Интегрированный проект "Богатства нашего края"

Разделы: Начальная школа


У учащихся начальной школы важно сформировать не только знания, умения и навыки по предметам, но и опыт эмоционально-творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому важно обращать внимание детей на красоту окружающей природы, чаще рассуждать о том, что они могут сделать для сохранения богатства родного края, в том числе и в процессе своей учебной деятельности.

Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Поэтому я посчитала, что на этом возрастном этапе очень важна работа по краеведению. Особенно это почувствовалось, когда мы с ребятами побывали в Астраханском Доме Природы на сельскохозяйственной выставке овощей “Урожай-2005”. Детей поразило разнообразие овощных культур, выращиваемых на полях нашего края, огромное количество сортов томатов, огурцов, баклажанов, арбузов и т.д. Ребята узнали, насколько люди рационально используют собранный урожай. Во время беседы по итогам экскурсии у учащихся появилась идея продолжить знакомство с достижениями нашего края. Астраханская область богата овощными культурами, арбузами, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Мы определили направление нашей дальнейшей деятельности, основным методом которой является метод творческих проектов.

Совместные цели нашего проекта:

  • познакомиться с “богатством” и достижениями Астраханской области;
  • расширить экологические знания, формировать навыки экологической культуры;
  • научиться работать с различными источниками информации;
  • развивать познавательную активность, интеллектуально-творческие способности, инициативу, самостоятельность;
  • развивать эмоционально-эстетическое отношение к природе и объектам изображения;
  • развивать коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе);
  • воспитывать любовь к природе, чувство гордости за свой родной край, желание сделать его ещё краше, богаче.

Во втором классе мы решили основное внимание уделить овощным культурам. Совместно определили формы нашей работы. Для этого использовали “Ромашку”. На доске прикреплён цветок в виде ромашки, на лепестках которого учитель записывает виды деятельности, предлагаемые учащимися: вырастить овощ, собрать о нём информацию, изобразить “Каким я его представляю”, сочинить произведение. После коллективного обмена мнениями решили работать в микрогруппах. Каждая группа выбрала определённую овощную культуру (томат, огурец, лук, редис, баклажан) и выделила основные вопросы изучения данной проблемы:

1. Кое-что из истории …

2. Сделаем сами своими руками (рисунки, поделки).

3. Сорта.

4. Правила посадки и уход за культурой.

5. Что нам может рассказать словарь?

6. “Овощная культура” в народном фольклоре, в литературных произведениях.

7. “Овощная культура” в моём произведении.

Весь собранный материал по группам решили оформить в виде раздела “Овощные культуры нашего края ” в общеклассном журнале “Богатства нашего края”.

Проектная деятельность межпредметна. Она предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Для достижения этого, мне необходимо было проанализировать программы по разным учебным предметам и сгруппировать их вокруг нашего проекта. Я пересмотрела сроки изучения отдельных тем по русскому языку (знакомство и работа с разными видами словарей), литературному чтению (изучение произведений устного народного творчества и умение ориентироваться в их жанровом разнообразии),окружающему миру (изучение экологических особенностей растений, в том числе овощных культур нашего края), изобразительному искусству (знакомство с репродукциями известных художников работа с натюрмортом, пейзажем) и художественному труду (знакомство с агротехникой выращивания овощных культур, наблюдение за развитием и ростом растений, работа в технике папье-маше, лепка из теста; углубила изучение необходимых для проекта вопросов. Учащиеся с большим интересом стали подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Убеждённость в необходимости приобщения детей к получению дополнительной информации из различных источников вдохновила меня на сотрудничество с работниками библиотек города. Мы посетили школьную, районную и центральную детские библиотеки, где учащиеся узнали, как можно самостоятельно получать необходимую информацию, используя справочники, энциклопедии, научную литературу, Интернет.

Была проведена игра-викторина “Что растет на грядке?”. Она позволила выявить то, что школьникам известно об овощных культурах нашего края и то, что им ещё предстояло узнать.

Ребята с интересом включились в работу. Каждый ученик находил материал по основным вопросам, обобщал его. Результаты этой работы регулярно обсуждались в группах. При этом решалось, какой материал и в каком объёме целесообразно предложить для оформления. Моя роль заключалась в том, чтобы консультировать детей, корректировать и систематизировать подобранный материал в микрогруппах. На этом же этапе, для активизации работы, я проводила с ребятами различные конкурсы, викторины, игры, экскурсии в Дом Природы, в Астраханский Краеведческий музей.

При реализации данного проекта я не могла обойтись без помощи родителей. Их роль заключалась в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации. Для этого я проводила специальные родительские собрания-лекции, на которых разъясняла суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, знакомила с основными этапами проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Завершающим этапом выполнения проекта стала его презентация. К этому моменту каждая группа докладывала о проделанной ими работе. Ребята оформили собранный материал в виде журнала, организовали показ выращенной рассады, выставку поделок и рисунков, подготовили небольшое выступление о своем проекте. Итогом проделанной работы стало участие в общешкольном Дне Науки. Каждый ученик был поощрен в своей микрогруппе по номинациям: “Наиболее интересный исторический материал”, “Весёлые всходы”, “Лучшая поделка”, “Красочный рисунок”, “Лучшее литературное произведение”. Завершением работы над проектом стал большой праздник “Путешествие в страну Овощей”.

После выполнения проекта я попросила учащихся поделиться своими впечатлениями о проделанной работе. Очень отрадно, что, по словам детей, эта работа очень понравилась им, позволила многому научиться, прибавила уверенности в своих силах, заставила задуматься о родном крае, о том, как сберечь его “богатства”. Ребята рассказали и о трудностях в работе, и о том, как они сумели справиться с ними, благодаря одноклассникам из своей группы. Тут же прозвучали пожелания учащихся продолжить эту работу: следующий проект посвятить изучению рыбных ресурсов нашей области и их охране.

Выборочный материал на примере одной микрогруппы

1. Кое-что из истории…….

В научных книгах помидор называют томатом. Это название он получил у себя на родине в стране инков, в Перу. У первых томатов, которые привезли из Америки в Европу, были желтые плоды. Они на солнце светились золотом. “Помодоро” называли их итальянцы. “Помо”— яблоко, “Доро”— золотой. Томаты с желтыми, а потом с красными плодами сажали в клумбах для красоты. Никто не решался попробовать “золотое яблоко” на вкус. Самыми смелыми оказались португальцы. В России помидоры также долго не употребляли в пищу и разводили лишь в декоративных целях. С 1850 года их стали возделывать как овощную культуру. Первые плантации были заложены в Крыму, в Грузии, в Астраханской губернии, Нижнем Поволжье.

(Алиев Илгар)

2. Сорта

Ультраранние сорта:

”Ляна” (красный, масса плода 80–100 г, высота растения 60 см).

“Марсель” (красный, масса плода 70–90 г, высота растения до 100 см, устойчив к болезням, холодостоек, лёжкий).

Раннеспелые сорта:

“Микадо розовый” (розовый, масса плода 150–200 г, высота растения до 120 см, высокие вкусовые качества плодов).

“Дачник” (красный, масса плода 80–100 г, высота растения 50–60 см, урожайный).

“Дубок” (красный, масса плода 100 г, высота растения 60 см, неприхотлив, переносит перепады температур).

Среднеранние сорта:

“Алые паруса” (красные, масса плода 200 г, высота растения 120–150 см, высокие вкусовые качества плодов).

“Оранжевые сливки” (оранжевый, масса плода 40–55 см, высота растения 120–150 см, отличный сорт для консервирования).

Среднеспелые сорта:

“Гигант розовый” (розовый, масса плода 400 – 700 г, высота растения до 200 см, высокие вкусовые качества плодов).

“Жёлтая груша” (жёлтый, масса плода 60–80 г, высота растения до 150 см, устойчив к болезням).

Среднепоздний сорт:

“Воловье сердце” (розово-красный, масса плода 300–500 г, высота растения 120 см, хорошие вкусовые качества).

Позднеспелый сорт:

“Жираф” (оранжевый, масса плода 80–100 г, высота растения до 250 см, долго хранится).

(Рожков Артём)

3. Агротехника

Помидоры выращивают в 2 этапа: сначала готовят рассаду, затем высаживают её в открытый грунт. Лучший урожай дают прошлогодние семена. Для их посева можно использовать посевные ящики. Посев семян проводят обязательно во влажную почву. Землю слегка уплотняют, делают бороздки глубиной 1–2 см на расстоянии 5–7 см одну от другой и на таком же расстоянии друг от друга высевают семена на глубину 1–2 см. Для лучшего притока влаги к семенам после их заделки почвой, следует слегка уплотнить её.

До всходов ящики держат накрытыми при температуре + 22 – 24* С. Почва в ящиках должна быть влажной. При появлении всходов ящики ставят ближе к свету, температуру снижают днём до + 18* С, а ночью до + 15* С (чтобы сеянцы не вытягивались). Через 6–7 дней температуру повышают. Всхожесть семян от 5 до 12 дней.

Уход за рассадой заключается в нечастых поливах, подкормках. Поливать рассаду нужно один раз в неделю, лучше снеговой или дождевой водой комнатной температуры.

Её необходимо закалять (выносить на балкон, если температура наружного воздуха будет + 8 – 12* С).

(Плаксин Георгий)

4. Что нам может рассказать словарь?

Орфографический словарь. Помидор, томат.

Толковый словарь русского языка. Помидор — огородное растение семейства паслёновых, а также его съедобный красный плод округлой формы. Томат   пюре из помидоров. Томатный – приготовленный из помидоров.

Этимологический словарь. Помидор. В русском языке слово известно с начала 19 века. Заимствовано из итальянского языка, где pomo d*oro буквально означает “золотое яблоко”.

Словарь иностранных слов. Помидор [ит. pomidoro < pomi d*oro – золотые яблоки ], иначе томат – овощное растение семейства паслёновых с красными или жёлтыми плодами, а также плод этого растения.

Томат [ исп. Tomate < ацтекск. Tomatl ] –

1) То же, что помидор

2) Паста, соус из помидоров”.

(Говорова Екатерина)

5. “Овощная культура” в народном фольклоре, в литературных произведениях

Загадки

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки.

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят .

Скороговорки

У Егора огород,
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры -
Там на грядке помидоры.

Дора, дора, дора!
Мы поймали вора.
Это бабушка Федора
Воровала помидоры!

Поговорка

Если хорошо на полях потрудиться,
Хороший урожай помидоров родится.

В литературных произведениях

Д. Родари “ Приключения Чиполлино”.

Т. Полякова “ Рано солнышко встаёт ”.

В. Коркин “ Что растёт на нашей грядке?”.

(Нгуен Тхао Ми)

6. “Овощная культура” в моём произведении .

Сказка

Росла на огородной грядке Помидорка. Была она маленькая, зелёная. Никто её не замечал. Очень хотелось Помидорке стать красавицей, чтобы все ею восхищались. Но Шмели, Мухи, Осы всегда пролетали мимо.

Настал август. Помидорка сначала побурела, а потом и покраснела. С каждым днём она становилась круглее, сочнее. Теперь Мухи, Осы, Шмели часто кружили над ней, восхищаясь её цветом, размером. Помидорка так и светилась от счастья!

Но вот пришли ребята, сорвали её с куста и вместе с другими помидорами закатали в банку. Тут только наша Помидорка и увидела, что она ничем не отличается от других. Все вокруг были спелые, сочные, красные.

Помидорка поняла, что главное в жизни – не восхищаться своей красотой, а дарить радость другим. И она спокойно стала ждать, когда же в холодный зимний день дети вынут её из банки. Они будут смотреть на неё, вспоминать тёплое лето, радоваться.

(Филимонов Максим)

Использованная литература

1. Лоскутова Н.А . Викторина “Что растёт на грядке? ” // Начальная школа. 2004. №2. С.89-94.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя нач. кл.М.:Изд. центр “Вентана-Граф”,2004.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Под ред. Е.С. Полат. М.:Изд. Центр “Академия”, 2000.