Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками.
Большую роль в этом деле играют школа и учреждения дополнительного образования, которые воспитывают у детей любовь и уважение к народному искусству, обучают их мастерству.
Как же осуществлять на практике приобщение учащихся к художественным ремеслам своего края? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни. Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении народному искусству не должно быть никакого шаблона и формализма. Здесь очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше.
Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству целесообразно начинать с посещения местного краеведческого музея, где сотрудники музея расскажут ребятам много интересного.
Также очень важно посещать выставки декоративно-прикладного искусства, организуемые Центрами народного творчества. Представленные на этих выставках экспонаты, демонстрируют верность традициям народного искусства, выработанное многими поколениями мастеров, чувство материала, умение выявить его красоту, знание старинных технических приемов и навыки мастерства. Во время посещений краеведческих музеев и выставок, учащимся, прежде всего, следует показать те художественные изделия, которые присуще вашему региону.. Наиболее интересные узоры, работы следует сфотографировать. Это ценный методический фонд для творческой работы с детьми можно потом использовать на занятиях.
Начинать занятия следует с простейших упражнений, далее переходить к отдельным орнаментальным мотивам, осваивать традиционные приемы и их исполнения и, наконец, делать целую вещь.
Рекомендую работу начинать с бисерного рукоделия. С самых азов -это плетение на проволочной основе. Это работа доступно для всех детей. С первых же занятий следует приучать учащихся к зарисовке эскиза или рисунка будущего изделия. Главное достоинство - развивает мелкую моторику рук, точность движения пальцев, глазомер, способствует концентрации внимания, а с ними развивается и речь, логическое и конструктивное мышление, творческое воображение. Не устаю напоминать учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Всегда предлагаю полюбоваться материалом. Когда дети освоили плетение на проволочной основе, можно перейти к более сложным приемам плетения. Это может быть браслеты, кулоны, орнаменты. И после этого можно переходит к сетчатому ( полотно “в крестик” ) плетению. В этой технике не все ребята работают с удовольствием, тут важно найти подход к ребенку Параллельно ребята изучают орнаменты народов Севера. Используя, различные орнаменты и техники плетения учащиеся изготавливают пояса, ленты, налобные украшения и различные сувениры. На основе традиционного образца, разрабатывают собственные украшения. (Рисунок №1)
Особое место у народов Севера занимает вышивка бисером. Манера вышивки бисером у разных народов имеет технологические особенности, но каждая умелая мастерица нашивает его на ткань без предварительных рисунков. И в основном встречается один технический прием: “шитье “в прикреп”. В чем он заключается?
Рабочее место должно хорошо освещено и освобождено от всего лишнего. Бисер удобно набирать на иглу, если он насыпан по цветам в низкие баночки или коробочки или рассыпан небольшими кучками на салфетке. Прежде чем приступить к работе, надо убедиться, что материала хватит на все изделия, чтоб не получилось так, что добавлять придется материала другого цвета, когда большая часть работы уже выполнена.
Так же надо подготовить специальную подставку для вышивки. Ее можно сделать самим. Берем деревянную доску размером примерно 30х40 см и обтягиваем сукном или драпом. Вышиваемое изделие закрепляем при помощи булавок на эту подставку. Выбрав тонкую иглу, в настоящее время имеются специальные бисерные иглы, вдеваем прочные нитки и в определенном порядке нанизываем бисер. Одновременно подготавливаем вторую иглу с вдетой в нее ниткой. Шитье бисером производят от центра узора. Нитку с нанизанным на нее бисером, укладывают на заготовку-основу. Строго, направляя ее по контуру орнаментального узора и прикрепляя иглой стежками – перехватами в промежутках между бисеринками. После этого основу с нашитыми, на нее, бисерным узором вшивают в одежду, обувь.
Благодаря такой технике основа с бисерной нашивкой долговечна, что после обветшания одежды ее спаривали и переносили на другой костюм или предмет. Спорки от вышедшей из употребления одежды хранились в особых сумочках и по наследству передавались от матери к дочери. Это способствовало сохранению старых форм и мотивов, орнаментов, приемов композиции и т.д.
Когда учащиеся освоили приемы плетения бисером, легче освоить вышивку бисером. Здесь тоже работа построена от простого к сложному. Начинаем с несложных изделий – это кулоны. Далее переходим к изучению техники вышивки бисером, которую использовали мастерицы Таймыра – долганки. Используя различные приемы декорирования в местных национальных традициях, ребята копируют образцы, а также разрабатывают собственные сувениры. (Рисунок № 2)
В декоративно-прикладном творчестве народов Севера особое место занимает олений мех, оленья шкурка, ровдуга – замша из оленьей шкурки. Так как этого материала у нас практически нет или мало, мы заменили его обычной кожей. Кожа, удивительный материал, прочный пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке. Мы в своей работе используем кожу, которая уже вышла из употребления: это старые сапоги, плащи, куртки и т.д. Т.е. даем им вторую жизнь. Кожа очень интересный материал для поделок. По коже можно вышивать, расписывать, выжигать, ее можно “жарить”, т.е. подвергать термообработке, влагообработке. Также можно использовать все возможную оплетку, драпировка, интарсия, печать, гравировка, теснение, аппликация и еще многое другое, что можно сделать из кожи. Кожа как мы знаем, бывает разной по структуре, по внешнему виду. Различная кожа ведет себя по-разному, когда ее подвергаем той или иной обработке. Для этого надо знать свойства кожи. А, зная свойства кожи можно изготовить различные изделия, которые могут украсить любой интерьер
Используя прием термообработки изделию можно придать сферическую форму, будь то выпуклая крышечка круглой шкатулки, дутый браслет или имитация поделочного камня. Если вам нужны детали выпуклой формы, например: ягоды, вырезаем заготовку, в данном случае можно обвести любую монету, и кладем на электроплиту с закрытой спиралью. А если вам нужны листики, нагревать листики можно над свечкой, держа деталь пинцетом, но надо быть осторожным, важно не пережечь кожу. В этой технике вы можете изготовить любые цветы, ягоды и подкрасить нитрокраской, гуашью, акриловой краской, покрыть лаком бесцветным, если это необходимо. (Рисунок №3)
Батик – это техника ручной росписи по ткани, но ее применяют и в декорировании кожаных изделий. Отделывают в этой технике значительные по площади поверхности: вазы, шкатулки, обложки, настенные панно, выполненные из некрашеных кож растительного дубления, реже из других кож светлых тонов. Мы для этой цели используем гладкую кожу любой расцветки, можно расписывать как масляной краской, так и гуашью. Если вы работали гуашью, когда краска высохнет, покрываем бесцветным лаком.
Довольно много времени мы уделяем изготовлению сувениров. Одним из приемов может быть оплетение объемных фигур. Объемом может послужить обычная бутылка. На бутылке можно выполнить различные картины. Это панно виноград, земляника, используя различные приемы декоративной обработки кожи. Очень интересно смотрится абстракция. А если бутылка имеет несколько грани, на каждой гране можно выполнить разные рисунки, поворачивая бутылку у вас, каждый раз будет новая работа.
Влагообработка. В силу своих химических и физических особенностей кожа легко принимает любую форму и непринужденно деформируется под воздействием влаги. Для того чтобы придать коже желаемую округлость или угловатость нужны лишь лоскут кожи деревянная болванка требуемой формы вода и клей пва. Замачиваем кожу в растворе две ложки клея на стакан воды и оставляем на 2 часа. Затем натянете кожаную деталь на деревянную болванку до полного высыхания . Во время сушки кожа запомнить форму, которую затем будет сохранять долгие годы. Мы данный прием используем при создании лиц для кукол. Когда кожа высыхает, заготовку грунтуем водоэмульсионной краской и расписываем гуашью.
В большом объеме мы используем такой прием как драпировка. На изнаночную сторону кожи наносим клей и искусственно создаем складки. Складки драпируются пинцетом или просто рукой. Их направление могут быть хаотичными или складки драпируются в определенном порядке. Например: драпировку можно использовать при изготовление цветов, листочков, также драпировку мы используем для создания объема. Для драпировки хорошо подходит тонкая кожа.
Вышивка по коже имеет солидный возраст. Выполнять вышивку можно по коже, замше, спилке, украшают ею одежду, пояса, кошельки. Вышивают различные декоративные дорожки, геометрические' орнаменты. В национальной одежде народов Севера, вышивка сохраняются и передаются из поколения в поколение оригинальные приемы вышивки по коже.
Способ соединения кожаных деталей с помощью оплетки, самый древний из всех, им пользовались, когда и в помине не было клеев, а тем более швейных машинок. Если у вас проблемы с машиной – ее либо нет совсем, либо она отказывается работать с кожей, тогда вас выручит именно оплетка. Кроме своих полезных свойств оплетка очень декоративна, красива. оплетенные края радуют глаз придавая изделию, законченный вид. Отверстия для оплетки делают пробойником и стамеской. Диаметр пробиваемого отверстия должен быть таким, чтобы оно при оплетки полностью закрывалось ремешком. Выполняют оплетку кожаным ремешком. Кожа для ремешка должна быть тонкой и прочной и бахтарма не должна лохматится . Кроят ремешки из длинных полосок кожи, их вырезают ножом по металлической линейке.
Если у вас только небольшие куски кожи, можно и из них получить довольно длинные ремешки: по спирали вырезаем полоску нужной ширины. Затем намочить данную полоску и туго намотать на бутылку. При необходимости, когда полоска высохнет, можно повторит данную операцию. Только учтите, полоска каждый раз будет становиться немного уже. Существуют различные виды оплетки. Таким способом плетения вы можете украсить как сувениры, так и швейные изделия из кожи.
Выжигание по коже производится обычным электровыжигательным аппаратом. Особенно красиво оно смотрится на коже светлых тонов: сливочной, светло-коричневой и песочной. В начале на коже рисуют, задуманный орнамент при помощи гелевой ручки, которая при желании легко стирается. Или можно использовать готовый рисунок. Для этого переводим рисунок на кальку, вырезаем по контуру и переводим на кожу. Выжигание мало, чем отличается от выжигания по дереву. Работу начинают с выжигания контурных линий, постепенно переходя к внутренним линиям. Толщину и интенсивность линий выжига можно регулировать силой нажима, продолжительностью воздействия и степенью нагрева иглы. Для получения очень тонких линий необходимо осуществлять быстрое продвижение иглы. По окончании выжигания, когда рисунок будет готов, его можно раскрасить, стараясь при этом не задевать линий выжига. Путем выжигание можно украсить сувениры, наносить орнаменты, а можно нарисовать целые картины.
Не менее интересный, но более сложный раздел – это работа с мехом. Здесь мы больше используем природную красоту меха. Важно учитывать направление ворса, цветовую гамму. Мех в первую очередь используется для отделки вышитых сувениров, кукол, одежды. Так как мы больше работаем со старым мехом, мы его стрижем, красим, комбинируем с искусственным мехом, подпаливаем. Например: ненецкая сумка. Она выполнена по фотографии. Использована меховая мозаика, но вместо оленьего меха использована стриженая овчина, для отделки сумки применили кроличий мех и декоративные кисточки. (Рисунок №4)
У нас накопилась очень много старых дубленок, шубы, шапки. И мы стали искать им применение. И чисто случайно мы попробовали мех выщипывать. Какого же было наше удивление. Получалась тонкая кожа разных расцветок. Для выщипывания очень хорошо подходит мутон, овчина, не с чем не сравнимый эффект дает каракуль. Этот способ открывает самые безграничные возможности. Можно получить различные оттенки одного и того же цвета, в которых найдешь даже северное сияние, как будто бы раскинутого по взмаху волшебной палочки. Иногда ничего не надо придумывать, картина в выщипанном изображении. При выщипывании кожа получается довольно тонкая и благодаря этому ее можно моделировать различными способами. При создании форм разной степени сложности подходит клей ПВА – хорошо склеивает и, если вы случайно испачкали поверхность, при высыхании исчезает. Это помогает работать без страха за испорченную работу, ведь главное – уверенность. Ярким примером может послужить северное сияние в картине “ Чум”. Кожа несколько неожиданная и неповторимая. Первое ощущение – крашенная, но красками невозможно достигнуть такого результата. (Рисунок №5)
Также на выщипанной коже очень легко вышивать бисером, создавая узоры в национальных традициях. Но при начале работы следует помнить, что такой тонкий материал, несмотря на свою прочность легко растягивается, следовательно, может изменить начальную форму. После выщипывания остаются много не нужных кусочков и поэтому мы решили найти им применение. В одном случае можно использовать их вместо ваты для набивания игрушек, а в другом – в картинах. Состригаешь меховую основу, и получается новый вариант. Создается эффект некой дымки, неопределенности, что придает картине загадочность, чувствуется простор и перспектива. Примером можно предоставить картину “У подножия горы”. (Рисунок №6)
Главное достоинство выщипанной кожи, получается кожа различных цветов и оттенков. И она достаточно тонкая, хорошо драпируется, что позволяет наиболее точно передать первоначально задуманную идею, задуманный эскиз до мельчайших деталей. Тем более выщипанную кожу можно подвергать всем тем приемам декоративной обработке кожи, что описано выше. Т.е. данный прием открывает большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей. С выщипанной кожей вы можете экспериментировать бесконечно, и каждый раз получится новый результат. Она прекрасно сочетается с другими природными материалами как: перья, береста, камушки, шишки, распиленный олений рог и можно создавать различные колажи и применять при создании стилизованной одежды. (Рисунок № 7)
Наряду с прикладным творчеством народов Севера мы изучаем и устное творчество. Наиболее понравившиеся персонажи учащиеся отображают потом на своих картинах. Так же изучаем творчества народных мастеров, национальных художников, современных художников работающих по данному направлению. Учащиеся третьего и четвертого года обучения занимаются научно-исследовательской работой, которые могут быть представлены в виде творческих проектов. Например: одна из работ была посвящена творчеству национальных художников. Именно изучение творчества национальных художников Таймыра натолкнула на создание новой техники по работе с кожей, которую девочка назвала “кожегравюрой”. Приведу небольшой отрывок из работы Агаповой Алены “Сказание о тундре”: “В книге о нганасанском художнике точно написано: “Потом появился Художник, наделенный волшебным даром воплощать в рисунке невыразимое, то, о чем говорили только Шаманы и Сказители. Имя этому художнику – Мотюмяку Турдагин”. Я поистине восхищаюсь им и считаю, что именно он создал произведения народного искусства, настоль точно отображающие всю сущность жизни коренных жителей Таймыра и прелесть нашей первозданной и неповторимой природы. Именно Турдагин тонко чувствовал все мельчайшие черты окружающей его тундры, замечал малейшие изменения и отображал на листке бумаги.
. Внимательно всмотревшись в репродукцию художника, я решила сделать практически точную копию: выполнить всю картину штрихами. Отсюда возникли идеи о многоуровневой графике, чтобы передать все светотени работы. Я решила отойти от чисто черно- белого цвета и использовать палитру коричневых оттенков В некоторых местах слои накладывались тройным уровнем и более. Это делалось для передачи плановости. Свою технику я назвала “Кожегравюрой”. (Рисунок № 8) Это неординарное слово передает всю суть техники: материал – кожа, выполнено под гравюру, то есть, как бы вытравлено на металле в виде штрихов. Вся сложность в том, чтобы правильно распределить тональность, то есть где темное на светлом, а где наоборот. Совмещение выщипанной кожи и техники кожеграфюры позволили достичь интересной и неповторимой работы. Она смотрится четко из-за наличия контраста и свежей из-за большого количества белого цвета. Нет никакой дымки, все с точными очертаниями. Это можно объяснит тем, что все в нашей природе стоит на своем месте, все взаимосвязано и благодаря точному распределению нет хаоса, все прекрасно и неповторимо, ведь наша природа уникальна, в ней все есть и всем найдется место. Чтобы зрители лучше понимали эту работу, я решила создать вторую под такой же темой. Название ей – “Сказание о тундре” или “Вспоминание о Родине”. У Мотюмяку есть множество работ под таким названием . Просмотрев различные иллюстрации к сказкам и легендам народов Севера, я использовала иллюстрацию шамана из книги “Легенды и мифы полярной ночи” и разные элементы с работ М.Турдагина. В ней также сочетание техники выщипанной кожи и кожегравюры. На картине изображен Сказитель или Шаман, который повествует историю Таймыра, его начало, либо просто вспоминает былое. Точный сюжет специально не определен, чтобы дать волю фантазии зрителя, не ограждать ее рамками.” (Рисунок 9)
И так техника “Кожегравюра” основа на многоуровневой аппликации. Если нам на светлом фоне надо сделать какой-то рисунок, снизу у нас идет темная кожа, а на верхней светлой коже рисунок вырезается штрихами. Для этого используется канцелярский нож и маникюрные ножницы. С одной стороны рисунок смотрится ажурной, а с другой стороны такая техника позволяет передать до мельчайших деталей любой сложности рисунок. Для склеивания используется клей ПВА.
Изучение народных традиции, должны находит свое продолжение в культурно-досуговых мероприятиях. Это могут быть беседы и познавательные программы о родном крае, викторины “ Знаешь ли ты Север?”, разучивание с детьми старинных национальных игр, праздников.
Одно из важнейших условий для эффективного усвоения и быстрого и аккуратного выполнения работы – правильно организованное рабочее место. Для каждого ученика в мастерской должен быть отведен отдельный стол, а также место в шкафу для хранения инструментов. Так как для работы с мехом и кожей применяются иголки, острые ножи, скребки, обращаться с ними нужно особенно осторожно и по окончании работы класть в определенное место: – иглы в игольницы, ножи, ножницы - в специальные ящики или коробки.
Каждый ученик должен иметь личный халат или фартук и нарукавники, после очередного занятия необходимо их чистить.
В мастерской должна быть аптечка.
В работе с детьми по изучению народных художественных ремесел надо учитывать следующие моменты:
- познание художественных особенностей произведений;
- объяснение их культурно- исторического смысла и ценности;
- углубление представлений о художественном образе;
- сопоставление произведения народного искусства с современными изделиями профессионального декоративно-прикладного искусства;
- художественная практика на основе эстетического освоения народного творчества и действительности;.
Все это составляет единый учебный процесс приобщения учащихся к народному творчеству, постижения ими секретов создания произведений декоративно-прикладного искусства.