Цели:
- Знакомство с произведением Ю. Мориц
- Развитие познавательного интереса у детей к литературе, истории, природоведению
- Воспитание любви к чтению художественных произведений
- Развитие умения пользоваться энциклопедической информацией
Подготовительная беседа
Учитель:
Разделить на дольки надо
Вашу плитку…. (шоколада)
Сегодня речь пойдет о шоколаде. Откуда же взялся шоколад? Это его сейчас называют “праздник вкуса”, “настоящее золото Альп”, “тающим во рту, а не в руках”. На самом деле, история его началась очень давно и совсем не в Альпах, а за морем-океаном в знойной Мексике, тогдашней империи инков…
(выходит ученик, исполняющий роль Эрнана Кортеса, в доспехах 16 века)
Ученик 1:
- Я великий Эрнан Кортес, испанский конкистадор, в 1519 году вторгся со своим большим и сильным войском в Центральную Мексику. Завладел огромным богатством: золотом, серебром, и в числе всех сокровищ индейцев я завладел чудесным напитком “какауцатль”. Пробовать его мог только Монтесума – вождь ацтеков. О, божественный эликсир! И я вывез секрет пряной диковинки в Старый Свет!
Учитель:
- Тайну шоколада – а именно так стал называться напиток ацтеков – испанский двор ухитрился продержать за семью печатями в течение ста лет. Уж слишком многие чудеса приписывали шоколаду, считая его чуть ли не волшебным любовным снадобьем. Но уже в XVII веке по всей Европе распространились “шоколадные домики”, где все желающие могли отведать заморскую сладость. А спустя еще одно столетие появились первые шоколадные конфеты и плитки.
А откуда берется шоколад?
Ученик 2:
- В лесах тропической Америки растет шоколадное дерево или какао (учитель вывешивает изображение дерева) с крупными глянцевидными листьями и грушевидными плодами, вырастающими прямо на стволе. Из семян этого дерева, похожих на бобы фасоли, приготавливают порошок какао и шоколад. (показ семян какао и какао-порошка)
Ученик 3:
- После очистки, сортировки и обжарки какао-бобы дробятся в крупку, а затем размалываются в жидкую массу – какао тертое. Из части какао тертого отжимается какао-масло. Шоколадная масса получается смешиванием какао тертого, какао-масла, сахарной пудры. Полученная масса смешивается и после охлаждения в холодильной камере поступает на шоколадный отливной автомат для обычного шоколада.
Ученик 2:
- Выращивают шоколадное дерево из семян. Сеянцы начинают цвести на второй год, но плоды завязываются только на 5-6 год. Дерево к этому времени достигает 4-5 м. Плодоносит дерево до 50 лет. Шоколадное дерево теплолюбиво и нормально развивается при температуре 18-20 градусов. При температуре 5 градусов – дерево гибнет. Поэтому, в наших условиях его можно культивировать только в оранжереях.
Ученик 4:
- А вы знаете, что ацтеки мололи семена какао и приготавливали горький напиток, который пили в перцем и ванилью. Этот напиток ацтеки называли “чакоатль”, откуда и произошло название “шоколад”.
Ученик 5:
- Да куда там ацтекам. Вот последующие поколения за прошедшие столетия как только не изощрялись в изготовлении шоколада: горький, сладкий, белый, молочный, пористый, с орехами, кремом, ликером, фруктами, в виде конфет, зайцев, яиц – чего только не изобретали.
Ученик 6:
- Кстати, превосходство русского шоколада неоднократно признавалось во всем мире. И сейчас на фабрике “Красный Октябрь” можно подивиться огромному шоколадному медведю, получившему Гран-при на Международной выставке в Брюсселе еще в 1958 году.
Ученик 7:
- О шоколаде знают все и вспоминают о нем не только дети, но и взрослые. И не только, чтобы съесть. Вот послушайте “Испанский танец” из балета Чайковского “Щелкунчик”. Он называется “Танец шоколада”.
Юля и Аня, пожалуйста. (девочки исполняют музыкальный номер)
Учитель:
- Почему шоколад танцует именно испанский танец? (В Европу шоколад пришел через Испанию).
Ученик 7:
- О шоколаде вспоминают и поэты, например К.И. Чуковский в стихотворении “Телефон”.
Ученик 8:
(читает отрывок)
- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон
- Откуда?
- От верблюда
- Что Вам надо?
- Шоколада
- Для кого?
- Для сына моего
- А много ль прислать?
- Да пудов этак 5 или 6: больше ему не съесть, он у меня еще маленький…
Ученик 7:
- И даже мультипликаторы заинтересовались процессом изготовления шоколада. Узнаете?
(учитель показывает динозаврика из мультфильма “Сладкая сказка”)
Учитель:
- А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма. Там персонажи побывали на кондитерской фабрике.
(после просмотра)
- Правильно ли поступил динозаврик, произнося фразу: “Мне, мне, мне!”?
- Что проявил динозаврик?
Работа с текстом до чтения
Учитель:
- А я знаю еще одного героя, который попал во власть шоколада. Откройте учебник на стр. 26.
- Знаком ли вам автор? Что вы помните об этой поэтессе?
- Прочитайте заголовок.
- Что такое “баллада”?
- Сравните с названием баллады Ю. Мориц. Что необычного в названии?
- Каким, по-вашему, будет содержание баллады?
Работа с текстом во время чтения
1. Самостоятельное чтение баллады детьми:
- Оправдались ли наши предположения?
- Какое слово точнее подходит к этому стихотворению?
- Над чем смеется автор?
2. Повторное чтение с комментариями:
1 строфа:
- Как начинается баллада?
- Зачем автор дает начало торжественное и ироничное? (показать несоответствие)
2-3 строфа:
- Найдите несоответствие в этой части баллады.
- Почему столько восклицательных предложений?
4 строфа:
- Как вы понимаете слова “Пылал Николай”?
- Обратите внимание на сравнение.
- Найдите, где в тексте заканчивается реальность и начинается фантастическая картина.
5-6 строфа:
- Прочитайте фантастическую картину. Зачем она введена в текст?
- Почему нам не жаль Николая?
7 строфа:
- Какое выражение лица у Николая-Шоколая, стоящего в витрине? (покажите)
Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа:
- Над чем смеется Ю. Мориц в своей балладе?
- Какой урок вы для себя вынесли?
- Есть ли опасность для каждого из нас превратиться в Шоколая?
- У Ю. Мориц много героев в произведениях. Чьи голоса вы услышали в балладе?
- Как участвует каждый из них в балладе?
- Ролевое чтение баллады
Учитель:
- Молодцы! Вот такой шоколад – вкусный, таинственный, любимый и коварный, если вы немного жадина. А сейчас, в заключение, послушайте нашу начинающую поэтессу – Полю, которая сочинила стихотворение про шоколад. (Полина читает свое произведение)
Домашнее задание
Выучить отрывок из стихотворения Ю. Мориц.