Цели урока:
- закрепление навыков действий над обыкновенными дробями; повышение вычислительной культуры;
- повторение правил сравнения, сокращения дробей;
- развитие логического мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы и самопроверки;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами от 2 до 5, со знаком “?”; картинки с изображением редких птиц, рыб, животных и растений; Красная книга России; карточки с примерами, с самостоятельной работой и ключами.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель объявляет тему и цели урока. В тетрадях записывается число, тема.
II. Устная работа
Учитель: Ребята, ваши ответы на вопросы заданий мы будем записывать в табличку.
Будьте внимательны, постарайтесь не ошибиться!
(По ходу выполнения заданий учащиеся проговаривают правила сравнения, сокращения,
сложения и вычитания обыкновенных дробей, формулируют основное свойство дроби)
а) Решите уравнение:
б) Найдите значения х, удовлетворяющие неравенству:
в) Вычислите:
г) Найдите значение выражения, используя свойства сложения и вычитания:
.
1 | 9 | 6 | 6 |
Учитель: Дети, прочитайте полученное число.
Это не просто число, это дата. В 1966 году по решению Международного союза охраны
природы была создана международная Красная книга, а в 1982 году - Красная книга России. А как вы думаете, с какой целью создана книга?
(Обратить внимание человечества на истощение биологического разнообразия живой природы и принять соответствующие меры для его сохранения и восстановления).
III. Упражнения
№1. Решите задачу (один ученик работает у доски)
Человек забирает много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Для реки - часть годового речного стока. Из Волги на хозяйственные нужды забирается годового речного стока. На сколько водозабор из Волги превышает норму?
(Ответ сравните с )
Решение.
- = .
№2. Учитель: Ребята, на доске записано высказывание, но в нем пропущены некоторые слова. Нам необходимо их восстановить. Каждый из вас получает по 1–2 примера и в соответствии с ключом записывает ответ в соответствующей клеточке.
1. |
5. |
9. |
13. |
2. |
6. |
10. |
14. |
3. |
7. 6 - |
11. |
15. |
4. |
8. |
12. |
16. 6 - |
17. | 19. | 21. | 23. |
18. | 20. | 22. | 24. |
25. |
IV.
Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам: “Расшифруй слово”Учитель: Давайте договоримся, что в случае затруднений можно обращаться за помощью. Для получения консультации достаточно поднять сигнальную карточку со знаком вопроса.
Выполнив задания, вам необходимо расположить ответы в определенном порядке (возрастания или убывания) и по ключу выписать соответствующие буквы.
Варианты 1, 2, 4 – в порядке убывания
Вариант 3 – в порядке возрастания.
Вариант 1
1. . | 2. . | 3. х - . |
4. От куска ленты длиной 7 м отрезали м. Сколько метров ленты осталось?
Вариант 2
1. . | 2. . | 3. . | 4. |
5. Из т картофеля магазин продал т. Сколько тонн картофеля осталось?
Вариант 3
1. . | 2. . | 3. 15 - . | 4. . |
5. Найдите периметр треугольника АВС, если АВ= м, ВС= м, АС= м.
Вариант 4
1. . | 2. . | 3. . | 4. . |
5. |
6. В одном ящике кг яблок, что на кг больше, чем в другом ящике. Сколько килограммов яблок в другом ящике?
Ребята, которые справятся с заданием раньше других, могут наряду с учителем выступать в роли консультантов.
V. Итог
Учащимися по заготовленным учителем ответам проверяется правильность выполнения работы, исправляются ошибки, выставляется самооценка. Результаты демонстрируются с помощью сигнальных карточек.
Учитель: У вас получились следующие слова: хорь, осётр, дрофа, ковыль – это названия представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Саратовской области. (Демонстрируются соответствующие фотографии или рисунки)
Какие ещё редкие в нашем крае виды животных или растений вы знаете?
Наш урок подошел к концу. Скажите, что вам понравилось, а что нет? Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
Выставляются оценки.