Цели:
- Развитие связной речи, пополнение активного словаря путем введения новых слов “терпкий”, “оскомина”.
- Обучение детей построению связного высказывания.
- Развитие воображения, логического мышления.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: дидактический материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход занятия.
Рассмотрите картинку, по которой мы с вами начинаем сегодня работать. Скажите кратко, что изображено на картинке? - Зима в лесу.
Шаг 1.
А теперь превратитесь в волшебника Дели, выделите части картины.
Деревья снег зайцы
Ягоды рябины тени следы
Снегири охотник белка
Лыжи ружье дупло
Шаг 2.
Итак, что мы с вами сейчас сделали? – Выделили части картины.
– Что нужно будет сделать теперь? – Объединить части в единое целое.
Хорошо, устанавливаем взаимосвязи между объектами.
Деревья - снег: деревья стоят в снегу, снег покрыл деревья;
Деревья - зайцы: зайцы прячутся под деревьями;
Дерево - дупло: дупло находится на дереве;
Дупло-белка: белка прячет в дупле запасы;
Дерево - снегири: снегири сидят на дереве;
Дерево - ягоды рябины: ягоды растут на дереве;
Дерево-тень: деревья отбрасывают тени;
Тень - снег: тень отражается на снегу;
Снег - зайцы: зайцы прыгают по снегу;
Зайцы - охотник: охотник пришел в лес, чтобы охотиться на зайцев;
Охотник - ружье: для охоты охотнику необходимо ружье;
Охотник - лыжи: охотнику в зимнем лесу нужны лыжи, чтобы не
провалиться в глубокий снег;
Лыжи - след: лыжи оставляют на снегу следы;
Зайцы (снегири) - следы
Следы - снег: на снегу видны следы.
Шаг 3.
Таким образом, мы с вами подготовили основу для рассказа.
Что мы должны еще сделать? - Раскрасить, оживить картинку.
Картина должна ожить в нашем воображении.
Закройте глаза, очутитесь на этой лесной опушке.
Что каждый из вас чувствует? - В лесу холодно.
Воздух морозный и свежий. Мороз щиплет лицо,
мерзнут
руки. Снег в лесу глубокий. Когда идешь по нему, он
хрустит под ногами от мороза. Снег холодный,
пушистый, сверкает на солнце.
Потрогайте руками, что возможно. - Стволы деревьев твердые, холодные, шершавые. Лапы елей покрыты длинными, острыми иголками. Шерсть зайцев и белки пушистая, теплая... Снегири покрыты гладкими перьями.
Что вы могли бы услышать, если бы очутились на этой картине? - Я бы услышал, как ... чирикают снегири; прыгают по снегу зайцы; осыпается с ветвей деревьев снег, когда по ним прыгает белочка; белочка грызет орешки.
Попробуйте что-нибудь на вкус. Снег тает во рту, он безвкусный, холодный, (уточнить значение слова “безвкусный”)
Ягоды рябины сочные, горьковатые.
А давайте попробуем, какого же вкуса рябина.
Шаг 4.
Можно ли сказать, что ягоды рябины ТЕРПКИЕ?
Давайте послушаем, какое значение дано слову ТЕРПКИЙ в словаре.
ТЕРПКИЙ –вызывающий оскомину.
Ягоды рябины могут быть ТЕРПКИМИ? Почему?
Что еще может быть ТЕРПКИМ?
Мы прочитали что ТЕРПКИЙ, это вызывающий ОСКОМИНУ. Что же такое ОСКОМИНА?
ОСКОМИНА –
Кто знает, что это за фрукт? Это хурма. Какая она на вкус, давайте попробуем. Какое ощущение возникло у вас во рту?
Итак, мы познакомились с новыми словами, какими? (ТЕРПКИЙ, ОСКОМИНА)
Теперь давайте составим несколько загадок. (даны схемы, дети выбирают, о чем или о ком, изображенном на картине хотят составить загадки)
1. КАКАЯ (КАКОЙ)? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
2. НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?
3. ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
Целесообразнее составить загадки о РЯБИНЕ (используя слово “терпкий”), о снеге или снежинке, зайце, белке.
Шаг 5.
Представьте, что каждый из вас волшебник Отставай-Забегай. Подумайте и расскажите, как провели сегодняшний день герои картины. (Выслушиваются детские рассказы о белке, снегирях, зайцах, охотнике, снеге и т.п. на выбор детей о событиях, произошедших с героями картины до изображенного на ней и о том, что будет позже)
Шаг 6..
Как вы думаете, зачем охотник отправился в лес? (Выслушать ответы детей, объяснить, что убивать зверей не гуманно, предложить детям решить проблему, зачем и почему охотник пришел в лес и почему у него за плечом ружье)
ИТАК, какую картину мы с вами рассмотрели? (“Зима в лесу”)
С какими новыми для вас словами познакомились? (“терпкий” и “оскомина”)
Что может быть терпким и набивать оскомину?
Что еще мы делали на занятии? ( анализировали картину, составляя “паутинку”, составляли загадки, “оживляли” картину, придумывали истории о прошлом и будущем героев).
Я думаю, что вся проделанная нами работа поможет вам в написании сочинения по этой картине. Это могут быть как живые, так и неживые предметы.
При написании сочинений, дети используют весь материал, отработанный ранее.