ХОД УРОКА
№ п/п | Виды музыкальной деятельности | время | Содержание | Примечание |
1 | Музыкально-образовательная деятельность | 7 мин. | Опрос домашнего задания: “Подумать, где
в окружающем мире себя проявляет ритм, кроме
музыки?” Метроритм – единство метра и ритма. Метр - пульс музыки, (учитель рисует на доске). Метр определяется размером. Размер – чередование сильных и слабых долей. Единицей чередования является такт. Еще раз повторим: метр – пульс, такт – расстояние от одной черты до другой (как в метре сантиметр) Размер означает сколько долей в такте. (сходен с понятием в литературе: ямб, хорей) Ставится в начале произведения. Бывает 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. |
Учащиеся отвечают домашнее задание. Запись понятий в тетрадь; работа у доски |
2. | Творчество | 3 мин. | Ритмическая игра: Звучит песня Е. Крылатова и Л. Дербенева “Песенка о снежинке”. Учащиеся разбиваются на группы: 1 группа – изображает пульс; 2 группа – отстукивают сильную долю; 3 группа – прохлопывает ритм песни. |
Работа в группах |
3. | Музыкально-образовательная деятельность | 2 мин. | Прибор для отображения пульса:
метроном, показывает быстрые, медленные,
умеренные темпы. Условно 2/4 метр разграничим тактовой чертой, получается размер, означающий: сколько считать каждый такт. Каждая первая доля станет сильной долей. |
Запись понятий в тетрадь |
4. | Творчество | 7 мин. | Игра в импровизацию: метроном
отстукивает пульс, кто-то из учащихся
придумывает ритм Затем учащиеся определяют размер исполняемого произведения |
Работа с песней в группах на заданную тему; работа с песней в группах на предложенную детьми тему |
5 | Восприятие + творчество | 3 мин. | Исполняется отрывок из произведения Грибоедова “Вальс” - ?, темп умеренный . | Учащиеся определяют размер с отстукиванием сильной доли такта |
6 | Восприятие | 3 мин. | Ученикам предлагают рассмотреть репродукции картин. Дети определяют каким картинам соответствует быстрый темп, умеренный, медленный. | Учащиеся аргументируют выбор картины и темпы |
7. | Вокально-хоровая деятельность | 13 мин. | Распевка “Штробас”, “Динозавр”,
“Чайка”; Пение песни Ю. Юртовой “Зима” Пение песни для выбора солистов Проговорить куплет скороговоркой с ритмическими хлопками. Пение с солистами 2 раза Повтор “Песенка о снежинке” |
|
8. | Творчество | 7 мин. | Пластическое дирижирование под музыку
Н. Паганини:
|
Учащиеся повторяют движения за учителем. На новое предложение музыки меняется движение. |
ИТОГО | 45 мин. |
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ
- Как называется пульс музыки?
- Что такое метроном?
- Что является единицей чередования долей в музыке?
- Назовите, скорость метра?
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Е. М. Алленова. Н. А. Борисовская “Русские художники от А до Я”. Слово- Москва. 2003 г.
- В. А. Шереметьев. “Принципы чистого интонирования хорового многоголосия”. Издание С. Ю. Бантурова – г. Челябинск, 2002 г.
- Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник 6 кл. Изд.:Дрофа –Москва, 2001 г.
- Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. “Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях”. Академия – Москва, 2002 г.
- Медушевский В. В. “Энциклопедический словарь юного музыканта”
РЕПРОДУКЦИИ
- А. Венецианов “Спящий пастушок”;
- Б. Кустодиев “Чаепитие в Мытищах”;
- Ф. Малявин “Вихрь”.
АУДИО:
- Н. Паганини. Каприс ля-минор в соврем. обработке
- Фонограммы: песня Е. Крылатова и Л. Дербенева “Песенка о снежинке”; песня Ю. Юртовой “Зима”
НОТЫ:
- А. Грибоедов “Вальс”