Занятие по развитию связной речи с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи по теме: "Зима в лесу" (с элементами ТРИЗ-технологий). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Развитие связной речи, пополнение активного словаря путем введения новых слов “терпкий”, “оскомина”.
  2. Обучение детей построению связного высказывания.
  3. Развитие воображения, логического мышления.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: дидактический материал для групповой и индивидуальной работы.

Ход занятия.

Рассмотрите картинку, по которой мы с вами начинаем сегодня работать. Скажите кратко, что изображено на картинке? - Зима в лесу.

Шаг 1.

А теперь превратитесь в волшебника Дели, выделите части картины.

Деревья                     снег                   зайцы

Ягоды рябины         тени                  следы

Снегири                    охотник            белка

Лыжи                         ружье               дупло

Шаг 2.

Итак, что мы с вами сейчас сделали? – Выделили части картины.

Что нужно будет сделать теперь? – Объединить части в единое целое.

Хорошо, устанавливаем взаимосвязи между объектами.

Деревья - снег: деревья стоят в снегу, снег покрыл деревья;

Деревья - зайцы: зайцы прячутся под деревьями;

Дерево - дупло: дупло находится на дереве;

Дупло-белка: белка прячет в дупле запасы;

Дерево - снегири: снегири сидят на дереве;

Дерево - ягоды рябины: ягоды растут на дереве;

Дерево-тень: деревья отбрасывают тени;

Тень - снег: тень отражается на снегу;

Снег - зайцы: зайцы прыгают по снегу;

Зайцы - охотник: охотник пришел в лес, чтобы охотиться на зайцев;

Охотник - ружье: для охоты охотнику необходимо ружье;

Охотник - лыжи: охотнику в зимнем лесу нужны лыжи, чтобы не

провалиться в глубокий снег;

Лыжи - след: лыжи оставляют на снегу следы;

Зайцы (снегири) - следы

Следы - снег: на снегу видны следы.

Шаг 3.

Таким образом, мы с вами подготовили основу для рассказа.

Что мы должны еще сделать? - Раскрасить, оживить картинку.

Картина должна ожить в нашем воображении. Закройте глаза, очутитесь на этой лесной опушке. Что каждый из вас чувствует? - В лесу холодно. Воздух морозный и свежий. Мороз щиплет лицо, мерзнут
руки. Снег в лесу глубокий. Когда идешь по нему, он хрустит под ногами от мороза. Снег холодный, пушистый, сверкает на солнце.

Потрогайте руками, что возможно. - Стволы деревьев твердые, холодные, шершавые. Лапы елей покрыты длинными, острыми иголками. Шерсть зайцев и белки пушистая, теплая... Снегири покрыты гладкими перьями.

Что вы могли бы услышать, если бы очутились на этой картине? - Я бы услышал, как ... чирикают снегири; прыгают по снегу зайцы; осыпается с ветвей деревьев снег, когда по ним прыгает белочка; белочка грызет орешки.

Попробуйте что-нибудь на вкус.  Снег тает во рту, он безвкусный, холодный, (уточнить значение слова “безвкусный”)

Ягоды рябины сочные, горьковатые.

А давайте попробуем, какого же вкуса рябина.

Шаг 4.

Можно ли сказать, что ягоды рябины ТЕРПКИЕ?

Давайте послушаем, какое значение дано слову ТЕРПКИЙ в словаре.

ТЕРПКИЙ –вызывающий оскомину.

Ягоды рябины могут быть ТЕРПКИМИ? Почему?

Что еще может быть ТЕРПКИМ?

Мы прочитали что ТЕРПКИЙ, это вызывающий ОСКОМИНУ. Что же такое ОСКОМИНА?

ОСКОМИНА –

Кто знает, что это за фрукт? Это хурма. Какая она на вкус, давайте попробуем. Какое ощущение возникло у вас во рту?

Итак, мы познакомились с новыми словами, какими? (ТЕРПКИЙ, ОСКОМИНА)

Теперь давайте составим несколько загадок. (даны схемы, дети выбирают, о чем или о ком, изображенном на картине хотят составить загадки)

1. КАКАЯ (КАКОЙ)? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
2. НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?
3. ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

Целесообразнее составить загадки о РЯБИНЕ (используя слово “терпкий”), о снеге или снежинке, зайце, белке.

Шаг 5. 

Представьте, что каждый из вас волшебник Отставай-Забегай. Подумайте и расскажите, как провели сегодняшний день герои картины. (Выслушиваются детские рассказы о белке, снегирях, зайцах, охотнике, снеге и т.п. на выбор детей о событиях, произошедших с героями картины до изображенного на ней и о том, что будет позже)

Шаг 6..

Как вы думаете, зачем охотник отправился в лес? (Выслушать ответы детей, объяснить, что убивать зверей не гуманно, предложить детям решить проблему, зачем и почему охотник пришел в лес и почему у него за плечом ружье)

 ИТАК, какую картину мы с вами рассмотрели? (“Зима в лесу”)

С какими новыми для вас словами познакомились? (“терпкий” и “оскомина”)

Что может быть терпким и набивать оскомину?

Что еще мы делали на занятии? ( анализировали картину, составляя “паутинку”, составляли загадки, “оживляли” картину, придумывали истории о прошлом и будущем героев).

Я думаю, что вся проделанная нами работа поможет вам в написании сочинения по этой картине. Это могут быть как живые, так и неживые предметы.

При написании сочинений, дети используют весь материал, отработанный ранее.