Работаю по системе Л.В. Занкова. Работа с текстовыми задачами актуальна для меня. В течение ряда лет сталкивалась с этой проблемой на уроках математики. Дело в том, что структура задачи “замаскирована” текстом и всеми конкретными данными задачи. Для того чтобы верно решить задачу, нужно уметь вычленить эту скрытую структуру. Увы, быстро справиться с этой работой могут дети с математическим складом мышления, которых в классе меньшинство. В своей работе использовала систему работы с задачами по учебникам Аргинской И.И.
Работа с тестами.
Умение решать задачи впрямую связано с овладением организационно-практическими, интеллектуальными, исследовательскими умениями. Отсутствие навыка работы с текстом часто приводит к неверному решению. С целью выработки навыков использую в своей работе тестовые задания. Тесты как инструмент, с помощью которого ученик анализирует текст задачи, учится находить связи и зависимости, раскрывает конкретный смысл задачи.
Тесты проводятся во время уроков, задания подбираю такие, на выполнение которых уходит не более 10 минут. Работы выполняются в специальных тетрадях для тестов, на первой странице перечень заданий к тексту. Учитель на доске выставляет текст задачи (можно по вариантам) и ответы, указывает номер задания из перечня, который нужно выполнить или раздаются индивидуальные тесты, ответы проставляются в тетради для тестов. Обычно это 1-2, иногда 3 задания, смотря по трудности, также можно проводить работу в виде математических диктантов. Контрольные тесты имеют 4-5 заданий. Все время надо следить за мерой трудности. Задания одни и те же, тексты к ним разные для каждого. Можно брать тексты из старых задачников. Содержание текста задачи любое, важен не текст, а содержание заданий. Однотипные тексты скучны для детей, поэтому можно брать занимательные, логические тексты. Тесты хороши как тренинг для выработки умений. В случае большого процента ошибок проводится повторная работа, сначала в группах, затем индивидуальная.
По желанию можно упрощать или усложнять задания.
Тесты в основном служат вспомогательным средством работы с текстом. На первых порах, когда дети затрудняются при выделении компонентов задачи или анализе задачи, эти тесты служат ориентирами верного решения. Очень осторожно нужно подходить к оцениванию работы. Работа с текстом задачи сама по себе очень трудный процесс. Однако работа становится легче, когда как ориентиры выступают готовые варианты ответов. Основная задача тестов – организация помощи при работе с текстом задачи.
Содержание тестовых заданий:
1класс
Найди среди рисунков такой рисунок, с помощью которого можно составить математический рассказ.
Найди вопрос, который можно задать к этому математическому рисунку.
Сделай математический рисунок к данному выражению. Помни, что рисовать нужно быстро.
2 класс
Найди лишнее слово: искомое, данные, сумма, вопрос.
Найди вопрос задачи. На льдине играли 8 пингвинов. К ним приплыли еще 5 пингвинов.
а) сколько мячей катали пингвины?
б) сколько пингвинов уплыло?
в) сколько пингвинов стало на льдине?
Найди задачу.
а) На полке было 4 книги. Саша поставил на полку
еще 3 книги.
б) Чему равно значение разности чисел 4 и 2?
в) На полке было 14 книг. Лена взяла с полки 8 книг.
Сколько книг осталось на полке?
Выбери верное решение к задаче.
Вера съела 10 бананов. Анфиса на 4 банана больше. Сколько бананов съела Анфиса?
а) 10-4;
б) 10+4
Подбери к вопросу нужное условие, чтобы получилась задача. Сколько птиц улетело?
а) Поклевать крошки слетелись 14 снегирей и 2
вороны.
б) Поклевать крошки собрались 14 галок. Вскоре 2 из
них улетели.
в) К кормушке прилетели 14 соек. После того как
часть из них улетела, около кормушки остались 2
сойки.
г) У кормушки собрались синицы и воробьи. Потом 2
синицы улетели, остались 14 воробьев.
Найди верные ответы. Сегодня 300 градусов мороза. Вчера было на 20 холоднее. Сколько градусов было вчера?
Данные:
а) 300 градусов, 20 градусов;
б) 300 градусов;
в) 300 градусов, на 20 градусов холоднее.
Искомые:
а) градусов сегодня;
б) ? градусов было вчера;
3 класс
Найди искомое.
На уроке физкультуры ученики 3 “в” класса построились в 3 шеренги по 8 человек. Сколько учеников в этом классе?
а) Количество шеренг;
б) Количество детей в 1 шеренге;
в) Количество детей в классе.
Выбери верную схему к анализу.
В детском саду есть куклы и машины. Кукол 26, а машин на 17 больше. Сколько кукол и машин в детском саду?
а) искомое – число кукол и машин; известно - 26 к.,
17м;
б) искомое – число машин; известно – число кукол
– 26; неизвестно число машин- на 17 больше;
в) искомое – количество кукол и машин; известно
-количество кукол; неизвестно – количество машин
, их на 17 б., чем кукол.
Найди обратные задачи к данной.
За 6 ч. рабочий изготовил 48 деталей. Сколько деталей он сделает за 5 часов?
а) За 5 ч. рабочий изготовил 40 деталей.
Сколько деталей он сделает за 6 ч.?
б) За 5ч. рабочий изготовил 40 деталей. За сколько
часов рабочий изготовил 48 деталей?
в) Всего рабочий изготовил 48 деталей. Сколько
времени он работал, если в час он делает 8 деталей?
Найди задачу.
а) У Маши 16 карандашей, а у Лены на 7 больше. На
сколько карандашей меньше у Маши?
б) Винни Пух и Кролик решили измерить дерево,
растущее возле дома Кролика. Сколько метров
высота дерева?
в) Число 25 увеличили на 15. Какое число получили?
г) У мамы рост 1м 60см, у папы 1м 80 см, у сына 85см.
д) Количество учеников 3 класса 96, второго класса
на 26 меньше чем третьего, а количество учеников
первого класса на 2 больше, чем 2-классников.
Сколько учеников в первом классе?
Выбери верное решение данной задачи.
Маша купила 5 ручек по 3 рубля и 2 тетради по 8 рублей. Сколько денег заплатила Маша?
а) 3+8
б) 5+3+2+8
в) 3 х 5+8
г) 3х5+8х2
д) 5+5+5
Какой способ краткой записи подходит к данной задаче.
Скорость автомобиля 37 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 3 часа?
а) опорные слова;
б) таблица;
в) схема;
г) другое.
Сократи текст до задачи.
Около школы был сад. В саду росли деревья. Это были березы и липы. Школьники решили посадить деревья. Они пришли в сад и посадили 3 ряда по 8 берез в каждом ряду. Потом они отдыхали. Им осталось посадить еще 6 берез. Сколько всего берез надо было посадить?
4 класс.
Найди обратные задачи
а) В детский сад привезли 3 ящика огурцов по 24 кг
в каждом, а помидоров в 2 раза меньше. Сколько кг
помидоров привезли в детский сад?
б) В детский сад привезли 36 кг помидоров и в 2 раза
больше огурцов. Сколько огурцов привезли в
детский сад?
в) В детский сад привезли 36 кг помидоров, а
огурцов в 2 раза больше. Огурцы расфасованы в 3
ящика поровну. Сколько килограмм огурцов входит
в 1 ящик?
г) В детский сад привезли 36 кг помидоров, а
огурцов в 2 раза больше. Огурцы расфасованы по 24
кг в каждом ящике. Сколько ящиков с огурцами?
Подбери подходящий вопрос к данной задаче.
Из двух сел одновременно вышли 2 поезда и встретились через 5 часов. Скорость первого поезда 62 км/ч, второго на 5 км меньше.
а) Найди скорость первого поезда.
б) Найди расстояние между 2-мя селами.
в) Сколько времени затратили на путь до встречи
поезда?
Сколько действий решения имеет данная задача?
В детский сад привезли 36 кг помидоров, а огурцов в 2 раза больше. Огурцы расфасованы в 3 ящика поровну. Сколько кг огурцов входит в 1 ящик?
а) 1;
б) 2;
в) 3
Это задача?
Собака погналась за лисой. Лиса пробегает в минуту 320 км/ч. Сможет ли собака догнать лису?
а) да;
б) нет.
Что нужно сделать, чтобы преобразовать этот текст в задачу?
Путь от дома Винни Пуха до норы Кролика на 56 м длиннее пути Пятачка до Кролика. Путь от дома Кенги до норы Кролика на 27 м короче пути Пятачка до Кролика.
а) сократить;
б) добавить данные;
в) добавить вопрос.
Подбери удобный способ краткой записи условия задачи.
Где больше бензина, спросил робот мальчика, - в трех 20-литровых канистрах или в четырех 18 – литровых? А на сколько литров больше?
а) с помощью отрезков ;
б) с помощью опорных слов;
в) в виде таблицы.
Найди простую задачу.
а) Гагары хорошо ныряют. Под водой они могут
пробыть 2 минуты, проплыв за это время 300 метров. С
какой скоростью плавает гагара под водой?
б) Лисица пробегает от лесного озера к дереву со
скоростью 72км/ч, а скорость кролика в 2 раза
меньше.На сколько километров меньше скорость
кролика?
В) Женщин и детей вождь отправил за дровами.
Женщин было 24, а детей на 19 меньше. Сколько всего
людей пошли за дровами?
Найди составную задачу.
а) Голодная пума может съесть такое количество
мяса, которое будет превышать ее собственную
массу в 3 раза. Сколько мяса может съесть пума,
если ее масса 27кг?
б) Ученые подсчитали, что на площади 4км 2 сойки
могут заготовить на зиму 124000 кедровых орешков.
Сколько орешков заготавливают сойки на 1км2?
в) За 3 часа сердце человека перекачивает 900л
крови. Сколько литров крови перекачивает сердце
за сутки?
Выбери верное решение.
Мимо поста ГАИ проехало в первый час 3564 автомашин, во второй – на 679 автомашин меньше чем в первый , а в третий час- в 2 раза больше. Сколько машин проехало за 3 часа?
а) 3564 +679 + 2 =4275(а)
б) 3564 – 679 = 2885(а)
2885 х 2= 5770(а)
в) 3564 – 679 = 2885(а)
2885 х 2= 5770(а)
2885 + 5770 = 8665(а)
г) 3564 – 679 = 2885(а)
2885 х 2 = 5770(а)
3564 + 2885 + 5770 =
12219(а)
Убери лишние данные.
Винни Пух съедает в день 3 банки варенья по 500г. Сколько банок варенья съест Винни Пух за год, если в году 365 дней?
Список использованной литературы.
- Аргинская И.И. Ивановская Е.И. Математика, 1-4 , учебники и методические рекомендации , 1,2,3,4 классы. Самара, “Федоров”, 2002.
- Бененсон Е.П. Итина Л.С. Тетради по математике 1—4 Изд-во “Учебная литература”
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва – Воронеж , 1998.
- Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,1996.