Цели занятия:
- Повторение физического смысла производной, использование этого понятия для решения задач.
- Установление связи физических величин с производной, первообразной.
- Развитие коммуникативных способностей через организацию работы исследовательского характера в группе.
- Воспитание культуры общения.
Форма проведения: интегрированный урок; физика + математика.
“Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения”.
Д. Пойа
Ход урока.
1. Решение задач (создание проблемной ситуации для учащихся).
Задача 1.
Две материальные точки движутся прямолинейно по законам:
x1 = 2,5t2 – 6t + 1 и x2 = 0,5t2 +2t – 3. В какой момент времени to скорости их равны, то есть v(t1) = v(t2)?
Задача 2.
Точка движется прямолинейно по закону x(t) = - + 3t2 - 5. Найдите момент времени t, когда ускорение точки равно нулю.
Задача 3.
Скорость тела выражается формулой v = 2,5 + 0,2t. Найти перемещение тела через 20с от начала движения.
Учащиеся разбиты на группы; в каждой группе есть руководитель и учащиеся, которые имеют различные типы познавательной активности; ситуативный, исполнительский, творческий.
Решение задач обсуждается всеми учащимися в каждой группе и выносится на обсуждение присутствующих (решение записывает у доски один из членов группы).
В ходе обсуждения решения задач повторяются такие понятия:
- Физический смысл производной;
- Что есть ускорение?;
- Нахождение уравнений: а) перемещения, зная формулу скорости; б) скорости, зная формулу ускорения.
2. Задание исследовательского характера.
Выполнить обобщение материала, используемого на первом этапе урока.
Каждая группа оформляет зависимость между физическими величинами своим способом: таблицей, опорным конспектом, записью формул и т. д.
3. Выполнение самостоятельной работы на 5 вариантов.
Каждый вариант содержит 5 заданий различной степени сложности, причем учащийся вправе самостоятельно выбрать для решения задания с определенным числом баллов, которое определяет его оценку.
Задания 1 – 3 оцениваются по 1 баллу, 4 задание – 3 балла, 5 задание – 4 балла.
4. Итог урока провести показом и комментированием выполненных заданий исследовательского характера.
5. Домашнее задание.
Каждой группе составить карточку, содержащую задачи различного типа (5 задач), придуманные членами группы.
Приложение 1.
1. Решение задач 1-го этапа урока.
Задача 1.
v1= 5t – 6, v2 = t + 2
5t – 6= t + 2
t = 2c
Задача 2.
v = - +6t
a = -t +6
-t +6 = 0
t = 6 с
Задача 3
Приложение 2.
Самостоятельная работа
Вариант 1
- Точка движется по закону x(t) = 2t3 – 3t. Чему равна скорость в момент времени t = 1?
- Скорость тела выражается формулой v(t) = 6t – t2. Найти перемещение тела через 6 с от начала движения.
- Ускорение тела выражается формулой a(t) = 15 + 8t2. Найти скорость движения тела в момент времени t = 1 c от начала движения.
- По прямой движутся две материальные точки по законам x1(t) = 4t2 – 3 и x2(t) = t3. В каком промежутке времени скорость первой точки больше скорости второй точки?
- Тело с высоты 10 м брошено вертикально вверх с начальной скоростью 15 м/c. Чему равна максимальная высота подъема тела? Через сколько секунд тело достигнет этой высоты?
Вариант 2
- Точка движется по закону x(t) = 2t3 - 3t. Чему равно ускорение в момент времени 1с?
- Ускорение тела выражается формулой а = 4t. Найти скорость тела через 5с от начала движения.
- Скорость тела выражается формулой v(t) = 3t2 – 8t. Найти ускорение тела через 2с от начала движения.
- По прямой движутся две материальные точки по законам x1(t) = t3 и x2(t) = 5t2 – 21t. В каком промежутке времени скорость первой точки меньше скорости второй точки?
- Тело, брошенное со скоростью 40 м/c, достигло максимальной высоты подъема. Чему равна эта высота? Какова была скорость тела через 2 с после броска?
Вариант 3
- Точка движется по закону x(t) =t3 – 2t2 + 3t + 1. В какие моменты времени ее скорость будет равна нулю?
- Ускорение тела выражается формулой a(t) = 12t – 2. Найти скорость тела через 2с после начала движения.
- Скорость тела выражается формулой v(t) = 6t2 + 8. Найти перемещение тела через 2с от начала движения.
- Уравнения скоростей двух материальных точек описываются законами v1(t) = t3 + 0,3 и v2(t) = 3t2 – t. В каком промежутке времени ускорение второй точки больше ускорения первой?
- При свободном падении тело достигло поверхности земли через 5с. Каковы скорость тела в момент падения на землю и высота, с которой тело упало? Чему была равна скорость падения на второй секунде полета?
Вариант 4
- Точка движется по закону x(t) = t3 – 2t2 + 3t + 1. В какие моменты времени ее ускорение будет равно нулю?
- Ускорение тела выражается формулой а(t) = 12 t. Найти скорость тела через 3с после начала движения.
- Скорость тела выражается формулой v(t) = 2t + 1. Найти перемещение тела через 5с от начала движения.
- Уравнения скоростей двух материальных точек описываются законами v1(t) = 4t2 – 16t и v2(t) = t3. В каком промежутке времени ускорение первой точки больше ускорения второй?
- Скорость свободно падающего тела в некоторой точке A равна 50 м/c. Какой путь прошло тело до точки A? Где оно будет через 1 с после прохождения точки A?
Вариант 5
- Точка движется по закону x(t) = 2t2 – t. Чему равна скорость в момент времени t = 10c?
- Ускорение тела выражается формулой а(t) = 0,2t – 0,5. Найти скорость тела через 3с после начала движения.
- Скорость тела выражается формулой v(t) = 18t + 1. Найти перемещение тела через 10с от начала движения.
- По прямой движутся две материальные точки по законам x1(t) = t3 и x2(t) = 6t2 – 9t. В каком промежутке времени скорость первой точки меньше скорости второй точки?
- Мяч брошен с земли вертикально вверх с начальной скоростью 15 м/c. За какое время он поднимется вверх и чему равна высота подъема? Чему была равна скорость тела через 1с после броска?