25-летию Ангарского педагогического колледжа…
В Ангарском педагогическом колледже в условиях формирования здоровьесберегающего образовательного пространства важное значение отводится деятельности по развитию у обучающихся ассоциативного, образного мышления.
Это связано с тем, что основной акцент в практике работы общеобразовательных учреждений на современном этапе делается более всего на развитии логико-знакового (вербального, аналитического, дискретного) мышления. Хотя в основе любого творчества, по утверждению В.С. Ротенберга, лежат взаимодополняющие отношения между двумя типами мышления. Действительно, для творческого акта необходимо видеть действительность во всей ее сложности и многогранности, воспринимать ее такой, какая она есть, что и достигается благодаря возможностям ассоциативного, образного мышления.
Творческая работа, даже очень длительная, часто сопровождается чувством эмоционального подъема и приливом физических сил, что является защитной для здоровья субъекта реакцией. При этом происходит наиболее полное использование потенциалов правополушарного мышления, которые являются один из основных механизмов для предотвращения невротических и соматических расстройств. Учитывая эти особенности, на занятиях по дисциплине “Методика преподавания технологии (труда) с практикумом” нами вводятся целенаправленные задания творческого характера на создание образов и ассоциаций, выступающие, как нами показано выше, ресурсом здоровьесберегающего обучения и воспитания.
В частности, этим ресурсом является создание “образа куклы моей мечты”. При ее изготовлении рекомендуем: не шейте ее сразу по выкройке, представьте себе образ куклы. Какая она? …Забавный малыш или изящная дама, чудесная старушка или девочка-балерина. У куклы должны быть голова, туловище, руки – ноги. Но какие? Полезно немного повеселиться, рисуя сначала на бумаге разные фигуры - шаржи. Все придумать, можно взять за основу предлагаемую выкройку и переделать ее по своему усмотрению. У куклы есть шея, значит, могут появиться бусы, есть и лицо (оно не только для глаз существует, ведь правда?). Не беда, если ушки скрыты под прической, можно и сережки нарядные сделать. Есть еще и ручки – это место для вышитых шелком ноготочков и, конечно же, для колечек. Мы мчимся с вами вслед за своей фантазией. Ведь любая кукла для девочки – подруга, сверстница и даже дочка…
Именно кукла разрешает человеку властвовать над собой. Пришьем к спинке шелковые простроченные (с ватином внутри) крылья, и это уже – ангел.
Знаете, чем еще хороши куклы? Смешные и трогательные, только что сшитые, своим появлением они доставят вам огромное удовольствие. Она будет ваша - конечно, не плоть и кровь, но вашей, и вы будете испытывать нежные чувства, прижимая ее к груди.
Из чего у нас игрушки – куклы, мишки и хлопушки?
Из искусственного меха, ткани и резины,
Из пластмассы и метала, дерева и глины.
Из таланта и терпенья, из народного уменья.
Не пекари, сапожники, а мастера-художники
Игрушки создавали, лепили, рисовали.
Яркие, нарядные – игрушкам очень рады мы.
Вот петрушка в колпачке, в ярко-синем кушачке,
В розовых сапожках, а в руках гармошка.
Кукла Нина, как Мальвина, - с голубыми волосами,
Бирюзовыми глазами, а на ножках новые
Туфельки бордовые. /Т. Курбатова/
С детства ребенка окружают игрушки. С их помощью он открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Не жалейте времени на изготовление кукол совместно с ребенком. Делая куклу, ваш ребенок учится многому: у него развивается практические навыки лепки, кройки и шитья, вязания, умения гармонично подбирать цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с любым материалом, стремление максимально точно передать детали одежды или черты куклы, он стремится к поиску материала по истории быта и костюма.
А можно создать и семейный кукольный театр и попытаться вернуть добрую семейную традицию домашних концертов и постановок.
Человек всегда стремился к красоте и на разных исторических этапах видел и выражал ее по-своему в постройках, вещах, в одежде, в игрушках (приложение №1).
Некоторые люди, уже став взрослыми, неожиданно для себя и окружающих начинают шить или делать кукол. Другие увлекаются их коллекционированием и даже организуют выставку. Известные деятели культуры – режиссеры, продюсеры, дизайнеры, телеведущие – были участниками необычной выставки под названием “Куклы и звезды”. На ней можно было увидеть Дюймовочку в нежнейшем наряде из “розовых лепестков” и Золушку, стоящую в настоящей тыкве и держащую в руках поводья от шестерки серых усатых мышей; пушкинскую русалку в чешуе из монеток на качелях в ветвях раскидистого дуба, придуманного Юрием Сенкевичем; “Подсолнух” группы “Иванушки International”, были куклы-портреты Ирины Хакамады, Андрея Макаревича, Аллы Демидовой, Кристины Орбакайте.
Любовь Юркина – член союза художников с 1979 г. свое творчество называет текстильной скульптурой, текстильными фантазиями. Ею создан особый мир, населенный куклами тряпиенсами. “Из разноцветных причудливых текстильных объемов может получиться что угодно: авторская кукла, текстильная композиция для оформления интерьера, добрые хранители домашнего очага – шуршики, мюмзики. Текстильная скульптура Любови Юркиной вошла в коллекции государственных и частных музеев России, Германии, Франции, Америки, Австрии и других стран. Увлечение стало ее профессией.
Выставки кукол, сделанные руками учителей и родителей, необходимо проводить в детских садах и школах. Ведь детям всегда интересны куклы. А взрослым приятно хотя бы ненадолго окунуться в мир бескорыстных творческих интересов.
Способов шитья куклы несколько.
Цельнокроеная кукла
Сделайте на листе бумаги эскиз своей будущей куклы. Затем сложите лист бумаги пополам, нарисуйте половину куклы, ножницами вырежьте. Разложите. У нас получилась выкройка.
Для туловища выберите шерстяную трикотажную ткань. Положите на нее выкройку и обведите ее, вырежьте у детали с припуском на шов 8 мм. Сложите их вместе и сшейте с изнанки, оставив отверстие для набивки. Выверните куклу и набейте ее ватой, синтепоном, мягкими тряпочками и обрезками. Отверстие аккуратно зашейте через край.
Для волос нарежьте шерстяные нити нужной длины (для косы, естественно, длиннее). Пришейте пряди нитей по 3 – 4 так, чтобы посередине образовался пробор от темени до затылка. Сделайте прическу.
Лицо можно нарисовать, вышить или сделать способом аппликации. Глаза, щеки, рот вырежьте из кожи, синтетических несыпучих тканей, а затем пришейте или приклейте.
Простейшее платье-туника кроится по схеме, вырез горловины спереди сделайте побольше.
Если вы хотите сшить обрезное платье, воспользуйтесь нашей выкройкой.
Сложите детали лифа лицевой стороной внутрь, сшейте с боков и плечи. У юбки сшейте боковой шов и стяните ее ниткой так, чтобы она соответствовала лифу. Приколите юбку к нему и пришейте с изнаночной стороны. Застежку сделайте сзади. Подогните низ. Платье можно отделать тесьмой, кружевами. Пришейте пуговки.
Часть I
Технология изготовления цельнокроеной куклы в схемах
Рисунок 1. |
Рисунок №2 |
Рисунок №3 |
Бессуставная кукла-мальчик
- Подберите нужные по цвету лоскуты ткани. Сделайте эскиз куклы.
- По схеме выполните выкройки. Вырежьте детали куклы из материала.
- Пришейте половинки головы к туловищу по линии шеи.
- Сшейте уши, выверите на лицевую сторону.
- Вложите уши внутрь головы, закрепите булавками обе части. Сшейте их, выверните на лицевую сторону и набейте ватой голову с туловищем.
- Таким же образом сшейте руки и ноги, оставив верх незашитым, набейте их.
- Затем вставьте ноги и руки внутрь туловища и сшейте по схеме.
- Выверните на лицевую сторону. Пришейте голову к туловищу.
- Для волос возьмите шерстяные нитки или объемную синтетическую пряжу и пришейте их следующим образом: сначала вниз положите ряд нитей таким образом, чтобы получилась челка. Затем наложите на них нити поперек и пришейте их, следуя прямому пробору волос. Встряхните прическу, чтобы волосы легли естественным образом, подстригите неровные нити.
- Далее оформляем лицо.
- По схеме выкраиваем костюмчик.
Сделайте сначала выкройку из бумаги, приложите ее к кукле, проверьте ширину и длину. Выкраивая, не забывайте припустить на шов.
Рубашку сшейте сначала по ключевым швам, затем приметайте рукава к пройме, в последнюю очередь сшейте бок и рукав.
Сшейте половинки брюк по центральному шву, сложив их лицевой стороной внутрь. Затем сшиваем брюки по боковым и шаговым швам. Подшейте низ рубашки и брюк. Сделайте отделку.
Технология изготовления бессуставной куклы-мальчика в схемах:
Рисунок №1 |
Рисунок №2 |
Рисунок №3 |
Кукла с поворотными суставами
Если вы освоили шитье предыдущих кукол, можете приниматься за более сложную работу – изготовление куклы с поворачивающимися ручками и ножками.
Для работы потребуются: ткань для куклы, ткань для одежды, 4 пуговицы, набивка, отдела (тесьма, кружево и т.д.).
Начало изготовления точно такое же, как у бессуставной куклы. Сложнее будет с рукавами и ногами. Руки и ноги набейте до 2/3 длины. Возьмите пуговицу, вложите ее в руку кукле, проколите и протяните нить через туловище к другой руке, воткните иглу в обе дырочки и вернитесь к первой руке.
Повторите это еще раз, чтобы ручки держались крепко. Нитки для этого возьмите покрепче, лучше капроновые. Когда руки будут закреплены, набейте их ватой до конца и зашейте через край. Точно так же делаем ноги. Прическу и одежду сделайте на свой вкус.
Для изготовления головки куклы из папье-маше необходимо изготовить клейстер (см. приложение №2).
Литература
- Артамонова Е.В. Куклы. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000.
- Гибсон Р. Наши руки не для скуки: поделки (папье-маше, бумажные цветы). Перевод с английского Л.Я. Гальперштена. – М.: Изд-во РОСМЕН, 1997.
- Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1999.
- Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979.
- Подари себе праздник. Энциклопедия в 2 т. Т. 2. – М.: Сталкер, 1997.