Урок внеклассного чтения. Чудо-дерево. Ю. Мориц "Баллада о фокусах шоколада"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с произведением Ю. Мориц
  • Развитие познавательного интереса у детей к литературе, истории, природоведению
  • Воспитание любви к чтению художественных произведений
  • Развитие умения пользоваться энциклопедической информацией

Подготовительная беседа

Учитель:

Разделить на дольки надо
Вашу плитку…. (шоколада)

Сегодня речь пойдет о шоколаде. Откуда же взялся шоколад? Это его сейчас называют “праздник вкуса”, “настоящее золото Альп”, “тающим во рту, а не в руках”. На самом деле, история его началась очень давно и совсем не в Альпах, а за морем-океаном в знойной Мексике, тогдашней империи инков…

(выходит ученик, исполняющий роль Эрнана Кортеса, в доспехах 16 века)

Ученик 1:

- Я великий Эрнан Кортес, испанский конкистадор, в 1519 году вторгся со своим большим и сильным войском в Центральную Мексику. Завладел огромным богатством: золотом, серебром, и в числе всех сокровищ индейцев я завладел чудесным напитком “какауцатль”. Пробовать его мог только Монтесума – вождь ацтеков. О, божественный эликсир! И я вывез секрет пряной диковинки в Старый Свет!

Учитель:

- Тайну шоколада – а именно так стал называться напиток ацтеков – испанский двор ухитрился продержать за семью печатями в течение ста лет. Уж слишком многие чудеса приписывали шоколаду, считая его чуть ли не волшебным любовным снадобьем. Но уже в XVII веке по всей Европе распространились “шоколадные домики”, где все желающие могли отведать заморскую сладость. А спустя еще одно столетие появились первые шоколадные конфеты и плитки.

А откуда берется шоколад?

Ученик 2:

- В лесах тропической Америки растет шоколадное дерево или какао (учитель вывешивает изображение дерева) с крупными глянцевидными листьями и грушевидными плодами, вырастающими прямо на стволе. Из семян этого дерева, похожих на бобы фасоли, приготавливают порошок какао и шоколад. (показ семян какао и какао-порошка)

Ученик 3:

- После очистки, сортировки и обжарки какао-бобы дробятся в крупку, а затем размалываются в жидкую массу – какао тертое. Из части какао тертого отжимается какао-масло. Шоколадная масса получается смешиванием какао тертого, какао-масла, сахарной пудры. Полученная масса смешивается и после охлаждения в холодильной камере поступает на шоколадный отливной автомат для обычного шоколада.

Ученик 2:

- Выращивают шоколадное дерево из семян. Сеянцы начинают цвести на второй год, но плоды завязываются только на 5-6 год. Дерево к этому времени достигает 4-5 м. Плодоносит дерево до 50 лет. Шоколадное дерево теплолюбиво и нормально развивается при температуре 18-20 градусов. При температуре 5 градусов – дерево гибнет. Поэтому, в наших условиях его можно культивировать только в оранжереях.

Ученик 4:

- А вы знаете, что ацтеки мололи семена какао и приготавливали горький напиток, который пили в перцем и ванилью. Этот напиток ацтеки называли “чакоатль”, откуда и произошло название “шоколад”.

Ученик 5:

- Да куда там ацтекам. Вот последующие поколения за прошедшие столетия как только не изощрялись в изготовлении шоколада: горький, сладкий, белый, молочный, пористый, с орехами, кремом, ликером, фруктами, в виде конфет, зайцев, яиц – чего только не изобретали.

Ученик 6:

- Кстати, превосходство русского шоколада неоднократно признавалось во всем мире. И сейчас на фабрике “Красный Октябрь” можно подивиться огромному шоколадному медведю, получившему Гран-при на Международной выставке в Брюсселе еще в 1958 году.

Ученик 7:

- О шоколаде знают все и вспоминают о нем не только дети, но и взрослые. И не только, чтобы съесть. Вот послушайте “Испанский танец” из балета Чайковского “Щелкунчик”. Он называется “Танец шоколада”.

Юля и Аня, пожалуйста. (девочки исполняют музыкальный номер)

Учитель:

- Почему шоколад танцует именно испанский танец? (В Европу шоколад пришел через Испанию).

Ученик 7:

- О шоколаде вспоминают и поэты, например К.И. Чуковский в стихотворении “Телефон”.

Ученик 8:

(читает отрывок)

- У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон

- Откуда?

- От верблюда

- Что Вам надо?

- Шоколада

- Для кого?

- Для сына моего

- А много ль прислать?

- Да пудов этак 5 или 6: больше ему не съесть, он у меня еще маленький…

Ученик 7:

- И даже мультипликаторы заинтересовались процессом изготовления шоколада. Узнаете?

(учитель показывает динозаврика из мультфильма “Сладкая сказка”)

Учитель:

- А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма. Там персонажи побывали на кондитерской фабрике.

(после просмотра)

- Правильно ли поступил динозаврик, произнося фразу: “Мне, мне, мне!”?

- Что проявил динозаврик?

Работа с текстом до чтения

Учитель:

- А я знаю еще одного героя, который попал во власть шоколада. Откройте учебник на стр. 26.

- Знаком ли вам автор? Что вы помните об этой поэтессе?

- Прочитайте заголовок.

- Что такое “баллада”?

- Сравните с названием баллады Ю. Мориц. Что необычного в названии?

- Каким, по-вашему, будет содержание баллады?

Работа с текстом во время чтения

1. Самостоятельное чтение баллады детьми:

  • Оправдались ли наши предположения?
  • Какое слово точнее подходит к этому стихотворению?
  • Над чем смеется автор?

2. Повторное чтение с комментариями:

1 строфа:

  • Как начинается баллада?
  • Зачем автор дает начало торжественное и ироничное? (показать несоответствие)

2-3 строфа:

  • Найдите несоответствие в этой части баллады.
  • Почему столько восклицательных предложений?

4 строфа:

  • Как вы понимаете слова “Пылал Николай”?
  • Обратите внимание на сравнение.
  • Найдите, где в тексте заканчивается реальность и начинается фантастическая картина.

5-6 строфа:

  • Прочитайте фантастическую картину. Зачем она введена в текст?
  • Почему нам не жаль Николая?

7 строфа:

  • Какое выражение лица у Николая-Шоколая, стоящего в витрине? (покажите)

Работа с текстом после чтения

1. Обобщающая беседа:

  • Над чем смеется Ю. Мориц в своей балладе?
  • Какой урок вы для себя вынесли?
  • Есть ли опасность для каждого из нас превратиться в Шоколая?
  • У Ю. Мориц много героев в произведениях. Чьи голоса вы услышали в балладе?
  • Как участвует каждый из них в балладе?
  • Ролевое чтение баллады

Учитель:

- Молодцы! Вот такой шоколад – вкусный, таинственный, любимый и коварный, если вы немного жадина. А сейчас, в заключение, послушайте нашу начинающую поэтессу – Полю, которая сочинила стихотворение про шоколад. (Полина читает свое произведение)

Домашнее задание

Выучить отрывок из стихотворения Ю. Мориц.