Цели и задачи: (для литературного чтения)
- приоткрыть смысл такого художественного приема, как олицетворение, на приеме анализа поэтического и живописного образа;
- показать целостность художественного образа, в разных видах искусства;
- обнаружить в стихотворении «Утес» пейзажные тайны;
- обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения, для создания поэтического образа и передачи общего настроения;
- рассмотреть случаи использования приема олицетворения в живописи, на примере картин Рериха;
- создать условия для пробуждения фантазии детей;
- развивать воображение, наблюдательность; формировать систему читательских умений;
- воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
(для ИЗО)
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное; на добро и зло;
- развивать творческую активность личности школьника;
- обучать языку искусства: использовать эмоциональные возможности цвета для создания определенного характера и настроения.
Оборудование:
(для учителя)
магнитофон, картины, портреты, схемы, 2 короны (для
танца)
(для детей)
гуашь, кисти, шаблоны гор.
Визуальный ряд: репродукции картин Н.Рериха, (серия Гималаи),портреты Лермонтова, слова для информационного поля.
Музыкальный ряд: Спокойная классическая музыка
Органиционный момент.
(Начинаю урок со стихотворения, под тихую классическую музыку)
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Есть разноцветная страна-
Л И Т Е Р А Т У Р И Я .
2. Подготовка к восприятию.
(подхожу к доске и открываю доску, под музыку, которая звучит чуть громче). Доска.
У. – Ребята! Вы любите читать?
Д. – Да. Мне нравится читать . Я очень люблю
У. – А что вам больше нравится читать?
Д. – Мне нравится читать веселые стихи.
Сказки, рассказы, повести..
У. – Я рада, что среди вас, есть ребята, которым нравится читать стихи.
У. – Сегодня, друзья мы познакомимся с удивительным стихотворением, которое написал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов.
Он рос способным мальчиком, учился охотно, много читал, хорошо рисовал. Хорошо играл на скрипке и фортепиано. Музыкально одаренный, поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам.
Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но оставил после себя незабываемый след в поэзии.
3. Чтение и анализ стихотворения «Утес».
Первичное чтение
У. – А сейчас , я предлагаю послушать стихотворение « Утёс».
(читаю стихотворение)
У. –Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Д.- Это грустное стихотворение, печальное.
Красивое стихотворение, заставляет нас раздумывать о героях.
Спокойное, и немного тревожное, выражает глубокое чувство.
Это печальное и торжественное настроение, мечтательное.
У. - Кто главные герои?
Д. – Я думаю, утёс и тучка.
Словарно-лексическая работа.
У. – А что такое утес?
Д. – высказывают свои предположения об утесе.
Утес – высокая скала, стоит твердо.
Вторичное чтение стихотворение учащимися
У._ Ребята, давайте откроем учебник, вчитаемся в каждую строку, попробуем разгадать все тайны, угадать замысел поэта, ведь мы же исследователи.
(Взглядом показываю на табличку, которая висит в классе, на стене)
Настоящий исследователь всегда "почемучка" |
- Возьмите карандаш и выделите слова, которые показывают характер тучки.
Беседа по содержанию.
Какой вы представляете тучку?
Д. – Я считаю, она легка, красива (золотая)
Д. – Тучка весела и беззаботна. Это мы наблюдаем в строках стихотворения:
НоЧевала туЧка, умЧалась.
Д. – Она исчезает, весело играя по лазури. Значит она игривая, молодая.
У. – Вот какой у нас получился художественный образ тучки.
У. – Ребята, а каким вы увидели утес?
Д. – Я знаю, что он могучий, утес – великан.
Я думаю, он задумчивый, горько переживающий разлуку и одиночество.
Вот какие получились разные художественные образы тучки и утеса.
Работа по тексту ( сравнение)
- Ребята, обратимся к тексту и найдем к о н т р а с т ы, характерные для тучки и утеса, а помогут вам слова на информационном поле
(Ребята находят слова и подтверждают строками из стихотворения.)
Тучка: Утром в путь она умчалась рано.
Утес: Он стоит, задумавшись глубоко.
Тучка: По лазури весело играя.
Утес: И тихонько плачет он в пустыне.
У. - О ком можно сказать эти слова (умчалась, стоит, играет, плачет)?
-А только ли о природе это стихотворение?
Д. - Нет, здесь о жизни человека сказано, о его судьбе.
У. – А разве могут неживые предметы так действовать?
Д. – нет.
У. – А ведь это один из художественных приёмов.
- А что означает слово, когда неодушевленные предметы, как одушевленные, наделяются человеческими качествами, у которых есть душа, лицо?
Д. – высказывают свои предположения.
У. – Такой прием называется (показываю карточку, читаем хором)
Олицитворение |
-Какое удивительное слово «олицетворение».
_Какие слова «спрятаны» в нем? (лицо, творение)
4.Работа в группах.(Весь класс сидит в по группам)
У. - А теперь, мои исследователи, давайте подставим слово "Почему" (карточка у каждой группы) к каждому слову выделенной строке. |
Работают в группах,(исследовательская работа) задают вопросы, отвечают.
Вы замечательно провели исследование.
Каждая группа получает жетон солнышка красного цвета «5»
- Как вы считаете, почему Лермонтов назвал стихотворение «Утес», а не «Тучка» или «Утес и тучка»?
Д. – Утес старый, могучий, о нем поэт пишет всю 2 строфу.
- Мне кажется тучка была молодая, игривая, беззаботная, умчалась.
- А «утес-великан» задумчивый, знающий жизнь. Тучке надо было, учится у утеса.
У. – Это стихотворение не случайно называется «Утес». Уже в первой строфе возникает его могучий образ, и о нем же вся вторая строфа. Если о тучке мы знаем, что она веселая, игривая, золотая, то об утесе узнаем все новое и новое. Вначале он «утес – великан», - затем морщинистый и старый, одинокий и задумчивый, и наконец горько переживающий разлуку.
- А как вы думаете,что побудило Лермонтова написать такое стихотворение?
(чувство одиночества)
- Да, Лермонтова называют не случайно грустным поэтом.
У Михаила рано умерла мать, когда ему было 2,5 годика. Его взяла на воспитания к себе бабушка, которая любила внука и старалась дать ему хорошее образование.
В жизни ему было одиноко,
Поэтому одиночество свое он отображал в стихах.
Физминутка
Театральный этюд
-Изобразите горы с разным характером, настроением.
(Дети изображают под счет учителя горы)
У. – Можно ли сказать, исследователь, что поэтом свойственно оживлять и очеловечивать образы природы и природных явлений.
Д. – Да ,конечно, можно.
У. – Ребята , а кроме художественного слова и поэзии, какие вы ещё знаете способы передать чувств, эмоций?
Д. – Я думаю, в танце, движении.
Я считаю, в рисунке, в театре.
А у кого учатся все художники? Кто главный художник?
Д. – Это природа.
У. – Давайте посмотрим на картины, которые представлены на доске.
(открывается 2 сторона доски, репродукции картин Н.Рериха «Гималаи»).
-Здесь художник изобразил один и тот же природный мотив – горы…
-А вот настроение у природы на этих картинах одинаковое или разное?
Почему?
Д.- Потому что вызывает разные чувства: силу, радость, покой, страх, печаль, тревогу.
У. – Мы с вами знаем, что в душе каждый человек может и должен быть художником и поэтом.
5. Практическая работа
У. - И сейчас вы создадите свои горы:
веселые (1 группа); грустные (2 группа); грозные (3); спокойные (4), т.е. со своим характером, настроением.
(на жатых шаблонах рисуем горы гуашью)
Учитель компонует на готовом фоне панно из работ 4-х групп.
У. – Как вы думаете, ребята, удалось ли нам создать образ гор с разным характером, настроением, как у людей?
Д. – да удалось, я думаю.
У. – А среди ваших гор есть «лермонтовский утес»?
Д. – Я думаю, да.
У. – Вот видите, и в поэзии и живописи могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и прямо противоположные, контрастные.
За практическую работу каждая группа получает красное солнышко
Заполняется схема, которая была в начале урока на доске
Живопись |
Ребята, а для чего художник создаёт, картины, украшает всё вокруг?
(вывешиваем слово чувства
У. – А кто помог нам испытать эти чувства? художник
У. – А какие средства выразительности помогают художнику выразить характер?
Д. – Я думаю, при помощи цвета, красок. (прикрепляю слово- цвет)
6. Подготовка к выразительному чтению.
_ Вы замечательно передали свои чувства в цвете.
У. – Ребята, прочитайте так стихотворение, чтобы мы поняли настроение и чувства поэта.
(читают 2 ученика) (работа в группах, выбор лучшего чтеца)
У. – А почему вы выбрали такой темп чтения?
Д. – Потому что о грустном – громко, быстро не говорят.
Каждая группа получает жетон
7. Итог урока.
Рефлексия
У. веду диалог-беседу с детьми.
Заполняется схема. которая была в начале урока на доске
Поэзия |
У –Зачем поэт пишет прекрасные стихи? Чем они хотят с нами поделиться?
Д. – красотой, радостью, горем, и другими чувствами
(вывешиваем слово чувства
А кто помог нам испытать эти чувства?
поэт
У. – С помощью чего поэту удалось пробудить в нас чувства, эмоции?
Д. – Я считаю с помощью худ.слова.
На доске появляется схема, которая была в начале урока пустой.
-Как вы считаете, есть ли что-то общее в этих схемах?
Да.
Самое главное это – чувство.
8. Домашнее задание
У. – Ребята дома вам предлагаю:
Придумать свой вариант продолжения стихотворения (несколько строк, или маленький рассказ) и нарисовать рисунок к вашему произведению.
. – Вы сегодня вы очень хорошо работали.
Каждая группа получает (вывешиваю большое солнышко на панно, где дети компоновали горы) «5»
Спасибо за урок и активное участив нем.
Творческих вам успехов!