Раздел программы: “Алгоритмизация и программирование”.
Время: 2 часа.
Оборудование:
- компьютеры, на которых установлена среда программирования Qbasic;
- плакат “Ветвление в неполной форме”;
- плакат “Ветвление в полной форме”;
- плакат “Основные элементы языка блок-схем”;
- плакат “Основные этапы решения задач на ЭВМ”;
- компьютерный тест “Ветвление” (приложение 1);
- домино терминов и определений по теме “Ветвление” (приложение 2).
Цели урока:
- закрепление и проверка знаний и навыков учащихся по темам “Ветвление” и “Основы алгебры логики”;
- развитие логического мышления;
- развитие навыков использования компьютера для решений задач различного класса.
Знания и умения:
- Учащиеся должны знать виды отношений между величинами;
- понятия простых и составных условий и способы их применения для записи команд ветвления;
- уметь применять к условиям основные понятия алгебры логики;
- должны любую задачу, связанную с ветвлением, уметь решать с применением всех этапов решения задач на ЭВМ;
- уметь записывать алгоритм на языке блок-схем и на школьном алгоритмическом языке;
- уметь исполнять алгоритм “вручную”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
2.1. Вызвать трех учеников, предложив первым двум из них записанные заранее задания на доске следующего содержания:
1 ученик. Построить таблицу истинности:
(А или не В) и не (А или С)
2 ученик. Восстановить заголовок алгоритма и исполнить его “вручную” при:
а) а=1, б) а=10:
нач
запрос "Введите л.д.ч."; а
х:=а-6
y:=-3*x-1
если х>0 и y<0
то если х>1
то с:=х+y
иначе с:=х-y
все
иначе с:=х*y
все
вывод "с="; с
кон
Третий учащийся за отдельной партой раскладывает домино терминов и определений по теме “Ветвление”.
Пока ученики готовятся к ответу, провести фронтальный опрос учащихся:
- Этапы решения задач на ЭВМ.
- Определение математической модели.
- Определение алгоритма и способы его представления. (Алгоритмический язык и язык блок-схем)
- Виды изученных нами алгоритмов. (Ллинейные, разветвляющиеся)
- Дать определение линейного алгоритма.
- Дать определение разветвляющегося алгоритма.
- Дать определение ветвления.
- Формы ветвления.
- Какие условия бывают в ветвлениях? (Простые, составные)
- Какие знаки отношения используются между величинами?
- Какой раздел математики изучает логические связки и, или, не?
- С какими предложениями работает алгебра логики? Как они называются?
- Основные операции алгебры логики и их определения.
2.2. Затем учащиеся садятся за компьютеры и отыскивают ошибки в программе, загруженной учителем в память каждого компьютера до начала урока. Текст самого примера записан на доске:
Рисунок1
Неверная программа имеет следующий вид:
rem вычисление
cls
unput "Введите л.д.ч. ", x
if x<=–3 then f:=2x^2 else –3<x<=4 then f=abc(x else f=sqr x
print "f=", f
end
Примечание. В данной программе, кроме этих ошибок, есть и “невидимые”: вместо некоторых английских букв набиты сходные по написанию русские буквы.
2.3. В это время учитель проверяет выполненные работы вызванных трех ранее учащихся.
Дополнительные вопросы для этих отвечающих:
1 ученику:
- Этапы решения задач с помощью ЭВМ.
- Определение ветвления.
- Что называется составными условиями?
- Как в Бейсике записать неравенство –10<=x<5?
2 ученику:
- Определение алгоритма.
- Математическая модель.
- Истинно ли высказывание 3>5 и 4*2=8 ?
- Как в Бейсике записать неравенство –12<х?1?
3 ученику:
- Cоставить таблицу истинности В или (А и не В)
2.4. Работа всего класса по вариантам (примеры предварительно до урока записаны на доске):
1 вариант –
Рисунок2
2 вариант – найти min(3a, b–1, c/2)
2 человека вызываются к доске и составляют алгоритмы для 1 варианта на языке блок-схем и для 2 варианта – на алгоритмическом языке.
Учащиеся, кроме этого, должны составить программу на Бейсике на компьютере.
3. Проверка домашнего задания.По мере выполнения заданий по вариантам после проверки учителем учащиеся загружают в память ЭВМ свою программу, подготовленную во внеурочное время.
У каждого была карточка с объявлением, вырезанным из различных газет, где сообщалось, что фирма осуществляет набор сотрудников на конкурсной основе с перечислением условий конкурса.
Например. Организации требуется секретарь-референт (жен., до 35 лет, высшее обр.) со знанием английского языка, ПК, делопроизводства, этики делового общения. Опыт работы от 2 лет.
Необходимо было составить программу с использованием всевозможных вариантов конструкции ветвления, чтобы выяснить, будет ли тот или иной человек принят на работу в эту фирму. Кроме этого, приветствовалось создание графической заставки.
Учащиеся демонстрируют друг другу и учителю выполненные работы.
4. Проверка усвоенного материала.Компьютерное тестирование по теме “Ветвление”.
5. Дополнительное задание.На каждом мониторе сверху лежит карточка с задачами по теме “Ветвление”. Учащиеся на выбор решают из карточки задания.
Содержание карточки:
- Вывести на экран компьютера сообщение о том, какой четверти координатной плоскости принадлежит точка с координатами x, y (блок- схема, программа).
- Определить, является ли треугольник с длинами сторон a, b, c прямоугольным (алгоритм на алгоритмическом языке, программа).
- Заданы три длины отрезков a, b, c. Существует ли треугольник с такими сторонами? (математическая модель, алгоритм на алгоритмическом языке, программа).
- В зависимости от введенного номера месяца выдать на экран название времени года (блок-схема, программа).
На выбор любые две нерешенные задачи из карточки.