Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Утес" — глазами поэта и художника

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: (для литературного чтения)

  • приоткрыть смысл такого художественного приема, как олицетворение, на приеме анализа поэтического и живописного образа;
  • показать целостность художественного образа, в разных видах искусства;
  • обнаружить в стихотворении «Утес» пейзажные тайны;
  • обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения, для создания поэтического образа и передачи общего настроения;
  • рассмотреть случаи использования приема олицетворения в живописи, на примере картин Рериха;
  • создать условия для пробуждения фантазии детей;
  • развивать воображение, наблюдательность; формировать систему читательских умений;
  • воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.

(для ИЗО)

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное; на добро и зло;
  • развивать творческую активность личности школьника;
  • обучать языку искусства: использовать эмоциональные возможности цвета для создания определенного характера и настроения.

Оборудование:

(для учителя)
магнитофон, картины, портреты, схемы, 2 короны (для танца)

(для детей)
гуашь, кисти, шаблоны гор.

Визуальный ряд: репродукции картин Н.Рериха, (серия Гималаи),портреты Лермонтова, слова для информационного поля.

Музыкальный ряд: Спокойная классическая музыка

Органиционный момент.

(Начинаю урок со стихотворения, под тихую классическую музыку)

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Есть разноцветная страна-
Л И Т Е Р А Т У Р И Я .

2. Подготовка к восприятию.

(подхожу к доске и открываю доску, под музыку, которая звучит чуть громче). Доска.

У. – Ребята! Вы любите читать?

Д. – Да. Мне нравится читать . Я очень люблю

У. – А что вам больше нравится читать?

Д. – Мне нравится читать веселые стихи.

Сказки, рассказы, повести..

У. – Я рада, что среди вас, есть ребята, которым нравится читать стихи.

У. – Сегодня, друзья мы познакомимся с удивительным стихотворением, которое написал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов.

Он рос способным мальчиком, учился охотно, много читал, хорошо рисовал. Хорошо играл на скрипке и фортепиано. Музыкально одаренный, поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но оставил после себя незабываемый след в поэзии.

3. Чтение и анализ стихотворения «Утес».

Первичное чтение

У. – А сейчас , я предлагаю послушать стихотворение « Утёс».

(читаю стихотворение)

У. –Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д.- Это грустное стихотворение, печальное.

Красивое стихотворение, заставляет нас раздумывать о героях.

Спокойное, и немного тревожное, выражает глубокое чувство.

Это печальное и торжественное настроение, мечтательное.

У. - Кто главные герои?

Д. – Я думаю, утёс и тучка.

Словарно-лексическая работа.

У. – А что такое утес?

Д. – высказывают свои предположения об утесе.

Утес – высокая скала, стоит твердо.

Вторичное чтение стихотворение учащимися

У._ Ребята, давайте откроем учебник, вчитаемся в каждую строку, попробуем разгадать все тайны, угадать замысел поэта, ведь мы же исследователи.

(Взглядом показываю на табличку, которая висит в классе, на стене)

Настоящий исследователь всегда "почемучка"

- Возьмите карандаш и выделите слова, которые показывают характер тучки.

Беседа по содержанию.

Какой вы представляете тучку?

Д. – Я считаю, она легка, красива (золотая)

Д. – Тучка весела и беззаботна. Это мы наблюдаем в строках стихотворения:

НоЧевала туЧка, умЧалась.

Д. – Она исчезает, весело играя по лазури. Значит она игривая, молодая.

У. – Вот какой у нас получился художественный образ тучки.

У. – Ребята, а каким вы увидели утес?

Д. – Я знаю, что он могучий, утес – великан.

Я думаю, он задумчивый, горько переживающий разлуку и одиночество.

Вот какие получились разные художественные образы тучки и утеса.

Работа по тексту ( сравнение)

- Ребята, обратимся к тексту и найдем к о н т р а с т ы, характерные для тучки и утеса, а помогут вам слова на информационном поле

(Ребята находят слова и подтверждают строками из стихотворения.)

Тучка: Утром в путь она умчалась рано.

Утес: Он стоит, задумавшись глубоко.

Тучка: По лазури весело играя.

Утес: И тихонько плачет он в пустыне.

У. - О ком можно сказать эти слова (умчалась, стоит, играет, плачет)?

-А только ли о природе это стихотворение?

Д. - Нет, здесь о жизни человека сказано, о его судьбе.

У. – А разве могут неживые предметы так действовать?

Д. – нет.

У. – А ведь это один из художественных приёмов.

- А что означает слово, когда неодушевленные предметы, как одушевленные, наделяются человеческими качествами, у которых есть душа, лицо?

Д. –  высказывают свои предположения.

У. – Такой прием называется (показываю карточку, читаем хором)

Олицитворение

-Какое удивительное слово «олицетворение».

_Какие слова «спрятаны» в нем? (лицо, творение)

4.Работа в группах.(Весь класс сидит в по группам)

У. - А теперь, мои исследователи, давайте подставим слово "Почему" (карточка у каждой группы) к каждому слову выделенной строке.

Работают в группах,(исследовательская работа) задают вопросы, отвечают.

Вы замечательно провели исследование.

Каждая группа получает жетон солнышка красного цвета «5»

- Как вы считаете, почему Лермонтов назвал стихотворение «Утес», а не «Тучка» или «Утес и тучка»?

Д. – Утес старый, могучий, о нем поэт пишет всю 2 строфу.

- Мне кажется тучка была молодая, игривая, беззаботная, умчалась.

- А «утес-великан» задумчивый, знающий жизнь. Тучке надо было, учится у утеса.

У. – Это стихотворение не случайно называется «Утес». Уже в первой строфе возникает его могучий образ, и о нем же вся вторая строфа. Если о тучке мы знаем, что она веселая, игривая, золотая, то об утесе узнаем все новое и новое. Вначале он «утес – великан», - затем морщинистый и старый, одинокий и задумчивый, и наконец горько переживающий разлуку.

- А как вы думаете,что побудило Лермонтова написать такое стихотворение?

(чувство одиночества)

- Да, Лермонтова называют не случайно грустным поэтом.

У Михаила рано умерла мать, когда ему было 2,5 годика. Его взяла на воспитания к себе бабушка, которая любила внука и старалась дать ему хорошее образование.

В жизни ему было одиноко,

Поэтому одиночество свое он отображал в стихах.

Физминутка

Театральный этюд

-Изобразите горы с разным характером, настроением.

(Дети изображают под счет учителя горы)

У. – Можно ли сказать, исследователь, что поэтом свойственно оживлять и очеловечивать образы природы и природных явлений.

Д. – Да ,конечно, можно.

У. – Ребята , а кроме художественного слова и поэзии, какие вы ещё знаете способы передать чувств, эмоций?

Д. – Я думаю, в танце, движении.

Я считаю, в рисунке, в театре.

А у кого учатся все художники? Кто главный художник?

Д. – Это природа.

У. – Давайте посмотрим на картины, которые представлены на доске.

(открывается 2 сторона доски, репродукции картин Н.Рериха «Гималаи»).

-Здесь художник изобразил один и тот же природный мотив – горы…

-А вот настроение у природы на этих картинах одинаковое или разное?

Почему?

Д.- Потому что вызывает разные чувства: силу, радость, покой, страх, печаль, тревогу.

У. – Мы с вами знаем, что в душе каждый человек может и должен быть художником и поэтом.

5. Практическая работа

У. - И сейчас вы создадите свои горы:

веселые (1 группа); грустные (2 группа); грозные (3); спокойные (4), т.е. со своим характером, настроением.

(на жатых шаблонах рисуем горы гуашью)

Учитель компонует на готовом фоне панно из работ 4-х групп.

У. – Как вы думаете, ребята, удалось ли нам создать образ гор с разным характером, настроением, как у людей?

Д. – да удалось, я думаю.

У. – А среди ваших гор есть «лермонтовский утес»?

Д. – Я думаю, да.

У. – Вот видите, и в поэзии и живописи могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и прямо противоположные, контрастные.

За практическую работу каждая группа получает красное солнышко 

Заполняется схема, которая была в начале урока на доске 

Живопись

Ребята, а для чего художник создаёт, картины, украшает всё вокруг?

(вывешиваем слово чувства

У. – А кто помог нам испытать эти чувства? художник

У. – А какие средства выразительности помогают художнику выразить характер?

Д. – Я думаю, при помощи цвета, красок. (прикрепляю слово- цвет)

6. Подготовка к выразительному чтению.

_ Вы замечательно передали свои чувства в цвете.

У. – Ребята, прочитайте так стихотворение, чтобы мы поняли настроение и чувства поэта.

(читают 2 ученика) (работа в группах, выбор лучшего чтеца)

У. – А почему вы выбрали такой темп чтения?

Д. – Потому что о грустном – громко, быстро не говорят.

Каждая группа получает жетон

7. Итог урока.

Рефлексия

У. веду диалог-беседу с детьми.

Заполняется схема. которая была в начале урока на доске

Поэзия

У –Зачем поэт пишет прекрасные стихи? Чем они хотят с нами поделиться?

Д. – красотой, радостью, горем, и другими чувствами

(вывешиваем слово чувства

А кто помог нам испытать эти чувства?

 

поэт

У. – С помощью чего поэту удалось пробудить в нас чувства, эмоции?

Д. – Я считаю с помощью худ.слова.

На доске появляется схема, которая была в начале урока пустой.

-Как вы считаете, есть ли что-то общее в этих схемах?

Да.

Самое главное это – чувство.

8. Домашнее задание

У. – Ребята дома вам предлагаю:

Придумать свой вариант продолжения стихотворения (несколько строк, или маленький рассказ) и нарисовать рисунок к вашему произведению.

. – Вы сегодня вы очень хорошо работали.

Каждая группа получает (вывешиваю большое солнышко на панно, где дети компоновали горы) «5»

Спасибо за урок и активное участив нем.

Творческих вам успехов!