Этот конкурс можно провести с учащимися 5,6 классов при проведении декады математики, на уроках занимательной математики. Он не требует большой специальной подготовки, проходит быстро и весело.
Оборудование: плакаты с названиями станций, спички или счетные палочки, заготовки из картона, банка с конфетами, 2 плаката с числами.
Цели мероприятия
Образовательные – приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса.
Воспитательные – воспитание стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей, формирование чувства ответственности за результат работы, развитие культуры коллективного общения.
Развивающие - формирование приемов умственной деятельности: сравнения, аналогии, сопоставления.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
Класс делится на две команды выбираются капитаны команды, ее название (девиз). Из числа присутствующих учителей (приглашенных гостей, учащихся старших классов) избирается жюри (3 человека), отвечающее и контролирующее объективность игры.
Учитель:
Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по очень большой стране, именуемой МАТЕМАТИКА. Путь наш будет неблизкий, но мы часто будем останавливаться на математических станциях, чтобы пополнить свой багаж знаний. Итак, мы отправляемся. В добрый путь!
1 станция: “ВСПОМИНАЛКИНО”
Задание: В течение 2 минут написать как можно больше математических терминов (1 балл за каждый термин).
2 станция: “СЧИТАЛКИНО”
Задание: Найти на таблице все числа в порядке очередности (на быстроту). Выполняют по 1 участнику из каждой команды.
3 станция: “РАССУЖДАЛКИНО”
Задание: Предлагается ребятам по рассуждениям догадаться, о ком или о чем идет речь. За каждую подсказку убирается 1 балл.
Вопрос первой команде: (стартовый балл – 3)
а) Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже.
б) У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна.
в) В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. А сейчас перед 1 сентября родители их каждому ученику покупают. Они бывают толстые и тонкие, в линейку и в клетку.
(тетрадь)
Вопрос второй команде:
а) Эта вещь нужна чаще ученикам 3-11 классов, но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, ее могут взять и ученики 1-2 классов.
б) Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку: в нее записывают, чтобы не забыть.
в) Это не только записная книжка, в нее ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы.
(дневник)
Вопрос первой команде: (стартовый балл – 4)
а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать и сделаешь.
б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это делать.
в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть точно. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней.
г) Во 2-ом классе они простые, в 7-ом – линейные, в 8-ом – квадратные, а в 10-ом – тригонометрические.
(уравнение)
Вопрос второй команде:
а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца.
б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.
в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т.е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы не шел, все равно придешь туда же, откуда ушел.
г) А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным.
(круг)
Вопрос первой команде: (стартовый балл – 5)
а) Иногда она происходит в жизни человека и даже несколько раз.
б) Она может касаться работы, учебы, места жительства.
в) Особенно их любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по несколько раз.
г) Иногда ученики их ждут, не дождутся, потому что боятся двойку получить, иногда из-за лени, иногда, чтобы просто отдохнуть.
д) И тогда звенит звонок и начинается она.
(перемена)
Вопрос второй команде:
а) Некоторым хочется, чтобы он быстро кончался, и они были бы свободны, могли бы играть, бегать, а он все никак не кончается.
б) Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо думать головой, писать, решать, отвечать.
в) Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят – двойку поставят.
г) Говорят, что неправильно решил задачу или пример.
д) А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится.
(урок математики)
4 станция: “УГАДАЙКИНО”
Задание: Учащимся показывают банку, в которой лежат конфеты. Игроки должны на глаз определить, сколько их. Кто называет более точное число, получает 1 балл и конфеты.
5 станция: “СОБИРАЛКИНО”
Задание: Греческий крест (около 500 г. до н.э.) Название этой фигуры связано с тем, что древние греки чертили такой крест на хлебах, считая его символом жизни.
Разрежьте крест как показано пунктиром и соберите из него квадрат. Побеждает та команда, которая первая справится с задачей.
6 станция: “СМЕКАЛКИНО”
Задание: Заглавия или названия каких фильмов и литературных произведений начинаются с чисел?
(Учащиеся пишут на время на бумаге; за каждое название – 1 балл)
7 станция: “СООБРАЖАЛКИНО”
Задание: Переложите у этой 12-конечной звезды 4 спички так, чтобы получился 4-конечный георгиевский крест (на время – чья команда быстрее).
В полученном георгиевском кресте переложите 8 спичек так, чтобы получился крест, состоящий из 4 крестов.
Во вновь полученном кресте переложите 8 спичек так, чтобы получилось 4 квадрата.
8 станция: “ОТВЕЧАЛКИНО”
Задание: Дать быстро правильный ответ на поставленный вопрос.
Вопросы первой команде:
1. Как называется результат сложения? (Сумма)
2. Сколько минут в 1 часе? (60)
3. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
4. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
5. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
6. Соперник нолика (Крестик)
7. Высший балл в школах России? (5)
8. Вундеркинд. Что означает это слово? (Одаренный ребенок)
9. Сколько человек играют в баскетбольной команде? (Пять)
10. Одна двадцать четвертая часть суток? (1 час)
11. Угол, на который поворачивается солдат при команде “Кругом”? (180?)
12. В какое озеро впадает 336 рек? (Байкал)
Вопросы второй команде:
1. Как называется результат вычитания? (Разность)
2. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
3. Сколько музыкантов в квартете? (4)
4. Прямоугольник с равными сторонами (Квадрат)
5. Сколько раз слушал Бетховен 9-ую симфонию? (Ни разу, он глухой)
6. Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)
7. Как называется треугольный платок? (Косынка)
8. Назовите имя легендарной русской женщины, поднявшейся в воздух на аппарате, тяжелее воздуха. (Баба-Яга)
9. Сколько концов у 3,5 палок? (Восемь)
10. Геометрическая фигура в любовных делах (Треугольник)
11. Какой музыкальный инструмент имеет самое большое количество струн? (Рояль – 220 струн)
12. Есть ли 7 ноября в Австралии? (Да)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Учитель. Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.
(Жюри объявляет количество баллов, набранное каждой командой, выявляет победителя).
Заключительное слово учителя:
Перефразируя Л.Толстого, можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нем думают и говорят люди, а знаменатель – это то, что думает он о себе сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни. Не забывайте об этом. Утраивайте свои силы, объем знаний возводите в n-ую степень, из всех неудач и промахов извлекайте только положительный корень, а на мир смотрите через призму доброты и гуманности.
Всего вам доброго!
Литература
- Н.Н. Аменицкий, И.П.Сахаров “Забавная арифметика”, Москва 1991 г.
- Е.И. Игнатьев “В царстве смекалки”, Москва 1994 г.