А еще живут мыши, лисы, волки. В лесной зоне немало промысловых пушных зверей. Великолепен мех у соболя, норки, куницы, бобра, ондатры. Россия издавна славится пушниной.

Соболь - национальная гордость России. И не только потому, что водится лишь в нашей стране. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Он почти невесомый, шелковистый, искрящийся на свету, удивительно красивый, к тому же очень теплый и прочный. Основная пища соболя - мыши. Еще совсем недавно соболь был на грани полного уничтожения, но был взят под строгую охрану. К настоящему времени сибирские леса вновь стали соболиными.

Поскольку в зоне лесов теплее, чем в тундре, здесь живут змеи, ящерицы, лягушки. Многочисленные водоемы населены водными животными, среди которых очень разнообразны рыбы. Из них немало промысловых. Это щука, окунь, карась, плотва. Есть и довольно ценные. Это форель, судак, белуга, стерлядь.

Жизнь животных лесной зоны изменяется в зависимости от изменений в живой и неживой природе по временам года.

4 ученик Закрепление знаний. (диктант).

  1. В лесной зоне живет белый медведь? (Нет).
  2. В лесной зоне живет бурый медведь? (Да).
  3. Есть ли в лесной зоне рыбы? (Да).
  4. Считается ли волк редким животным в зоне лесов? (Нет).
  5. Белка – летяга – это птица? (Нет).

5 ученик. Звонок в студию.

Анна Ивановна Смирнова. Рязань.

Мне на лето привезут в первый раз внука. А у нас в лесу много ос, клещей. Дайте, пожалуйста, рекомендации как помочь ребенку, если его вдруг кто-то укусит. Спасибо.

Отвечают дети из группы ОБЖ.

6 ученик Защита мини – проекта «Птицы нашего школьного двора».

См. фото №5.

Наша группа в мини- проекте рассказала о птицах, которые прилетают на наш школьный участок. Они питаются семенами, плодами растений, растущих там. Ученики 4-а класса развесили на деревьях школьного участка кормушки и в зимнее время подкармливают птиц. См. фото в мини-проекте.

Неживая природа, растительный и животный мир взаимосвязаны. Различные нарушения в этой цепочке приводят к страшным последствиям.

Слушаем экологов.

Экологи.

Экология – наука о доме

1 ученик: Экологические проблемы в этой природной зоне связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством.

Вырубают леса в основном из-за древесины. С каждым годом её требуется всё больше. Ведь из неё получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много других необходимых изделий. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности!

2 ученик: Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать. Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. К сожалению, эта работа не всегда хорошо налажена. Много срубленной древесины остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки. Из них можно получать материал для изготовления мебели, а из хвои со срубленных деревьев – богатую витаминами хвойную муку для сельскохозяйственных животных. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона.

3 ученик: Охрана лесов – обязанность государства и каждого человека. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения, так как жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу.

Зачитывает лесные заповеди из книги. Смирнов Ю. « Мир

Животных», Санкт- Петербург « МиМ ЭКСПРЕСС»,1995 г.,

стр. 186- 187.

Лес – отец, и все лесные растения и животные – его дети.

Любовь к лесу, любовь ко всем его детям помогает узнавать их тайны и сложные законы, по которым они живут.

Научитесь ходить по лесу тихо, бесшумно.

Не гоняйтесь с сачком за понравившейся бабочкой, не сажайте в коробок полюбившегося красивого жука. Может быть, это последний экземпляр в вашем лесу.

Если вы найдете птичье гнездо с яйцами, ни в коем случае не трогайте их руками: после этого птица бросит гнездо и вся кладка погибнет.

Не нужно приносить из леса домой зайчат, ежей и других животных. Вы не сможете создать им такие же условия, какие у них были в родном лесу. Помните: животное – не игрушка, которую, наигравшись, можно отложить в сторону.

Помните: зимой для птиц настает голодное, лютое время. Не ждите весны, когда вывешиваются скворечники. Устраивайте в лесу, в садах, возле дома или даже у окна птичьи кормушки.

И – последнее. Почаще вспоминайте библейскую заповедь: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И еще – НЕ УБИЙ.

4 ученик: Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты были почти полностью истреблены лось, кабан, соболь. Их удалось спасти только благодаря строгой охране. Сейчас охота на лесных животных ограничена: специальными правилами разрешено охотиться только в определённый срок и добывать определённое количество животных. Но всё же из-за вырубки лесов, из-за браконьерства многим лесным животным, таким, как рысь, глухарь, рябчик, по-прежнему угрожает опасность. Под особой охраной находятся растения и животные, внесённые в Красную книгу России.

Например:

венерин башмачок, женьшень, жук - красотел, дровосек реликтовый, жук олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.

(Показ Красной книги). См. фото №6.

5 ученик: Огромную работу по охране природы, ее изучению и восстановлению проводят заповедники. В лесной зоне их много. (Показать их на карте). Вот некоторые из них: См. фото №1.

Кандалакшский,
Приокско-Террасный,
Астраханский,
Печоро-Илычский,
Сихоте-Алинский,
Алтайский заповедник и т.д.

Посмотрим видеофильм «Национальный парк «Лосиный остров».

6 ученик Закрепление знаний (диктант).

  1. В Красную книгу занесены волки? (Нет).
  2. Охрана леса – это обязанность государства? (Нет).
  3. Охрана леса – это долг каждого гражданина? (Да).
  4. В Красную книгу занесены зубры, амурские тигры? (Да).
  5. Экологическая проблема леса связана с вырубкой леса? (Да).

7 ученик. Звонок в студию

Семья Белкиных.

Мы купили участок под Шатурой. В этом месте много торфяников.

Что надо сделать, если возникнет пожар? Спасибо.

8 ученик Защита мини проекта «Лесные заповеди». См. фото №7.

Дети рассказывают что нельзя делать в лесу и на пришкольном участке.

Особенности неживой природы, растительного и животного мира определяют хозяйственную деятельность человека.

Слово – хозяйственникам.

Хозяйственники.

1 ученик: Что дает человеку лес?

Ответ найдем в учебнике на стр. 199, З.А. Клепининой « Природоведение 4 кл.»

Дети читают текст и отвечают на вопросы. На доске плакат с ответами ( закрытыми), которые раскрываются в зависимости от ответов учащихся.

Значение леса.

  1. Место отдыха.
  2. Источник чистой воды и пищи.
  3. Источник древесины.
  4. Источник топлива.
  5. Дом для растений и грибов.
  6. Аптека для людей.
    Посмотрим видеофильм и добавим в таблицу другие сведения. Чем же еще полезен лес?
    Дети смотрят видеофильм. Затем добавляют:
  7. Листья деревьев выделяют фитонциды.

2 ученик Защита мини-проекта «Что лес дает человеку?

См. фото №8.

Ученик рассказывает, что дает лес для жизни человека.

Подведение итогов урока.

I. 1 ученик: Лесная природа прекрасна. Ее красотой (в разные времена года) восхищались и воспевали в своих произведениях музыканты, поэты, художники, писатели!

1. Показ картин: И.Шишкин «Утро в сосновом бору», Остроухов «Золотая осень», И.Левитан «Большая вода» и т.д.

2. Стихотворение И.Бунина «Листопад».

3. Пение песни (физкультминутка) «Музыка в лесу». Музыка Дубравина, слова Руженцева.

2 ученик: Почему мы так много и подробно сегодня на уроке говорили о лесной зоне? (Мы живем в этой зоне и должны хорошо все знать про нее).

Вспомним слова М.Пришвина из рассказа «Моя Родина»:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Индивидуальная работа по карточкам

II. Исправь географические ошибки в тексте. (Текст на доске).

У детей карточки с этим текстом. (Взаимопроверка текста парами).

Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространенными животными являются: зубр, амурский тигр, утка - мандаринка. Лес не является домом для растений, животных и грибов. Занятие населения - оленеводство.

Домашнее задание. Стр. 189 – 202 по вариантам.

Это интересно.

III. Занимательные вопросы.

  1. Самая маленькая птичка наших лесов? (Королёк и подкоренник (крапивник.)
  2. Из какого дерева делают карандашные палочки? (Из кедра.)
  3. Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (Из ели.)
  4. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
  5. Какое растение прекрасно заменяет йод и вату? (Мох сфагнум.)
  6. Из корней какого растения делают напиток, заменяющий кофе? (Цикорий.)
  7. Какого цвета ягоды ландыша? (Красные.)
  8. Какие грибы появляются первыми ранней весной? (Строчки и сморчки.)
  9. Самый опасный гриб? (Бледная поганка.)
  10. У кого глаза расположены по бокам? (Заяц, рыбы.)
  11. У кого глаз состоит из множества глазков? (Стрекоза, муха, муравей.)
  12. Кто видит только вблизи? (Паук, улитка.)
  13. Кто видит только то, что двигается? (Лягушка.)
  14. Какая рыба вьёт гнездо? (Корюшка.)
  15. Кто самый быстрый зверь? (Гепард.)
  16. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)
  17. Самый маленький зверь лесной зоны? (Землеройка – 3,5 см.)
  18. Самый чистоплотный зверёк? (Барсук.)
  19. Сколько ног у паука? (8)
  20. Сколько крыльев у жука? (4)
  21. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
  22. Хищные растения? (Росянка, водный орех.)
  23. Какие звери летают? (Летучие мыши.)
  24. У каких птиц появляются птенцы зимой? (Клесты.)
  25. Самая большая птица наших лесов? (Тетерев)
  26. Самый большой зверь зоны лесов? (Лось).
  27. Самое сильное животное? (Муравей).
  28. Кто из птиц наших лесов быстрее всех летает? (Стриж.)
  29. Какой зверь легко бегает по болотам? (Лось.)
  30. Почему листья на верхушке дерева опадают последними? (Они моложе остальных.)
  31. Сколько кг макулатуры сберегают одно дерево? (60 кг.)
  32. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)
  33. Кто может пить ногой? (Лягушка.)
  34. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, у зайца.)
  35. Какая птица выше всех летает? (Орёл.)
  36. Какая птица достаёт себе пищу из-подо льда? (Олянка.)
  37. Какое дерево цветёт позже всех? (Липа.)
  38. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
  39. Какое дерево зацветает раньше всех? (Ива.).

Дети отвечают на вопросы. Ответы которые были даны им заранее. Ответы на них ученики искали самостоятельно.

Остроглаз.

Задания

1. Рис.1.

Здесь нарисованы две сосны. Одна из них выросла в густом лесу, другая-

на открытом месте. Какая где выросла?

2. Рис. 2.

Здесь нарисованы крылья двух птиц. Одна из них живет в лесной чаще, а другая – на больших открытых пространствах. У какой какое крыло?

3. Рис. 3.

Две осины в лесу обглоданы, да по - разному. Кем? Кто тут был?

4. Рис. 4.

Здесь нарисованы носы трех разных птиц. Одна из этих птиц питается

насекомыми, другая зернами и ягодами, третья – зверьками и птицами.

Как по носу узнать, какая птица чем питается?

5. Рис.5.

В саду два дупла, и в обеих – слышно – птенцы. Как узнать, присмотревшись, гнезда каких птиц в этих дуплах?

6. Рис. 6

Здесь нарисованы ноги трех разных птиц. Одна из этих птиц живет на деревьях, другая на земле, третья на воде. Которая – где?

Ответы

№ 1. Дерево, растущее в густом и темном лесу, быстро тянется вверх, к свету, и теряет свои нижние ветки. Дерево, выросшие на просторе, нижние ветви сохраняет и раскидываются широко.

№ 2. У птиц, живущих на больших открытых пространствах, крыло узкое, длинное, острое. У птиц, живущих в лесах, в чаще крылья не могут быть длинными (птицы задевали бы ими за ветви). У птиц, живущих в чаще, крылья широкие, короткие, круглые.

№ 3. «Низко над землей обглодал кору осины зверь небольшого роста. Это заяц.

А тут был очень высокий зверь. Это лось. Он также обломал и поел тонкие веточки осины.

№ 4. У той птицы, что питается зернами растений и ягодами, толстый и твердый клюв (чтобы крушить косточки); у той, что питается насекомыми, тоненький, слабый клюв; у хищной птицы клюв крючком (чтобы разрывать мясо).

№ 5. 1 дерево. Это дупло дятла. На земле под дуплом целая груда опилок. Их накрошил дятел, когда выдалбливал себе в дереве жилище.

2. дерево. Дупло, в котором вывел птенцов скворец. Опилок нет под деревом, ствол вымазан известкой.

№ 6. Ноги у птиц приспособлены к тем условиям, в которых птица живет. У птицы, живущей на земле, ноги такие: прямые пальцы широко расставлены, нога высокая. У птицы, живущей на деревьях, ноги такие: пальцы сближены, кривые и очень цепкие, нога короткая.

У водяных птиц ноги приспособлены к плаванию: пальцы соединены перепонками.

Литература.

  1. Бианки В. «Лесная газета».
  2. Дмитриева О., Макрушина О. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир» М. «ВАКО» 2004 г.
  3. Смирнов Ю. «Мир животных», Санкт -Петербург «МиМ ЭКСПРЕСС», 1995 г.
  4. Учебник ОБЖ 1- 4 класс, ( информация со стр. 115 – 119, 240- 244),Гостюшин А.,М. АСТ АО « Московские учебники», 2001 г.
  5. Федотов Г. «Волшебный мир деревьев.» М «Просвещение»,1987 г.