Базовые алгоритмические структуры. Циклические алгоритмы

Разделы: Информатика


Тема урока: «Базовые алгоритмические структуры. Циклические алгоритмы»

Цели урока:

  • знакомство с циклическим алгоритмом;
  • рассмотрение различий между циклом с условием и циклом с параметром;
  • закрепление умений и навыков в работе в текстовом редакторе Word;

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
  • развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
  • воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Место урока в учебном плане.

Данный урок является одним из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры», на котором вводится понятие циклического алгоритма, рассматриваются различия между циклом с условием и циклом с параметром, закрепляется умение работать в текстовом редакторе Word. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрены такие базовые алгоритмические структуры, как линейный и условный алгоритмы.

Дидактические основания урока:

  1. метод обучения: эвристический (частично-поисковый)
  2. тип урока: комбинированный
  3. формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

Средства обучения:

Учебники:

  • Информатика, 10-11 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001;

Технические и программные средства:

  • Персональные компьютеры
  • Приложение Windows – текстовый редактор Word
  • Презентация по теме урока;
  • Проектор

Раздаточный материал:

  • Карточки с шаблонами блок-схем алгоритмов

План урока.

1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний –10 мин.
3. Изучение нового материала –15 мин.
4. Применение полученных знаний –15 мин.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

В данном уроке особое внимание уделено визуальному представлению информации – в ходе урока с помощью проектора демонстрируются слайды, подготовленные в пакете презентационной графики Microsoft PowerPoint.

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Базовые алгоритмические структуры. Циклические алгоритмы».

Демонстрируется слайд1 презентации – на нем записана тема урока.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель проверяет сформированность знаний учащихся по обсуждаемым темам. С помощью беседы осуществляет подготовку учеников к восприятию новой информации.

Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, вспоминают материал предыдущих занятий, отвечают на вопросы.

Фронтальный опрос

Учитель. Для начала вспомним, что такое алгоритм и исполнитель алгоритма.

После ответов учащихся и приведения ими примеров исполнителей демонстрируется слайд 2 – на нем записаны определения алгоритма и исполнителя алгоритма.

Учитель. Какими свойствами обладает алгоритм?

После ответа учащихся демонстрируется слайд 3, на котором перечислены свойства алгоритмов: однозначность, дискретность, массовость.

Учитель. Какие способы задания алгоритмов мы знаем?

Приводятся примеры и анализируются способы задания алгоритмов.

Демонстрируется слайд 4 , на котором записаны способы задания алгоритмов: словесный, графический.

Из слайда 4 можно выйти на слайд 5 с определением словесного алгоритма и описанием построения снеговика (словесный алгоритм)

или на слайд 6 где изображена блок-схема построения снеговика (Графический алгоритм):

Учитель. Давайте вспомним, какие условные обозначения используются в схемах алгоритмов?

Демонстрируется слайд 7 с изображением условных обозначений.

Повторение определения линейного алгоритма, блок-схемы данного алгоритма.

Учитель. Что такое линейный алгоритм?

После ответа учащихся демонстрируется слайд 8 с определением и изображением блок схемы линейного алгоритма:

В качестве примера построения линейного алгоритма рассмотри алгоритм приготовления бутерброда.

Уитель. Давайте составим алгоритм приготовления бутерброда с маслом и сыром.

Демонстрируется слайд 9. Каждый раз после того как учащиеся называют очередную команду, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы:

На этом этапе происходит проверка слуховой, зрительной, моторной памяти учащихся, развитие из речи.

Повторение определения разветвляющегося алгоритма, блок-схемы данного алгоритма.

Учитель: Какие еще алгоритмические структуры нам знакомы?

Демонстрируется слайд10, на котором изображена блок-схема разветвляющегося алгоритма и его определение.

Учащиеся приводят примеры разветвляющихся алгоритмов.

Учитель: Давайте составим блок-схему разветвляющегося алгоритма действий Ивана-царевича.

Демонстрируется слайд 11 « Витязь на распутье». Каждый раз после того как учащиеся называют очередную команду, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы.

Фронтальная работа по составлению алгоритмов

На каждую парту дается карточка, которая содержит блок-схему условного алгоритма, и незаполненный шаблон, в который нужно вписать значения, полученные в результате выполнения алгоритма.

Демонстрируется слайд с примеров выполнения заданий по карточкам.

Результаты решения по каждому из вариантов карточек проверяются с демонстрацией соответствующего слайда на экране, чтобы отследить возможные ошибки.

Данное задание способствует воспитанию у учащихся ответственности, активности при анализе работы своей и своих товарищей, развитию логического мышления.

3. Изучение нового материала

Понятие циклического алгоритма

Учитель: Давайте откроем тетради и запишем определение новой алгоритмической структуры – Циклического алгоритма.

Демонстрируется слайд:

После того как определение записано, на слайде появляется блок схема данного алгоритма.

Учитель: Теперь зарисуйте блок-схему данного алгоритмы в тетрадях.

Понятие цикла с условием

Учитель: Решим задачу «Маша и оладьи».

Демонстрируется слайд с текстом задачи:

Один из учащихся определяет порядок действий по приготовлению оладий. После того как названа очередная команда, на слайде демонстрируется соответствующий элемент блок-схемы:

Ребята обсуждают возможное название данной алгоритмической структуры и постепенно приходят к понятию цикла с условием.

На данном этапе происходит проверка понимания учащимися сущности новых понятий при применении их к ранее изученному материалу – так как учащиеся знакомы с условными алгоритмами, то должны вывести понятие цикла с условием.

Понятие цикла с параметром

Учитель: Изменим задачу. Пусть Маша готовит яичницу из четырёх яиц.

Сначала учитель предлагает одному из учащихся устно проговорить вариант данной задачи. Здесь следует иметь в виду, что возможна ошибка в составлении алгоритма, когда Маша продолжает действия, пока не закончатся яйца в холодильнике.

Затем демонстрируется слайд с верным решением задачи.

При исправлении ошибки, учащиеся должны определить понятие цикла с параметром как повторение действий определенное количество раз.

На данном этапе урока учащиеся побуждаются к обобщению ранее изученного материала, умению делать логический выводы.

4. Применение полученных знаний

Теперь мы перейдем к практической работе на компьютере.

Демонстрируется слайд, на котором изображена тучка темно синего цвета, белый полумесяц и четыре желтые снежинки-звездочки.

Анализируются объекты и действия над ними, разбирается блок-схема построения данного алгоритма.

Учитель: Ребята! На рабочем столе найдите файл, который называется Практическое задание. Вы должны:

  • составить блок схему алгоритма выполнения рисунка используя предложенный конструктор.
  • определите, какой тип алгоритма у вас получился.
  • результат работы нужно распечатать и сдать преподавателю для проверки.

После того как работы распечатаны, демонстрируется слайд с верно составленным алгоритмом. Ученикам предлагается саммит выставит себе оценки в зависимости от правильности выполнения задания.

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока.

Учитель: Итак, мы познакомились с новой алгоритмической структурой – циклическим алгоритмом, выяснили, что цикл может быть с условием и с параметром, поработали в программе Word.

Домашнее задание. Демонстрируется слайд с домашним заданием: придумать циклический алгоритм по мотивам русских народных сказок и составить его блок-схему.

Учитель: Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить …(называет фамилии). Урок окончен.