Данный урок усвоения новых знаний построен в технологии междисциплинарного обучения с применением группового способа обучения. Все этапы урока соответствуют структуре продуктивного мыслительного акта: постановка проблемы – поиск путей ее решения – формулировка вывода – проверка вывода. На этапе мотивации использован прием “погружение в проблему”, основанный на личностной реакции ребенка на стимульный материал. На этапе исследования все учащиеся класса включаются в поиск ответа на поставленный вопрос: “Существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения?” Это позволяет, с одной стороны, развивать исследовательские умения, а с другой стороны, умения систематизировать и самостоятельно добывать новые знания. На уроке продолжается работа по формированию приемов мышления: творческого (самостоятельно формулируется проблема, прогнозируется свойство, находится решение), критического (доказывается гипотеза, классифицируются уравнения, проверяется справедливость теоремы для общего случая), логического (выявляются причинно-следственные связи при формулировке теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета, делается обобщение о практическом применении нового знания). На этапе применения полученных знаний учащиеся выполняют задания как коллективные (использование принципа позитивной взаимозависимости по результату), так и самостоятельные (принцип индивидуальной оценки работы каждого участника группы). Рассматривается нетрадиционное шифрованное задание на применение теоремы Виета. В конце урока проводится рефлексия, что помогает учителю скорректировать дальнейшую работу. Урок рассчитан на два академических часа.
Тема: “Теорема Виета”
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
В ходе урока учащиеся смогут:
- самостоятельно доказать теорему Виета;
- формулировать прямую и обратную теоремы Виета;
- применять теорему Виета к решению задач;
- решать приведенные квадратные уравнения по теореме, обратной теореме Виета;
- ставить и решать проблемы;
- анализировать данные и результаты;
- формулировать выводы;
- работать в группе;
- публично выступать;
- выражать собственное мнение;
- оценивать результат;
- давать рекомендации.
Материалы.
- Рабочий лист.
- План исследования (для каждой группы).
- Закодированное задание на применение теоремы.
- Карточки “Теорема”, “Условие”, “Заключение”, “Прямая теорема”, “Обратная теорема”.
- Вопрос урока.
- Маркеры.
- Листы бумаги формата А4, А3.
Ход урока
I этап. Обзор. Мотивация
.На протяжении последних уроков мы занимались решением квадратных уравнений.
- Уравнение какого вида называется квадратным? Как называется квадратное уравнение, первый коэффициент которого равен 1? (Заслушиваются ответы учащихся).
- Какие методы решения квадратных уравнений вы знаете? (Учащиеся называют известные им способы решения).
- Назовите номера уравнений из домашнего упражнения №429, которые после упрощения сводятся к приведенным квадратным уравнениям (все, кроме №429 д).
- Проверим, правильно ли вы решили эти уравнения. Проверку осуществим следующим образом: вы называете мне любое уравнение, я записываю его на доске и мгновенно называю его корни.
Проверяя домашнюю работу, ученики приходят в недоумение: каким образом учителю удается угадывать корни всех уравнений?
Учащиеся высказывают предположение о существовании особых свойств либо новой формулы корней приведенного квадратного уравнения. Ученики ставят проблемный вопрос:
“Существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения? Если существует, то какова эта связь?”
II этап. Исследование
– поиск путей решения проблемы.Класс делится на группы по четыре человека. Каждая группа получает задание (см. Приложение 1) и проводит исследование.
План исследования.
- Решите каждое квадратное уравнение известным вам способом.
- Заполните рабочий лист.
- Сравните результаты колонок №2 и №5 по каждому уравнению, найдите закономерность, сделайте вывод.
- Сравните результаты колонок №3 и №6 по каждому уравнению, найдите закономерность, сделайте вывод.
- Ответьте на вопрос урока.
- Подготовьте отчет.
Одна из групп, составленная из более сильных учащихся, проводит исследование и на листах формата А3 выполняет дополнительное задание, связанное с нахождением суммы и произведения корней приведенного квадратного уравнения в общем виде.
III этап. Обмен информацией.
На доске вычерчена заготовка таблицы “Рабочий лист”. Первая группа при отчете записывает в эту таблицу только первое уравнение из своего списка, вторая группа - только второе уравнение из своего списка, третья – третье уравнение и т.д. После отчета всех групп на доске появляется заполненная таблица:
Рабочий лист
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приведенное квадратное уравнение х2 + px + q = 0 |
Второй коэффициент p |
Свободный член q |
Корни х1 и х2 |
Сумма корней х1 + х2 |
Произведение корней х1 · х2 |
х2 + 7х + 12 = 0 |
7 |
12 |
-3 и -4 |
-7 |
12 |
х2 - 9х + 20 = 0 |
-9 |
20 |
4 и 5 |
9 |
20 |
х2 – х - 6 = 0 |
-1 |
-6 |
-2 и 3 |
1 |
-6 |
х2 + х – 12 = 0 |
1 |
-12 |
-4 и 3 |
-1 |
-12 |
х2 + х + 30 = 0 |
1 |
30 |
нет |
- |
- |
IVэтап. Связывание информации.
Проведенное исследование позволяет учащимся высказать гипотезу о связи между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
Ученики предполагают, что если истинность гипотезы удастся доказать путем рассуждений, то они получат новую теорему.
Гипотеза. Если x1 и x2 – корни уравнения x2 + px + q = 0,
то x1 + x2 = -р, x1· x2 = q.
Для подтверждения данной гипотезы к отчету приглашается группа, получившая индивидуальное задание. Ребята на доске с помощью табличек “Теорема”, “Условие”, “Заключение” составляют схему данной теоремы и предлагают свое доказательство этой теоремы.
- Вспомните, какая теорема называется обратной данной теореме? (Теорема, в которой условием является заключение данной теоремы, а заключением – условие данной теоремы, называется теоремой, обратной данной).
- Составьте схему теоремы, обратной записанной.
Один из возможных вариантов ответов:
“Условие”: х1 + х2 = -р, х1· х2 =q.
“Заключение”: х1 и х2 – корни квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.
Формулируется теорема, обратная данной.
Если числа р, q, х1, х2 таковы, что х1 + х2 = -р, х1· х2 = q, то х1 и х2 - корни приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.
Данная теорема справедлива, хотя из курса геометрии нам известно, что не всегда из истинности прямой теоремы следует истинность обратной. Доказать эту теорему вы должны будете дома.
V этап. Применение.
Попытаемся определить, какие задачи можно будет решать с помощью прямой и обратной теоремы.
- Как вы думаете, какой из этих теорем я пользовалась, когда готовилась к уроку и придумывала более полусотни приведенных квадратных уравнений?
- Верно, с помощью обратной теоремы по заданным корням можно составлять квадратные уравнения.
Задание №1 (работа в группах)
- Выпишите на чистом листе пять пар чисел, являющихся корнями квадратных уравнений, которые вы решали на этапе исследования.
- Обменяйтесь этими листами с соседними группами.
- По заданным корням составьте соответствующие им квадратные уравнения.
- Дайте эти уравнения на проверку группе, которая готовила вам задание.
Осуществляется проверка правильности выполнения задания каждой группой по пятибалльной шкале (за каждое верно составленное уравнение – 1 балл).
- Как вы считаете, какая теорема позволяет определять знаки корней квадратного уравнения (если эти корни существуют)?
- Верно, прямая теорема.
Задание №2 (работа в группах)
1. Не решая уравнение, определите знаки его корней:
1) х2 + 45х – 364 = 0 – для первой группы;
2) х2 + 36х + 315 = 0 – для второй группы;
3) х2 – 40х + 364 = 0 – для третьей группы;
4) х2 – 30х + 250 = 0 – для четвертой группы.
2. Не применяя формулу корней, найдите второй корень уравнения, если известен первый:
1) х2 + 45х – 364 = 0, х1 = 7 – для пятой группы;
2) х2 – 40х + 364 = 0, х1 =14 – для шестой группы.
Проверяется правильность выполнения задания каждой группой (верно выполненное задание – 2 балла).
Математиков всегда интересовал вопрос, как решить задачу более рациональным способом.
- Нельзя ли находить корни приведенного квадратного уравнения методом подбора?
- Какую теорему в этом случае будем использовать? (Для нахождения корней приведенного квадратного уравнения методом подбора используется теорема, обратная данной).
Образец. Решить уравнение х2 – х – 6 = 0.
Решение:
х1+ х2= 1,
х1 · х2 = -6;
по теореме, обратной данной, х1 = -2, х2 = 3.
Ответ: -2; 3
Задание №3 (индивидуальная работа)
Учащиеся самостоятельно находят методом подбора корни приведенного квадратного уравнения, причем, ученик решает уравнение, соответствующее его порядковому номеру (см. Приложение 2). Ученик, справившийся с заданием, на доске под своим порядковым номером записывает букву. Если уравнения решены верно, то получится словосочетание:
1 2 3 4 5 6 7 |
8 9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18 19 20 21 22 |
Ф р а н с у а |
В и е т |
о т е ц |
а л г е б р ы |
Учитель дает небольшую историческую справку о жизни и деятельности Ф.Виета, вкладе ученого в развитие алгебры, сообщает, что теорема о связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения носит имя великого французского математика. Учитель просит сформулировать тему урока, дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока, обобщить, где применяется теорема Виета, а где – теорема, обратная теореме Виета.
- Как вы думаете, можно ли применять теорему Виета к неприведенному квадратному уравнению? (Да, можно).
Домашнее задание.
- Приготовьте доказательство теоремы, обратной теореме Виета, для приведенного квадратного уравнения.
- Докажите теорему Виета для квадратного уравнения вида ax2 + bx + c = 0.
- Составьте, решите и оформите на формате А4 три задачи на применение теоремы Виета и три задачи на применение теоремы, обратной теореме Виета.
- Попробуйте сочинить стихотворение о теореме Виета.
VI этап. Рефлексия.
- Чем лично для вас был интересен этот урок?
- Какие формы работы вам понравились?
- На каком этапе урока вы испытывали затруднения?
- Где вы видите практическое применение изученной теоремы?
- Как вы думаете, над какими вопросами данной темы нам предстоит еще работать?
Приложение 1
Задания для исследования каждой группе
1 группа
|
2 группа
|
З группа
|
4 группа
|
5 группа
|
6 группа
|
Приложение 2
Решите уравнение, соответствующее своему порядковому номеру, и выберите больший корень уравнения:
|
|
Код: большему корню уравнения соответствует буква
-11 |
-10 |
-9 |
-8 |
-7 |
-6 |
-5 |
-4 |
-3 -3 | -2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
я |
к |
м |
ч |
с |
ц |
г |
и |
н |
ф |
т |
а |
о |
в |
л |
р |
б |
е |
ы |
п |
у |
д |