Цели:
- продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать память, логическое мышление;
- учить работать с текстом;
- воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброты, понимание глубины произведения и развитие чувства прекрасного.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок чтения?
(ответы детей)
- С вашей помощью постараемся его таким сделать.
- Об этом человеке писал М.Горький.
На фоне музыки чтение учителем: “Этот человек – великий писатель. Он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнешь читать его книги, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что он – бессмертен, он с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством”.
Этот человек – гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы.
- Кто это?
- Л.Н.Толстой.
- Какого человека мы называем – гений?
- Гений – высшая творческая способность, исключительно талантливый.
- Таким был Л.Н.Толстой.
II. Проверка внимания, памяти.
- Какие произведения писал Л.Н.Толстой?
Учитель читает начало текста, дети продолжение.
Днем смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.
(И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор еще крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.)
Сказки.
2. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху играете и прыгаете.
(Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево …)
Басни.
Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
(Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет).
Рассказы.
- Л.Н.Толстой писал сказки, басни, рассказы, былины, научно-познавательные рассказы, романы, повести.
III. Проверка д/з. (дифференцированное)
- рисунок к сказке “ Работник Емельян и пустой барабан”, чтение отрывка к рисунку.
- отзыв
- стихи
IV. Знакомство с новым произведением Л.Н.Толстого.
“Лебеди”
- Разбираем произведение на “Ученом совете”
Работа в группах
- “ Критики”
- “Художники”
- “Музыкальные редакторы”
У всех на столах “Словарь настроений”.
- Чтение учителем произведения.
- Какие чувства вызвал рассказ?
- Был момент, где вы волновались?
- Что произвело на вас впечатление?
- Работаем в группах.
“Музыкальные редакторы”
- Какую музыку вы бы написали к этому произведению или к отдельному отрывку?
“Художники”
- Нарисуйте иллюстрации к отдельным эпизодам.
“Критики”
- К какому жанру отнесем произведение и отзыв?
V. Перечитаем произведение. Делим на части.
- Полет стаи лебедей.
- Уставший лебедь.
- Продолжение пути.
Выборочное чтение.
VI. Физминутка “Фантазия”.
- Закроем глаза и представим, что могло произойти дальше с лебедем.
- Ответы детей.
VII. Музыкальное произведение.
Учитель сам подбирает музыкальный отрывок из произведения.
Музыкальные редакторы.
- К какому отрывку из произведения отнесете данный музыкальный фрагмент?
Художники.
- Изобразить графически рассказ.Показать свое настроение.
Критики.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ? Зачем написал его Л. Н.Толстой?
(Может быть рассказ об одиночестве. Светские люди дивились чудачествам графа. Он очень бедно одевался, носил серую блузу, сапоги или валенки. Он любил вспахать поле, сложить печку или накосить сена. Это было для него радостью. Родные не понимали его.Страдая от одиночества, отчаявшись обрести покой, он решает уйти. 28 октября 1910г., ночью, он вместе со своим домашним врачом покидает Ясную Поляну навсегда.)
VIII. Пословицы.
- Какую из пословиц вы бы выбрали эпиграфом к произведению. И почему?
Не всяк умирает, кто хворает.
Дерево гнется , пока молодое.
Любовь сильнее страха.
Храброму смерть не страшна.
Д/з. Дифференцированное.
- Рисунок. К нему подобрать отрывок.
- Отзыв.
- Стихи.