Тема урока: «Базовые алгоритмические структуры. Циклические алгоритмы»
Цели урока:
- знакомство с циклическим алгоритмом;
- рассмотрение различий между циклом с условием и циклом с параметром;
- закрепление умений и навыков в работе в текстовом редакторе Word;
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
- развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
- воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.
Место урока в учебном плане.
Данный урок является одним из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры», на котором вводится понятие циклического алгоритма, рассматриваются различия между циклом с условием и циклом с параметром, закрепляется умение работать в текстовом редакторе Word. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрены такие базовые алгоритмические структуры, как линейный и условный алгоритмы.
Дидактические основания урока:
- метод обучения: эвристический (частично-поисковый)
- тип урока: комбинированный
- формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером
Средства обучения:
Учебники:
- Информатика, 10-11 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001;
Технические и программные средства:
- Персональные компьютеры
- Приложение Windows – текстовый редактор Word
- Презентация по теме урока;
- Проектор
Раздаточный материал:
- Карточки с шаблонами блок-схем алгоритмов
План урока.
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний –10 мин.
3. Изучение нового материала –15 мин.
4. Применение полученных знаний –15 мин.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
В данном уроке особое внимание уделено визуальному представлению информации – в ходе урока с помощью проектора демонстрируются слайды, подготовленные в пакете презентационной графики Microsoft PowerPoint.
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Базовые алгоритмические структуры. Циклические алгоритмы».
Демонстрируется слайд1 презентации – на нем записана тема урока.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель проверяет сформированность знаний учащихся по обсуждаемым темам. С помощью беседы осуществляет подготовку учеников к восприятию новой информации.
Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, вспоминают материал предыдущих занятий, отвечают на вопросы.
Фронтальный опрос
Учитель. Для начала вспомним, что такое алгоритм и исполнитель алгоритма.
После ответов учащихся и приведения ими примеров исполнителей демонстрируется слайд 2 – на нем записаны определения алгоритма и исполнителя алгоритма.
Учитель. Какими свойствами обладает алгоритм?
После ответа учащихся демонстрируется слайд 3, на котором перечислены свойства алгоритмов: однозначность, дискретность, массовость.
Учитель. Какие способы задания алгоритмов мы знаем?
Приводятся примеры и анализируются способы задания алгоритмов.
Демонстрируется слайд 4 , на котором записаны способы задания алгоритмов: словесный, графический.
Из слайда 4 можно выйти на слайд 5 с определением словесного алгоритма и описанием построения снеговика (словесный алгоритм)
или на слайд 6 где изображена блок-схема построения снеговика (Графический алгоритм):
Учитель. Давайте вспомним, какие условные обозначения используются в схемах алгоритмов?
Демонстрируется слайд 7 с изображением условных обозначений.
Повторение определения линейного алгоритма, блок-схемы данного алгоритма.
Учитель. Что такое линейный алгоритм?
После ответа учащихся демонстрируется слайд 8 с определением и изображением блок схемы линейного алгоритма:
В качестве примера построения линейного алгоритма рассмотри алгоритм приготовления бутерброда.
Уитель. Давайте составим алгоритм приготовления бутерброда с маслом и сыром.
Демонстрируется слайд 9. Каждый раз после того как учащиеся называют очередную команду, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы:
На этом этапе происходит проверка слуховой, зрительной, моторной памяти учащихся, развитие из речи.
Повторение определения разветвляющегося алгоритма, блок-схемы данного алгоритма.
Учитель: Какие еще алгоритмические структуры нам знакомы?
Демонстрируется слайд10, на котором изображена блок-схема разветвляющегося алгоритма и его определение.
Учащиеся приводят примеры разветвляющихся алгоритмов.
Учитель: Давайте составим блок-схему разветвляющегося алгоритма действий Ивана-царевича.
Демонстрируется слайд 11 « Витязь на распутье». Каждый раз после того как учащиеся называют очередную команду, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы.
Фронтальная работа по составлению алгоритмов
На каждую парту дается карточка, которая содержит блок-схему условного алгоритма, и незаполненный шаблон, в который нужно вписать значения, полученные в результате выполнения алгоритма.
Демонстрируется слайд с примеров выполнения заданий по карточкам.
Результаты решения по каждому из вариантов карточек проверяются с демонстрацией соответствующего слайда на экране, чтобы отследить возможные ошибки.
Данное задание способствует воспитанию у учащихся ответственности, активности при анализе работы своей и своих товарищей, развитию логического мышления.
3. Изучение нового материала
Понятие циклического алгоритма
Учитель: Давайте откроем тетради и запишем определение новой алгоритмической структуры – Циклического алгоритма.
Демонстрируется слайд:
После того как определение записано, на слайде появляется блок схема данного алгоритма.
Учитель: Теперь зарисуйте блок-схему данного алгоритмы в тетрадях.
Понятие цикла с условием
Учитель: Решим задачу «Маша и оладьи».
Демонстрируется слайд с текстом задачи:
Один из учащихся определяет порядок действий по приготовлению оладий. После того как названа очередная команда, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы:
Ребята обсуждают возможное название данной алгоритмической структуры и постепенно приходят к понятию цикла с условием.
На данном этапе происходит проверка понимания учащимися сущности новых понятий при применении их к ранее изученному материалу – так как учащиеся знакомы с условными алгоритмами, то должны вывести понятие цикла с условием.
Понятие цикла с параметром
Учитель: Изменим задачу. Пусть Маша готовит яичницу из четырёх яиц.
Сначала учитель предлагает одному из учащихся устно проговорить вариант данной задачи. Здесь следует иметь в виду, что возможна ошибка в составлении алгоритма, когда Маша продолжает действия, пока не закончатся яйца в холодильнике.
Затем демонстрируется слайд с верным решением задачи.
При исправлении ошибки, учащиеся должны определить понятие цикла с параметром как повторение действий определенное количество раз.
На данном этапе урока учащиеся побуждаются к обобщению ранее изученного материала, умению делать логический выводы.
4. Применение полученных знаний
Теперь мы перейдем к практической работе на компьютере.
Демонстрируется слайд, на котором изображена тучка темно синего цвета, белый полумесяц и четыре желтые снежинки-звездочки.
Анализируются объекты и действия над ними, разбирается блок-схема построения данного алгоритма.
Учитель: Ребята! На рабочем столе найдите файл, который называется Практическое задание. Вы должны:
- составить блок схему алгоритма выполнения рисунка используя предложенный конструктор.
- определите, какой тип алгоритма у вас получился.
- результат работы нужно распечатать и сдать преподавателю для проверки.
После того как работы распечатаны, демонстрируется слайд с верно составленным алгоритмом. Ученикам предлагается саммит выставит себе оценки в зависимости от правильности выполнения задания.
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока.
Учитель: Итак, мы познакомились с новой алгоритмической структурой – циклическим алгоритмом, выяснили, что цикл может быть с условием и с параметром, поработали в программе Word.
Домашнее задание. Демонстрируется слайд с домашним заданием: придумать циклический алгоритм по мотивам русских народных сказок и составить его блок-схему.
Учитель: Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить …(называет фамилии). Урок окончен.