Несколько лет назад, закладывая в умы первокурсников грамматику английского языка в педагогическом университете, я четко следовала веками отработанной методике преподавания времен – каждое время разбиралось в отдельности – фундаментально, с массой лингвистических терминов, с последующим анализом и синтезом. Разобрав “по косточкам” одно время, мы переходили к другому, сравнивали их, делали массу упражнений, проводили устные тренинги, писали тесты и конечно, много переводили с русского на английский. Мне казалось, что после такого “мозгового штурма” вопросов по временам оставаться не должно. Но… однажды, пройдя полный курс времен английского глагола, написав довольно неплохо контрольную работу, на очередном занятии я услышала вопрос: “Ирина Владимировна, а что же все-таки это за время – Present Perfect?” Мне стоило больших трудов не потерять самообладание – и это я слышу после целого года занятий?!!! Ну, тогда, мы еще раз, “фундаментально, научно”, со всеми подобающими терминами разобрали эту тему. Придя домой, я долго думала – ну почему так? Почему студенты не ЧУВСТВУЮТ времена? Они понимают, как они образуются, могут назвать все правила употребления, назвать основные признаки, даже написать курсовую!!! по этой теме, но ощущения, что “все ясно” – нет. Я еще потом долго “нащупывала” разные способы преподавания времен в своем вузе, но результат оставался прежним. Времена знали, но не чувствовали.
Как ни странно, помощь пришла в школе. Ученики, это не студенты. Это понятно всем. Начиная учить английский язык в 5 классе, к концу года ребята должны усвоить два времени, а в 6 уже пять. С тремя временами все понятно – настоящее, прошедшее и будущее. И тут вдруг какие-то странные “настоящее продолженное”, “настоящее простое”. И вот тогда, пытаясь аккуратно, не запугивая, подвести детей к этому времени, я очень четко вложила в их головы мысль – времен в английском языке ровно столько же, сколько и в русском – ТРИ. Но есть оттенки времени, как в красках. Вот, существуют в природе цвета – красный, желтый, синий, но есть еще и оттенки – оранжевый, розовый и так далее. Как раз в этот момент, мне на глаза попалась статья шведского полиглота Эрика В. Гуннемарка, которая подтверждает мои мысли:
“Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен – три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может”.
Итак, от теории перейдем к “технике, тренировке обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора”. Далее я буду опираться на стандартную государственную программу изучения английского языка в средней школе с 5 по 11 класс. (См. Приложение 1, таблицу № 1)
Усвоение времен я разбиваю на три основных этапа (постоянно напоминая учащимся, о том, что времен три!):
1 ЭТАП. 5-й класс: изучение двух времен: Pr. Simple & Pr. Continuous. Перед тем, как знакомить учащихся с понятием времени, я говорю, что самая главная часть речи в английском предложении – это глагол и для того, что бы изменить время, достаточно поменять форму глагола. Я постоянно подчеркиваю, что времен всего три, но что бы наша речь была интереснее, красивее, понятнее мы “подкрашиваем” наши глаголы нужным оттенком.
Для этого перед глазами учащихся появляется схема – алгоритм. (см. Приложение 2, таблицу № 2). Следуя стрелкам, строим правильное предложение. Позднее, учащиеся уже не нуждаются в опорной схеме, у многих детей хорошо развита зрительная память, и стоит им только задать вопрос “В какой части схемы мы находимся – в левой или правой?” как правильное решение не заставит себя долго ждать. Здесь следует уточнить, что, конечно же, мы разбираем и записываем в тетрадь образование каждого времени в отдельности, изучаем правила орфографии при добавлении окончаний, но практическое освоение времен происходит только вместе, в постоянном сравнении, на конкретных примерах и упражнениях. Таким образом, я даю детям понять, что мы начали изучать настоящее время и познакомились с двумя из его оттенков, один из которых придает нашему действию оттенок длительности, а другой – оттенок постоянства, регулярности.
2 ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени: Past Simple, Future Simple & Present Perfect. Это очень важный этап в изучении времен. Здесь закладываются основы понимания всех основных аспектов временных форм – Simple, Continuous & Perfect. От того, насколько хорошо учащиеся прочувствуют эти самые аспекты, зависит дальнейшее успешное освоение всех остальных времен. И снова появляется таблица (см. Приложение 3, таблицу № 3). Здесь учащиеся видят уже знакомые им два времени и три новых. Я не зря поставила сначала все настоящие времена, затем прошедшее и, наконец, будущее. Снова говорю ребятам о том, что времен – три. Все остальное – оттенки. Мы уже знаем два оттенка настоящего времени (действие может быть простое, а может быть продолженное), начинаем изучать новый оттенок настоящего времени – совершенный. Записываем в тетрадь образование, слова указатели и переходим к упражнениям сразу на три времени.
Далее появляется Past Simple. Ввожу понятие правильного и неправильного глагола, рассматриваем таблицу неправильных глаголов. Делаем несколько упражнений на трансформацию предложений из простого настоящего в простое прошедшее. Затем привожу учащимся два примера по-русски:
– Пушкин написал много книг.
– Джоан Ролинг написала много книг. (Ну, наверное, сейчас нет ни одного ребенка, который бы не знал знаменитого автора “Гарри Поттера”, но на всякий случай напоминаю им кто это.) Обращаю внимание ребят на то, что в русском языке эти предложения с точки зрения времени выглядят одинаково. Глаголы стоят оба в прошедшем времени. А теперь показываю им, как эти предложения переводятся на английский язык:
– Pushkin wrote many books.
– Joanne Rowling has written many books.
Почему в первом случае мы использовали простое прошедшее время, а во втором – настоящее совершенное? Как правило, в классе всегда находится ученик, который делает правильный вывод: Пушкин уже умер, он больше ничего не напишет, поэтому он “в прошлом”, а Дж.Ролинг живет сейчас и напишет еще много историй о Гарри Потере, поэтому о действии “писать” нельзя сказать в прошедшем времени. И здесь нам на помощь приходит настоящее время, но уже совершенное. Таким образом, учащиеся хорошо понимают, что такое “законченный и не законченный период времени”.
После того, как учащиеся знакомы с образованием и функциями всех пяти времен, я использую для начального тренинга следующее упражнение: пишу на доске набор слов: подлежащее и сказуемое в начальной форме и прошу учащихся составить пять предложений в разных временах, добавив к ним соответствующие обстоятельства времени. Например:
– she\ cook dinner
На начальном этапе это упражнение делаем все вместе, один ученик у доски, остальные работают в тетрадях. Вот, что у нас должно получиться:
- She cooks dinner every day. (Pr. Simple)
- She is cooking dinner now. (Pr. Cont.)
- She has already cooked dinner. (Pr. Perf.)
- She cooked dinner ten minutes ago. (Past Simle)
- She will cook dinner tomorrow. (Future Simple)
Обязательно подчеркиваем форму глагола, а в скобках указываем время. Устно проговариваем перевод. Затем усложняю задачу: прошу сделать отрицательные и вопросительные предложения.
Отработав на таком упражнении пять времен, переходим к упражнениям на раскрытие скобок. Перед глазами таблица № 3. Действуем по следующему алгоритму, который записываем под диктовку в тетрадь:
- Прочитай задание (именно здание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений.) до конца.
- Переведи его на русский язык.
- В каком времени наша ситуация – в настоящем, прошедшем или будущем?
- Придай каждому действию (глагол в скобке) нужный оттенок: простой, продолженный или совершенный.
- Запиши полученные предложения.
Четко следуя данному плану, на начальном этапе под контролем учителя, учащиеся учатся строить предложения в нужном времени.
Далее, учащиеся уже самостоятельно могут пользоваться таблицей, а со временем и вовсе в ней не нуждаются. Ну, и конечно, весь год мы учим неправильные глаголы, разыгрываем различные речевые ситуации в диалогах и играх. В конце изучения пяти времен я провожу два важных мероприятия:
- Зачет по пяти временам (зачетная работа приведена в приложении)
- Урок КВН “Five Favourite Tenses” (класс делится на две команды и выполняет различные задания в игровой форме)
Я специально очень подробно остановилась на втором этапе изучения времен, т.к. повторюсь, он, на мой взгляд, самый важный. За этот год (и весь следующий, т.к. в 7 классе не добавляются новые времена) учащиеся должны прочувствовать эти пять времен на подсознательном уровне, как на своем родном языке. Далее, в старших классах на эту базу очень легко и органично накладываются остальные времена.
3 ЭТАП. 8-й класс. Семь времен: К изученным пяти добавляются Past Continuous & Past Perfect.
Два этих времени добавляются в новую таблицу (см. Приложение 4, таблица № 4) и мы действуем по старой, отлаженной схеме:
- Разбор образования времен
- Упражнения на трансформацию предложений в семи разных временах
- Упражнения на раскрытие скобок
- Отработка семи времен в речевых ситуациях
- Итоговый зачет
Еще раз подчеркну два очень важных нюанса.
- На каждом этапе мы говорим о том, что основных времен в английском языке – три.
- Нужно как можно быстрее начать работать со всеми временами в комплексе, не зацыкливаться на каком-то одном.
4 ЭТАП. 9 класс. Все 12 времен.
Этот этап заключительный и подводит учащихся к новой, сложной теме “Согласование времен”.
Я опять использую таблицу (см. Приложение 5, таблица № 5), но на этот раз, учащиеся не видят перед собой готовую схему. Мы тратим целый урок (а иногда и два) на то, чтобы составить ее вместе. Это очень важный психологический момент – делая таблицу своими руками, учащиеся еще раз убеждаются в том, что ничего страшного “в этих временах” нет – их всего три, плюс четыре оттенка!
План построения таблицы следующий.
- В верхней, горизонтальной “шапке” таблице обозначаем три основных времени: Present, Past & Future.
- В левой вертикальной части – четыре оттенка: Simple, Continuous, Perfect & Perfect Continuous.
- Берем, как в самом начале, набор слов, состоящий из подлежащего и сказуемого в начальной форме (например: Tom\ write a poem) и начинаем заполнять таблицу полученными примерами по горизонтали, т.е. прописываем все варианты простого времени, затем продолженного, совершенного и совершенного-продолженного.
Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется окончание -ing, и только глагол to be меняется в зависимости от основного времени.)
Далее, совместно созданная таблица еще долго используется по заученному плану второго этапа и отрабатывается на упражнениях, описанных выше. Я уже предвижу вопрос: “А как же появляются в таблице такие времена как Future Perfect Continuous или Past Perfect Continuous?” Да, я не объясняю эти времена отдельно. Я просто показываю, что есть еще четвертый оттенок – длительно-совершенный. На примерах (сначала по-русски) показываю, как такие оттенки работают в речи. Затем, показав, как образуется Present Perfect Continuous, учащиеся уже сами понимают, какие элементы нужны для образования остальных длительно-продолженных времен.
Таким образом, все 12 времен (ой! простите, всего три с их оттенками!) четко выстраиваются не только в данной таблице, но и в головах наших любимых учеников.
В заключение хочу сказать, что данная система изучения времен английского глагола апробируется мною в течение нескольких лет и разумеется, она не совершенна и постоянно дорабатывается мною новыми идеями.
Особенно актуальна эта система в нашей школе – ежегодно, по конкурсу к нам приходят новые ученики из разных школ, с разным уровнем знания английского языка. Мы не тестируем уровень языка при поступлении в школу, поэтому часто к нам попадают дети блестяще владеющие русским и математикой, но по каким-то, не зависящим от них причинам, с огромными пробелами в языке. Иногда у меня просто нет времени на то, чтобы постепенно, шаг за шагом объяснять новичку-девятикласснику все двенадцать времен. И тогда мы садимся и вместе рисуем таблицу…
Конечно, не все так просто. Учащиеся путаются, делают ошибки. Но я добилась самого главного – у ребят нет того психологического барьера страха пред изучением двенадцати времен, который мешает им почувствовать время и, следовательно, само понимание категории “время” приходит естественно и безболезненно.
Ну, а как же иначе, ведь времен всего три, как и в нашем родном языке!