Сотрудничество семьи и школы — залог успеха

Разделы: Работа с родителями


Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А. Кассиль

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. Как пробудить инициативу педагогов, создать положительную мотивацию деятельности в педагогическом коллективе по осуществлению педагогического проекта? Все это проявляется в умении провести интересный семинар или практикум классных руководителей, оказать конкретную помощь молодому педагогу, компетентно выступить на классном или школьном родительском собрании, на Дне открытых дверей. При проектировании работы по этому направлению хочется укрепить характер взаимоотношений школы и родителей, сформировать эффективно функционирующий Родительский комитет прогимназии, разделив таким образом ответственность за качество образования поровну.

В нашей прогимназии сложилась педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями. Во взаимодействие вовлечены две стороны: школа и семья. В системе проводятся:

  1. общешкольные и классные родительские собрания ;
  2. индивидуальные консультации;
  3. день открытых дверей;
  4. встречи с психологом и социальным педагогом.

Организация консультаций для родителей учеников в прогимназии – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний дней направлений в сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками общеобразовательного процесса.

День открытых дверей

В этот день проводятся открытые уроки, где учителя предметники показывают технологию обучения, отражающую идеи личностно-ориентированного подхода – разноуровневое обучение по русскому языку и математике. Родители на таких встречах пытаются правильно определить данный уровень ребенка на основании учета общего уровня обученности, развития учащихся отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Особое внимание уделяется способным детям.

В День открытых дверей администрации прогимназии за “круглым столом” задаются компетентные в педагогическом отношении вопросы родителей по самым разным аспектам организации образовательного процесса. Вопросы связаны с особенностями гимназического образования, возможностью углубленно изучать отдельные предметы, касаются форм и содержания дополнительного образования. Дни открытых дверей стали традиционными. Так, учащиеся 4-5-х классов заканчивают курс хореографии творческим отчетом, на который приглашаются родители и учителя. Ребята исполняют латиноамериканские и европейские танцы: Cha-Cha, Samba, Jive, медленный и фигурный вальсы. Атмосфера праздника, творчества царит на таких мероприятиях и доставляет, как правило, огромное эстетическое удовольствие, как самим танцорам, так и их родителям. В декабре 2005 года в параллелях 4 и 6 классах по предмету “Музыка” прошли отчетные концерты, задачи которых :

а) показывать знания, умения, навыки учащихся в вокально-хоровой деятельности;
б) развивать артистизм, творческие способности учащихся;
в) воспитывать культуру поведения в хоре.

В хоровой репертуар были включены русские народные песни, песни повышенной сложности из репертуара ДШИ и хоровых студий, бардовская песня “На далекой Амазонке” на слова Р.Киплинга в переводе С.Маршака, популярные песни XX века, песни современных авторов. Во время работы на уроках музыки были выявлены гимназисты, обладающие хорошим слухом и красивым тембром голоса. Эти учащиеся стали солистами. В процессе работы над песнями преподавателем учитывались психолого-физиологические особенности данного возраста. На отчетных концертах присутствовали администрация и преподаватели прогимназии. Слушателями отчетных концертов также стали родители гимназистов.

В структуре нашего учебного заведения работает служба психолого-педагогического и медицинского сопровождения (ППМС),которая берёт часть нагрузки на себя и достаточно успешно справляется с возникающими проблемами. Психолог или социальный педагог могут помочь определить цели сотрудничества с родителями. Именно к ним попадает такая информация, которую никогда не выяснишь при помощи анкетного опроса. Совершенно очевидно, что школе до каждого родителя и ребенка дойти трудно, что надо образовывать родителей таким образом, чтобы ребенок искал помощь и понимание прежде всего в семье. Цельсоздание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, где взаимодействие гимназии и семьи выступает в качестве одного из важнейших условий.

2001 – 2006 учебный год педагог-психолог работает по следующей системе:

1. Выступление на родительском собрании параллели 4-х классов “Психологические характеристики, обеспечивающие академическую успешность мальчикам и девочкам”.

2. Рекомендации для родителей по итогам диагностики:

а) мотивация к обучению,
б) проявление агрессивности в среде сверстников.

3. Индивидуальное консультирование родителей – 13 человек.

4. Привлечение родителей 4 “А”, 4 “Б”, 4 “В” классов к участию в коллективной игре “Правило трех “С”” с целью адаптации школьников при переходе с младшей на среднюю ступень обучения.

К социальному педагогу обратилось 7 родителей учащихся 5 –6-х классов со следующими вопросами.

1. Как помочь ребенку организовать свой день (отдых, выполнение дом. задания и т.д.)

2. Ребенок в коллективе. Проблемы в общении с учащимися.

3. Консультации по оказанию материальной помощи детям, относящимся к льготным категориям.

4. Страх перед учителем, как его преодолеть?

5. Некорректное обращение учителя к ребенку, к учащимся (унижение, оскорбление).

В сентябре на общих родительских собраниях происходит знакомство родителей с социальным педагогом. Затем родитель, который нуждается в помощи такого специалиста, встречается и решает свою проблему конфиденциально. Встреча носит доверительный характер. Очень важно, чтобы каждый такой ребёнок (как и вся его семья в целом) мог рассчитывать на круглосуточную поддержку со стороны школы и администрации, и весь педагогический коллектив должен создать вокруг таких ребят не зону отчуждения, а зону особого внимания. И личное участие заместителя директора в судьбе “проблемных” детей играет здесь определяющую роль. Главная позиция – не избавиться, а понять и поддержать, встать на защиту интересов ребёнка. Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действия родителей и педагогов – хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени “трудный ребёнок” находился бы в зоне чьей-то ответственности. Так один ученик 6Б класса, (“трудным его не назовёшь”) любит исполнять функции дежурного администратора: проверять пропуска; отмечать опоздавших учеников; приглашать куратора в гардероб, чьи дети нарушили режим работы учебного заведения. Все эти усилия никогда не будут напрасными, потому, что даже один “проблемный” ребёнок может существенно повлиять на развитие многих других детей школы.

Организация консультаций для родителей учеников в прогимназии одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и , как правило в экстренных случаях: неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение более глубокого , объективного понимания родителями проблем ребёнка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный характер, и потребность в нём возникает тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи. Главная задача на этом этапе - попытаться оказать семье не только информационно – педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог. Задача администрации – разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ.

Консультирование родителей может быть двух типов:

  • методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика – для вновь поступивших детей и одаренных учащихся - способов дополнительного образования);
  • психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
  • Однако не зависимо от типа существуют определенные принципы консультирования:
  • создание доверительных отношений;
  • взаимоуважение;
  • заинтересованность консультантов;
  • компетентность;
  • формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
  • хорошая организация консультирования.

Не секрет, что родители учеников, в основном, люди занятые. Они так же интенсивно работают, как и педагоги, им так же тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие. Таким днем педагогический коллектив прогимназии определил субботу. Бывает, что родитель пришел в неурочный час. Лучшим выходом из этой ситуации может быть встреча с дежурным администратором, который способен если уж и не решить конкретную проблему конкретного родителя, то уж, во всяком случае, определить возможности для ее решения в будущем. К счастью, такое бывает не часто.

В прогимназии создана такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо, потому что, как театр начинается с вешалки, так и сотрудничество школы с семьей начинается еще в вестибюле. В любой школе наверняка есть ученики, требующие особого внимания – дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Какова может быть оптимальная позиция администрации и педколлектива по отношению к этим семьям? Положение намного облегчается, когда в образовательном учреждении работает специальный человек – социальный педагог.

На первом семинаре для родителей параллели 4-х классов идет знакомство родителей с медсестрой, гардеробщицей, работниками столовой, обсуждение требований персонала к 4-классникам, выяснение режима работы библиотеки и медпункта, часов приема администрации. Далее мы знакомим родителей с предлагаемой образовательной программой и ее необходимым ресурсным облегчением (материальным, временным), которое потребуется на разных этапах времени.

Здесь же (в целях профилактики перегрузки) информируем родителей о предполагаемой физической и психологической нагрузке гимназистов, объеме выполняемых домашних заданий, способе их выполнения и системе оценивания. Иногда дух соперничества настолько захлестывает взрослых, что они напрочь забывают о неприемлемости такой позиции по отношению к ребенку: часто родители, желающие видеть своего сына или дочь только отличником, заставляют его выполнять непосильную учебную работу, в результате дающую обратный результат . Вот почему на этом аспекте делаем особый акцент. Важно выделить умения, которые будут иметь дети на определенном этапе обучения: русский язык, математика, английский язык. Тогда родителям будет легче видеть, насколько продвинулся их ребенок по сравнению со средними показателями.

Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. На этих семинарах учителя тоже пополняют запас знаний в этой области – ведь среди родителей встречаются специалисты самых разнообразных профессий. В заключение семинара используем рефлексирующее обсуждение: что удалось, что надо сделать иначе? На втором семинаре, который мы проводим в ноябре (начало 2 четверти), останавливаемся на следующих вопросах:

  1. Степень адаптации 4-классников в новом корпусе (в учебной деятельности и в коммуникации), выделяем типичные проблемы, характерные для данной параллели.
  2. Определяем на сколько изменился ребенок за это время, что его беспокоит (и насколько это беспокоит родителей), с какими новыми проблемами столкнулись родители и насколько неуспешно их решали?
  3. Как ребенок относится к школе, классу, учителям? Насколько он самостоятелен? Умеет ли помогать другим? Как помогают ему?

В любой обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта. Часто и педагоги, и родители забывают об этом, но для развития академических успехов ребенка значимость этого фактора трудно переоценить. Особое внимание необходимо уделить методике выполнения домашних заданий, способами объяснения материала, правильного ведения дневников и оформления тетрадей.

Практика организации таких семинаров показала их высокую результативность. Следует разъяснить и убедить родителей, что успешное обучение детей во многом зависит от здоровья ребенка. Родителям надо укреплять здоровье детей, нервную систему, слух, зрение, приучать к правильной осанке, учить выполнять режим дня. С этой целью в прогимназии была разработана программа “Здоровье”. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обманув доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия со школой – это отношение школы к ним. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. “Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое”.

Литература:

  1. Библиотека журнала “Директор школы”, Выпуск №3, 2001 год. “Директору школы о сотрудничестве с родителями”. -Москва, “Сентябрь”, 2001 год.
  2. Библиотека администрации школы. Центр “Педагогический поиск”. “Педсовет: идеи, методики, формы”. -Москва, 2001.
  3. Научно-практический журнал “Завуч” (для администрации школ).- Центр “Педагогический поиск”, №4, 2004 .
  4. Справочник. Администрация школы по организации учебно-воспитательного процесса. (часть 1).-Москва, 2001.
  5. Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения. Н.И. Дереклеева “Родительские собрания в 1 – 11 классах”. Вербум-М. -Москва, 2001.

Умения и навыки для учащихся 4-го класса, изучающих английский язык.

В 4-м классе осуществляется переход от работы с иноязычными учебными текстами, построенными по моделям аутентичных английских устных и письменных текстов, к аудированию аутентичной английской речи. Продолжительность звучания текста увеличивается до 2 минут. Учащиеся 4-х классов должны уметь читать и понимать без помощи словаря тексты, построенные на пройденном материале и включающие небольшое количество доступных для понимания по контексту слов (900 печатных знаков в один академический час).

Учащиеся 4 класса должны уметь писать новые слова, применяя усвоенные правила орфографии, писать под диктовку предложения, составленные на продуктивном лексическом и грамматическом материале.

Учащиеся 4 класса должны уметь вести беседу, используя вопросно-ответные реплики, просьбы и приказания, приглашения, дополнения и уточнения в пределах программного языкового материала. Высказывание каждого ученика должно содержать 7 реплик, правильно оформленных в языковом отношении. Темп речи приближается к естественному.

Продолжается работа над грамматическими формами (разделительные вопросы, настоящее завершенное время, способы выражения будущего времени, модальные глаголы, словообразование).

К концу учебного года учащиеся 4 класса (по русскому языку) должны уметь:

  • анализировать по составу сложные слова (простейшие случаи);
  • определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;
  • определять грамматические значения слова и словоформы в предложении (в пределах изученных частей речи) и средства их выражения;
  • построить грамматическую парадигму (систему форм) заданного слова (в пределах изученных частей речи и их грамматических значений);
  • образовывать от данного слова других частей речи и определять способы их образования;
  • объяснять правописание слова (в пределах изученных орфограмм);
  • правильно писать изученные в 1 – 3 классах слова с непроверяемыми орфограммами (около 300 слов);
  • правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или (простейшие случаи), простых предложений с однородными членами (без употребления термина) – без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями;
  • записывать под диктовку связный текст (85 – 90 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (120 – 140 слов) с предварительным составлением плана и пропуском изученных орфограмм;
  • строить развернутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;
  • давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);
  • составлять и записывать сочинение (повествование и описание) на заданную тему (с пропуском неизученных орфограмм).