Цели:
Оборудование:
1. Таблички с названием деревень.
2. Таблички с буквами “М” (печатная и письменная).
3. Таблички с написанием слов “улица”, “река”, “посёлок”.
4. Магнитофон (песня “Вместе весело шагать по просторам”), кадоскоп, Буратино, книга Толстого “Золотой ключик”.
5. Листочки для определения самооценки для каждого ребёнка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1. Объявление цели урока.
Сегодня на уроке мы будем не просто учениками 1 класса, а жителями деревень, которые приехали на фестиваль Русского языка.
1-й ряд прочитайте своё название.
1-й ряд – деревня Веснянка.
2-й ряд – деревня Веселовка.
3-й ряд – деревня Солнечная.
После того, как каждый ряд прочитает своё название, учитель продолжает:
– Ничего не пойму. Откуда здесь появились заглавные буквы? Назовите безударную гласную в слове “деревня”. Как можно проверить эту букву? А в словах “Веснянка”, “Веселовка”?
Приехали и гости к нам из Заморского края, из тридесятого государства. Хотят они послушать, чему вы научились. Ребята, вам надо постараться работать дружно. Показать свои знания в написании слов с большой буквы, выполнить правописание слов с безударными гласными и парными согласными, показать своё умение составлять предложения, а кое-где смекалку и фантазию. В конце урока подведём итог и узнаем, чья деревня грамотнее и дружнее. Кто запомнил откуда приехали гости? Как будем писать эти слова?
– С большой буквы.
Лена К. прочитает нам стихотворение.
– Итак, какие слова в предложении пишутся с большой буквы?
Минутка чистописания.
Заспорили жители деревень, кто лучше и правильно умеет писать букву. А какую вы сейчас узнаете, отгадав загадку: “Взялись за руки друзья и сказали: “Ты да я”.
– Получилась буква “М”.
– Для каких звуков эта буква? Поупражняемся, напишем в воздухе. Начинаем писать плавно снизу. Помните, писать надо красиво и правильно. Сядьте правильно. Проверьте положение тетради.
Я зашифровала слова с буквой “М”. Отгадайте их.
- Автор стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо”.
- Столица Белоруссии.
- Автор стихотворения “Вот какой рассеянный”.
Посмотрите, как правильно пишутся эти слова. Постарайтесь писать в тетради так же.
– Почему “Маяковский” написано с большой буквы? “Минск”? “Маршак”?
Посмотрите, гости, пожалуйста, как справились с заданием наши ребята. За лучшие работы вручите весенние листочки.
Словарная работа.
Я вам приготовила следующее задание, но случилась беда:
“Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили”.
Ребята, надо срочно вернуть начало слов, иначе беднее станет наш русский язык.
1 ряд деревня Веснянка |
2 ряд деревня Веселовка |
3 ряд деревня Солнечная |
Запишите эти слова. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и проверьте. Кто закончит работу, поднимите руку. (Идут к доске по одному ребёнку с каждого ряда).
Напишите слова. Устно дать клички животным, имена детям и название городу, деревне, улице.
– Как будите писать эти слова?
Посмотрите, жители деревень, на доску. Проверьте, у кого работа выполнена без ошибок, поднимите руку и положите себе листочек. У кого есть ошибки, исправьте их простым карандашом, листочки не кладите.
Викторина.
Следующее задание для книголюбов. Отгадайте загадку:
“С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка”?
– Как зовётся сам мальчишка? Правильно, Буратино, заблудился и забыл, из какой он книжки. И ещё не всё: Буратино совсем забыл имена и клички других героев из сказки Толстого “Золотой ключик”. Поможем Буратино? Запишите имя этого мальчика без ошибок.
(Включается кадоскоп, на котором девочка с голубыми волосами Мальвина, лиса Алиса, кот Базилио, владелец кукольного театра Карабас Барабас).
– Молодцы, вы очень помогли Буратино. Спасибо!
Физминутка.
Дети выполняют движения под музыку “Вместе весело шагать”.
Зрительно-слуховой диктант.
Вспомните, что делали лиса Алиса и кот Базилио в поле? (Воровали монеты, которые они закопали до этого вместе с Буратино).
А в это время в поле гуляла девочка. Как её зовут и что с ней случилось?
На доске:
Потеряла серёжку Поля,
Ту серёжку нашёл Серёжка.
Итог урока.
Подошло время подвести итог нашей работы. Поднимите руки, у кого шесть листочков. Эти ребята за урок получают 5 звёздочек, со всеми заданиями они справились отлично.
В деревне Веснянка таких жителей … человек. В деревне Веселовка … жителя. В деревне Солнечная … жителя.
У кого больше 5-ти, та деревня оказалась дружнее, они лучше знают правила. Поднимите руки, у кого 5 листочков, они получают за работу 4 звёздочки. Остальные – 3 звёздочки. Спасибо за труд, до следующих встреч!