Еще в XIX веке была, осознана важность изучения своего села, города, края в воспитании детей.
Познание окружающего микромира как части Отечества, мира, соответствует дидактическому принципу: “от частного к общему”. Местный материал доступен ребенку для освоения. Это позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего Человечества; раскрыть преемственность в научных, технических, культурных, традициях; определить место (значение) своего региона в развитии России, мира.
Познание города, края, в котором живет ребенок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения.
Велик развивающий потенциал краеведения. Познание окружающего микромира, его особенностей, специфики невозможно без анализа знакомых объектов как источников новых знаний, без сопоставления” сравнения с другими городами, регионами, без выявления общих и специфических черт в их развитии. Все это способствует формированию аналитических способностей учащихся. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск ответов на познавательно-проблемные, оценочные задания не только на уроках, но и во время учебных прогулок, экскурсий, самостоятельных путешествий, при общении с родственниками, во внешкольных мероприятиях — увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Система краеведческого образования
“Создание условий” для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход в краеведческом образовании.
Необходимо введение краеведческого компонента в образовательную программу школы.
Место краеведческого компонента в учебном плане ГОУ СОШ № 380 Красносельского района города Санкт- Петербурга (2005 – 2006 учебный год)
Форма введения краеведческого компонента | Количество часов | ||||||||||
1кл. |
2 кл | 3 кл. | 4кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | |
1. Краеведческий компонент в разных предметных областях | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Краеведческий курс “Чудесный город” | + 1 |
+ 1 |
+ 1 |
||||||||
3. Авторская программа “Страницы истории и культуры Красного Села и п.Можайский” | + 1 |
+ 1 |
|||||||||
4. Краеведческий курс “Прогулки по Санкт- Петербургу” | + 1 |
+ 1 |
+ 1 |
||||||||
5.Кружки “Лига-380” |
+ 2 |
+ 2 |
+ 2 |
||||||||
6. Образовательное путешествие “Моя Красносельская земля” | + 1 |
+ 1 |
+ 1 |
+ 1 |
|||||||
7. Обязательные учебные экскурсии | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Структура этого краеведческого компонента включает самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных курсах и краеведческий компонент во внеклассной работе. Между этими структурными единицами должна быть установлена связь по содержанию и по деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между краеведческим курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными возрастными ступенями внутри курса, других предметных областей и внеклассной работы)
Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования — краеведческий курс, программу которого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс — своеобразный камертон системы. Ориентируясь на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, определяются виды познавательной деятельности учащихся.
Краеведческий компонент в других предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает и степень осознания значимости наследия края.
Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку.
Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т. д. Этот материал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.
Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов. (Например, местный материал используется для составления упражнений по русскому языку, математических задач, текстов по иностранному языку и т. д.)
Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а также в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.
Хочется несколько подробнее остановиться на курсе образовательных путешествий “Моя Красносельская Земля”. Программа составлена для учащихся школы, посещающих группу продленного дня. Ребята каждую неделю совершают пешеходную экскурсию по интересным местам своей родной земли.
Курс “ Моя Красносельская земля” (1
год)
Образовательные путешествия
Сентябрь – октябрь
1. Улицы Красного Села
- 1 Проспект Ленина (Санкт-Петербургская улица) (1 часа)
- 2 Улица Суворова , улица Лермонтова(2 часа)
- 3 Улица Спирина (1 часа)
- 4 Улица Бронетанковая, Стрельнинское шоссе (1 часа)
- 5 Улица Геологическая (1 часа)
2. Парк (Дворцовый сад), Дворец Великого князя Михаила Павловича (2часа)
Ноябрь –декабрь
3. Известные люди в Красном Селе (2 часа)
4. Красное Село во время Великой Отечественной войны (2 часа)
Памятники Великой Отечественной войны в Красном Селе
Январь- февраль-март
5. Вокзал в Красном Селе (4 часа)
6. Памятник Можайскому А.Ф. (2 часа)
7. Экскурсия на ОАО “Питер-Лада” ( 2 часа)
Апрель
8. Церковь Святой Троицы (1735) (2 часа)
9. Церковь во имя святого князя Александра Невского (2 часа)
Май
10. Воронья гора, Дудергофское озеро, Ореховая гора (4 часа)
Курс “ Моя Красносельская земля”(2
год)
Образовательные путешествия
Сентябрь
1. “Маленькая Швейцария под Красным Селом”. Путешествие в поселок Можайский. Уникальный природный памятник – Нагорный парк, Императорский дворец (Швейцарский домик) , три источника минеральных вод : родник лимонадного завода Верландера, Петровский родник с целебной водой на Ореховой горе и святой источник Храма Равноапостольной княгини Ольги. (4 часа)
Октябрь
2. Дудергофское озеро и озеро Долгое. (3 часа)
Красносельский летний театр. (1 час)
Ноябрь–декабрь
3. Красносельская бумажная фабрика. Музей бумажной фабрики. (3 ч)
Фабричный поселок. (2 ч)
Встреча с Почетным жителем города Красное Село З.Ф. Вечер (1 час)
4. Красное Село – промышленный центр (ХVIII век) (Соломосечная мельница, медная фабрика, полотняная фабрика, ленточная фабрика, фаянсовая фабрика, кирпичный завод) (1 час)
Январь
5. Посещение музея в школе № 276. Тема: Блокада. (2 часа)
6. Самая главная площадь в Красном Селе. (1 час)
Февраль
7. Красное Село XIX век – место проведения летних сборов войск Петербургского военного округа. (2 часа)
8. Посещение музея “Памятники Красного Села и Красносельского района” (школа № 380) (1 час)
Март
9. Посещение музея мостостроения в Мостоотряде -19 (2 часа)
10. Мемориал “Скорбящая мать” (2 часа)
Апрель
11.Музей истории Красного Села в Мостоотряде -19 (2 часа)
12.Закладной камень “Узникам нацизма” (2 часа)
Май
13. Поход к мемориалу “ Бессмертию солдата” (дот А.Ф. Типанова) (4 часа)
В соответствии с целями краеведческого образования внешкольные мероприятия можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются “потребителями” информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т. д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.
Вторая группа мероприятий - продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, “живые” газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края.
Следующая группа мероприятий позволяет применить знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность учеников: защита рефератов, олимпиады, конкурсы; мероприятия, позволяющие выразить свое отношение к городу, краю: акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительные работы. В этой группе мероприятий выделяются долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации). Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала также неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в котором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспедиции, практическая деятельность школьников и т. д.).
Также необходимым условием для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Возможные направления взаимодействия:
• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
• участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
• использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);
• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;
• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).
Важнейшим условием необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, по возможности, личностно-ориентированного и деятельностного подхода в образовании. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:
• используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам, делали бы открытия в знакомом городском окружении;
• приобретали знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;
• развивали умения “видеть” детали городской среды, самостоятельно их “расшифровывать”, “читать”;
• применяли полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности;
• приобретали “вкус и желание” (познавательный интерес) к изучению города.
При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.