Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий
о судьбах моей родины - ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя - как не впасть в отчаяние
при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык
не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
Проблема грамотного письма особенно актуальна в наши дни, так как в последнее время грамотность и вообще владение родным языком стали уделом узкого круга специалистов. Резко упал уровень грамотности не только населения в целом, но и очень снизилось качество газет, журналов, издаваемых книг. Орфографические и пунктуационные ошибки стали привычными явлениями, хотя для любого интеллигентного человека начала столетия странным показался бы вопрос, должен ли врач, артист, инженер и т.д. быть грамотным. Ведь давно известно, что язык - это зеркало и социальных, и нравственных процессов, происходящих в обществе.
Обычно написание слов подчиняется определенным правилам. Но есть слова, к которым правил нет, и их надо просто запоминать. Это так называемые словарные слова.
В начальной прогимназии по программе РО мы должны запомнить около 500 слов. Как видим, слов очень много и много бывает ошибок при их написании. Причина многочисленных трудностей в работе с этими словами состоит, наверное, в том, что мы не используем рациональные способы их запоминания.
Над проблемой быстрого запоминания словарных слов мы начали работать в третьем классе. Выяснили, что запомнить правописание словарных слов, можно не только заучивая и записывая их несколько раз, но и другими способами: по этимологии и ассоциации.
Этимологический способ запоминания словарных слов
...Дремлет чуткий камыш. Тишь
- безлюдье вокруг. Чуть приметна
тропинка росистая...
Эти чарующие строки в любое время года оживляют в памяти прекрасное русское утро на берегу озера или реки. Слова так и льются, нанизываясь одно на другое, и становится радостно от воображаемой тишины, воспоминаний о легкой луговой тропке среди сочной травы.... И мало кто задумывается над тем, что слова ЧУТКИЙ и ЧУТЬ - родственники, что они “выросли” в одной “семье” со словами ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, СОЧУВСТВИЕ, ОЧУТИТЬСЯ. Тем более удивительным
покажется факт, что слова эти в родстве с латинским глаголом caveo “осматриваться, быть настороже, опасаться”. Доказать существование в прошлом связей между словами, раскрыть их большие и маленькие тайны помогает очень серьезная, очень интересная и чрезвычайно сложная наука - этимология. Она может помочь нам не только значение слова, но и его правописание, может рассказать не только о его рождении, но и о скитаниях в разных языках и о способах воздействия на него каждого чужого языка.
КОРИДОР и ДИРЕКТОР, АЛЬБОМ и КАРАНДАШ - откуда они пришли, почему их следует писать так, а не иначе? Этимология поможет решить нам эти вопросы. Однако для выяснения орфограммы не всегда возникает необходимость прослеживать все стадии, пройденные словом. Иногда достаточно узнать форму из языка - источника или соответствующие образования из близкородственных языка.
В данной работе мы попытались объяснить и обосновать правописание некоторых словарных слов с помощью этимологии.
В этом нам помог учебник В.В. Репкина “Русский язык, 2 класс” (программа развивающего обучения). В тексте “Бывшие родственники” изложено, что слово столица чем-то похоже на слово стол? И это не случайно. Когда-то эти слова были близкими родственниками.
В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом или просто столицей.
Теперь никто не считает эти слова родственными. Когда говорят о столе, не вспоминают никаких правителей. Стол - это просто мебель. А столица - это главный город страны. Совсем разные слова.
А все же полезно помнить об их былом родстве. Сразу понятно, что у слов своя долгая и интересная жизнь. Да и букву А в слове столица, пожалуй, не напишешь. (Приложение.1.)
Ассоциативный способ запоминания словарных слов
Мы считаем, что этот способ доступный всем, ведь историю возникновения слова нужно выяснять по этимологическим словарям.
Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим способом, действуйте так:
1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
/ Например: Берёза
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который
вызывает
трудности(сомнение) при написании.
Например: бе. - ре - за
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение,
выделив размером
сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е..
4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ),
связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу
Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Словарное слово Ассоциативный образ признак = признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения; форме; - звучанию; действию; - вкусу; материалу; - назначению; количеству; - и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл.слово Ас. образ * береза
- по цвету _бЕлая..
*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать
- по форме как буква _Е..
Результат: б Е.реза – б Е.лая, - гр Е.бень (_Е.)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с
ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через
сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е. реза л а
а
-я.
6. Прочесть словарное слово и четко
воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение
и связывающую и
сомнительную орфограмму.
Вот несколько примеров:
гАзета - бумАга
зАвод - трубА
йнЕй - бЕлый, снЕг кАпуста - зА'яц
кАрАндаш - грАнь, бумАга
Работая над темой, мы нашли рациональные способы запоминания словарных слов. Надеемся, работа поможет вам, не надо будет долго и нудно заучивать каждое слово. Просто примени свою фантазию, и слово останется в памяти навсегда. Сделайте уроки русского языка интересными, получайте радость открытия.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!
Литература.
- Канакина В.П. “Работа над трудными словами”, Москва, “Просвещение”, 1994 г.
- Ольгович СИ. “Этимология и орфография”, Томск, “Пеленг”, 1996 г.
- Попова Т. “Слово о словарном слове”.
- Репкин В.В. “Русский язык”, 2 класс, Томск, “Пеленг”, 1997 г.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. “Этимологический словарь русского языка”, Москва, “Прозерпина”, 1994 г.