Открытый урок для учащихся 6-х классов по теме: "Метроритм"

Разделы: Музыка


ХОД УРОКА

№ п/п Виды музыкальной деятельности время Содержание Примечание
1 Музыкально-образовательная деятельность 7 мин. Опрос домашнего задания: “Подумать, где в окружающем мире себя проявляет ритм, кроме музыки?”

Метроритм – единство метра и ритма.

Метр - пульс музыки, (учитель рисует на доске). Метр определяется размером.

Размер – чередование сильных и слабых долей.

Единицей чередования является такт.

Еще раз повторим: метр – пульс, такт – расстояние от одной черты до другой (как в метре сантиметр)

Размер означает сколько долей в такте. (сходен с понятием в литературе: ямб, хорей) Ставится в начале произведения.

Бывает 2/4, 3/4, 4/4 и т. д.

Учащиеся отвечают домашнее задание.

Запись понятий в тетрадь; работа у доски

2. Творчество 3 мин. Ритмическая игра:

Звучит песня Е. Крылатова и Л. Дербенева “Песенка о снежинке”. Учащиеся разбиваются на группы:

1 группа – изображает пульс;

2 группа – отстукивают сильную долю;

3 группа – прохлопывает ритм песни.

Работа в группах
3. Музыкально-образовательная деятельность 2 мин. Прибор для отображения пульса: метроном, показывает быстрые, медленные, умеренные темпы.

Условно 2/4 метр разграничим тактовой чертой, получается размер, означающий: сколько считать каждый такт.

Каждая первая доля станет сильной долей.

Запись понятий в тетрадь
4. Творчество 7 мин. Игра в импровизацию: метроном отстукивает пульс, кто-то из учащихся придумывает ритм

Затем учащиеся определяют размер исполняемого произведения

Работа с песней в группах на заданную тему; работа с песней в группах на предложенную детьми тему
5 Восприятие + творчество 3 мин. Исполняется отрывок из произведения Грибоедова “Вальс” - ?, темп умеренный . Учащиеся определяют размер с отстукиванием сильной доли такта
6 Восприятие 3 мин. Ученикам предлагают рассмотреть репродукции картин. Дети определяют каким картинам соответствует быстрый темп, умеренный, медленный. Учащиеся аргументируют выбор картины и темпы
7. Вокально-хоровая деятельность 13 мин. Распевка “Штробас”, “Динозавр”, “Чайка”;

Пение песни Ю. Юртовой “Зима”

Пение песни для выбора солистов

Проговорить куплет скороговоркой с ритмическими хлопками. Пение с солистами 2 раза

Повтор “Песенка о снежинке”

 
8. Творчество 7 мин. Пластическое дирижирование под музыку Н. Паганини:
  1. Голова “Часики”
  2. Хлопки
  3. Показ правой рукой (мячики)
  4. Показ правой рукой
  5.   Показ двумя руками
  6. Показ двумя руками
  7. Щелчки
  8. Хлопаем ритм
  9. Двумя руками (мячики)
  10. Двумя руками
  11. Хлопки
  12. Показ правой рукой двумя
  13. Взмахи
Учащиеся повторяют движения за учителем. На новое предложение музыки меняется движение.
ИТОГО 45 мин.  

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Как называется пульс музыки?
  2. Что такое метроном?
  3. Что является единицей чередования долей в музыке?
  4. Назовите, скорость метра?

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Е. М. Алленова. Н. А. Борисовская “Русские художники от А до Я”. Слово- Москва. 2003 г.
  2. В. А. Шереметьев. “Принципы чистого интонирования хорового многоголосия”. Издание С. Ю. Бантурова – г. Челябинск, 2002 г.
  3. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник 6 кл. Изд.:Дрофа –Москва, 2001 г.
  4. Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. “Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях”. Академия – Москва, 2002 г.
  5. Медушевский В. В. “Энциклопедический словарь юного музыканта”

РЕПРОДУКЦИИ

  1. А. Венецианов “Спящий пастушок”;
  2. Б. Кустодиев “Чаепитие в Мытищах”;
  3. Ф. Малявин “Вихрь”.

АУДИО:

  1. Н. Паганини. Каприс ля-минор в соврем. обработке
  2. Фонограммы: песня Е. Крылатова и Л. Дербенева “Песенка о снежинке”; песня Ю. Юртовой “Зима”

НОТЫ:

  1. А. Грибоедов “Вальс”