Подробное изложение по рассказу К. Паустовского "Спасенный сад"

Разделы: Начальная школа


Повествовательный текст с элементами описания.

Цель.

Формирование навыков письменной речи на высокохудожественных текстах, написанных выдающимися мастерами слова.

Задачи.

  • Продолжать учить последовательно передавать содержание текста без пропуска существенных моментов, видеть в тексте тему и основную мысль.
  • Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте; точно употреблять слова, использованные автором.
  • Развивать у учащихся навык правописания, умение найти и объяснить знакомые орфограммы.
  • Формировать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • портрет писателя А.Гайдара, выставка художественной литературы с его произведениями;
  • печатные тексты с рассказом на каждого учащегося;
  • карточки с трудными случаями написания слов на каждого учащегося;
  • оформление доски: число, заголовок текста, план, опорные слова.

Структура урока:

1. Постановка учебной задачи.
2. Чтение текста.
3. Анализ содержания текста.
4. Орфографическая подготовка.
5. Написание изложения.
6. Итог урока. Самопроверка.

ХОД УРОКА

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Сегодня на уроке будем писать изложение.

- Дети, с какой целью мы пишем изложения? (С целью узнать что-то новое из текста, научиться последовательно излагать свои мысли, точно передавая содержание прочитанного.)

- Напишите в тетрадях число, на второй строке – изложение.

- Мы будем писать изложение по рассказу Константина Паустовского о Гайдаре.

- Кто такой Гайдар? (Писатель)

- Гайдар был не только писателем, но и отважным солдатом, защитником родины и просто хорошим человеком.

- Какие произведения Гайдара вы читали?

- Каким вы представляете этого человека?

Учитель обращает внимание детей на портрет писателя, на выставку книг.

2. Чтение текста.

Учитель. Прочитайте текст про себя.

Чтение учащимися про себя.

- Понравился вам рассказ?

- О чем этот текст? (О спасенном саде.)

- Назовите тему текста.

- Запишите заголовок в тетради.

- Какое настроение было у Гайдара после совершенного поступка? (Прекрасное настроение)

- Как вы думаете, зачем Паустовский нам об этом рассказал? (Показать нам, что Гайдар был хорошим человеком, так как, совершив хороший поступок, он испытал чувство удовлетворения оттого, что помог людям.)

- Подумайте, поступок, который совершил Гайдар как характеризует его? (Что он смелый, бесстрашный, сильный, отважный.)

3. Анализ содержания текста.

Учитель. Подготовимся к написанию изложения.

- Определите тип текста. (Повествование.)

- Докажите, что этот текст является повествованием. (В повествовательном тексте говорится о событиях, которые развиваются последовательно: Гайдар сначала услышал крики, увидел сад, спас сад, затем у него было хорошее настроение.)

- Назовите, из скольких частей состоит текст-повествование. (Из 3-х.)

- Назовите части повествовательного текста. (1. - Вступление, 2. - Основная, 3. - Заключение.)

- Назовите характерные особенности вступительной части повествовательного текста. (В повествовательном тексте вначале говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше.)

Работа над вступлением.

- Найдите и прочитайте вступление.

- О ком в нем говорится? (О писателе Гайдаре.)

- Что сказано? (Весной отдыхал.)

- Обратите внимание на правописание слова отдыхал. Прочитывание слова хором.

- Как по-другому можно начать рассказ?

- Как бы вы озаглавили эту часть? (Отдых в Ялте.)

- Запишите в тетрадь 1-й пункт плана.

Работа над основной частью.

- Найдите основную часть. Прочитайте.

- Как вы думаете, почему основная часть разделена на 2 абзаца?

- О чем говорится в 1-м абзаце? (Вырвало кран.)

- Подчеркните красным карандашом данное словосочетание.

- О чем говорится во 2-м абзаце? (Зажал трубу ладонью.)

- Подчеркните красным карандашом словосочетание зажал трубу.

- Какое слово употребляет автор, начиная основную часть? (Однажды.)

- Обратите внимание на то, чтобы это слово не использовалось вами дважды: во вступлении и в начале основной части.

- Сколько событий описывается? (2)

- Очень часто в рассказах авторы используют описания предметов, животных, растений, погоды, местности, где происходит действие людей, чтобы читатель мог ярко представить себе то, о чем пойдет речь.

- Мы подчеркнули красным карандашом опорные слова. Найдите их ещё раз и прочитайте.

- Найдите признаки того, что вырвало кран. (Послышались тревожные голоса.)

- Подчеркните это выражение зеленым карандашом.

- Кому они послышались? (Гайдару)

- Откуда они послышались? (Из соседнего сада.)

- Что же произошло в соседнем саду? (Вырвало кран.)

- Найдите второй признак того, что кран вырвало? (Струя воды била.)

- Подчеркните.

- Подумайте, почему автор употребил слово “била”, а не текла?

- Найдите 3-й признак. (Вымывала из-под них.)

- Подчеркните.

- Что же могло произойти с садом? (Струя воды могла его уничтожить.)

- Расскажите о том, что узнал Гайдар, когда шёл по пустынной улице.

Учащиеся пересказывают 1-ый абзац.

- Рассмотрим 2-й абзац основной части. Найдите и прочитайте в тексте, что сделал Гайдар. (Зажал ладонью трубу.)

- Это основная мысль данного абзаца. А что из этого следует, выделите признаки. (Поток остановился.)

- Это 1-й признак. Подчеркните зеленым карандашом.

- Докажите, что Гайдару было больно и трудно сдерживать мощное давление воды. (Сдерживал из последних сил.)

- Это 2-й признак. Подчеркните зеленым карандашом.

- Ещё есть признаки? Назовите 3-й признак. (Ему было больно.)

- Найдите 4-й признак. (Он почернел и стиснул зубы.)

- Подчеркните.

- Как долго Гайдар сдерживал мощное давление воды? (Пока не нашли кран и не перекрыли воду.)

- Прочитайте основную часть. Что необычного заметили в повествовательном тексте? (Текст с описанием.)

- Что описывается? (Как вырвало кран…)

- Озаглавьте эту часть. (Спасение сада.) Запишите в тетрадь 2-й пункт плана.

- Расскажите, как вырвало кран. Используйте опорные слова.

Учащийся пересказывает 1-й абзац основной части.

- Расскажите, как Гайдар зажал трубу.

Учащийся пересказывает 2-й абзац основной части.

- Рассмотрим 3-ю часть текста.

Работа над заключением.

- Прочитайте заключительную часть.

- Что узнали о Гайдаре? (Было прекрасное настроение.)

- Как можно озаглавить эту часть? (Прекрасное настроение.)

- Запишите в тетрадь 3-й пункт плана.

- Перескажите заключительную часть.

Учащийся пересказывает заключение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель. Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

- Найдите слова с приставками, в которых есть буква “о”. (Послышались, оказалось, подбежал, остановился, почернел, отпустил.)

- Найдите слова с приставками, в которых есть буква “а”. (Зажал.)

Работа с карточками.

- Прочитайте слова, записанные на карточках:

…ДНАЖДЫ, ПУСТЫН…ОЙ, КАЗАЛОС…, ВОД…ПРОВОДНЫЙ, УН…ЧТОЖИТЬ.

- Найдите эти слова в тексте. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.

Чтение этих слов хором.

Учитель. Послушайте внимательно весь текст.

Учащиеся слушают чтение текста учителем.

5. Написание изложения.

Самостоятельная работа учащихся.

6. Итог урока.

Самопроверка.