Физика в окружающей природе (программа элективного курса по физике для учащихся 8–9-х классов общеобразовательной школы)

Разделы: Физика


“Незнающие пусть научатся, и знающие
вспомнят еще раз”

Античный афоризм

Пояснительная записка

Входящий в школьный курс физики материал имеет глубокие и очень интересные обобщения. Элективный курс “Физика в окружающей природе” создан с целью интеграции, расширения, углубления и обобщения знаний, учащихся о природе.

Задачи предлагаемого курса:

  • развитие представлений учащихся о физической картине мира;
  • формирование интереса и мотивации школьников к изучению физики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умений рационально мыслить, самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • способствование возможности школьников проявить себя и добиться успеха;
  • вовлечение информационных технологий в процесс обучения;
  • показать связь физики с гуманитарными науками.

Курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Данный курс способствует развитию способностей самостоятельного приобретения знаний, умению обобщать, анализировать информацию, выслушивать другие мнения, вести диалог. Поэтому основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются семинарские, практические занятия. Каждый учащийся по желанию может выбрать интересующий его вид деятельности:

  • выступление на семинарском занятии (реферат, дискуссии, коллективное творчество);
  • составление обобщающих таблиц;
  • участие в исследовательской работе;
  • составление и решение задач по теме курса;
  • наблюдение и описание какого-либо явления;
  • сочинение, собственное стихотворение, песня и т.д.;
  • презентации результатов работы.
  •  

Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
  • сознательный, обоснованный выбор профиля;
  • знание явлений природы, физики этих явлений;
  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
  • умение работать в коллективе;
  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе.

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.

Содержание программы

Введение.

1. “Природа и человек” (3 ч.)

Что дает человеку изменение природы? Методы познания природы с точки зрения науки, литературы, искусства. Различие и связь поэтического восприятия природы и ее научного описания. Чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Обучающие лабораторные работы:

  • “Наблюдение и описание какого-либо явления”;
  • “Проведение эксперимента” (постановка цели, планирование опыта, проведение опыта, результаты, выводы).

2. “Оптические явления в природе” ( 4 ч.)

Закат Солнца. Миражи. Радуга. Гало. Зрительные иллюзии. Мифология, легенды, исторические экскурсы, поэзия, искусство, связанные с рассматриваемым явлением; наблюдение, анализ и физика данного явления.

Демонстрации:

  • Наблюдение прохождения света сквозь аквариум под разным углом зрения.
  • Наблюдение искривления светового пучка в оптически неоднородной среде.
  • Наблюдение зрительных иллюзий.
  • Разложение белого света в спектр.
  • Таблицы, пейзажи, картины.

3. “Физика атмосферы” (6 ч.)

Состав атмосферы. Влажность. Туман (легенды, сказки, поэты о тумане, наблюдения и физика тумана). Облака. Осадки. Серебристые облака.

Грозовые тучи (гроза глазами наблюдателя, воздушные потоки, электрические заряды, атмосферное электричество).

Молния (линейная и шаровая, легенды, суеверия, связанные с наблюдением молнии, физика молний).

Демонстрации:

  • Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
  • Выпадение росы.
  • Искровой разряд.
  • Модель молниеотвода.

4. “Волны на море. Нашествие волн” (4 ч.)

Виды волн. Скорость волны на глубокой и мелкой воде. Бедствия, причиняемые цунами, циклонами. Физика цунами, циклона. Штормовые приливы.

5. “Охрана природы” (1 ч.)

Объединение усилий человечества в борьбе против грозных сил природы по ликвидации последствий катастрофических природных явлений. Беречь природу – долг каждого человека.

6. “Заключительное занятие” (2 ч.)

Тематическое планирование

Раздел

Формы занятий, кол-во часов

теоретические

Семинарско-практические

практикумы

1.

Введение

1

 

2

2.

Оптические явления в природе.  

2

2

3.

Физика атмосферы.

1

3

2

4.

 

Волны на море. Нашествие волны

(цунами, циклоны, штормовые приливы).

 

2

 

2

5.

Охрана природы.  

1

 

6.

Заключительное занятие. Защита рефератов, проектов, отчетов.  

2

 

Творческие и исследовательские задания

1.Описание погоды на основе дневников, календаря погоды и выполненных графиков за месяц.

2. Исследование погоды по местным народным приметам:

  • изучение признаков сохранения ясной и сухой погоды;
  • изучение признаков ненастья;
  • изучение признаков ухудшения погоды.

3. Составление и решение графических, количественных и качественных задач по темам курса.

4. Интерактивные презентации результатов работы.

Литература для учащихся

  1. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2000
  2. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988
  3. Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Педагогика, 2002

Литература для учителя

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл. сельских школ.
  2. Булат В.Л. Оптические явления в природе. – М.: Наука, 1983
  3. Ильченко В.Р. На перекрестках физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986
  4. Наливкин Д.В. Ураганы, бури, смерчи. – М.: Наука, 1969
  5. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? – М.: Наука, 1992
  6. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1982
  7. Хрестоматия по физике (под ред. Проф. Б.И. Спасского) учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982
  8. Статьи из газет “Физика” издательского дома “Первое сентября”:
    • Бурова С.А. Необычные природные явления. - № 30/03
    • Варламов С.Д. Монохроматическая радуга. - № 41/03
    • Охотцева Г.А. Водяные воронки и смерчи. - № 8/03
    • Проклова В.Ю. Оптические явления в природе. - № 2/05