Тема урока по русскому языку: "Написание имен собственных и нарицательных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах существительных.

Задачи урока:

1. Обобщить знания об именах существительных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Ребята, какое у вас настроение?

- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

1. Формула удачи.

Расшифруйте формулу удачи.
осанка img1.JPG (813 bytes) улыбка img1.JPG (813 bytes) настроение img2.JPG (908 bytes)вера в себя img1.JPG (813 bytes) результат

2. – Разотрите руки.

- Натяните улыбку.
- Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.
- Дружба начинается с улыбки!
- Настроение каково? (Дети: «ВО!»)

3. Дыхательная гимнастика:

вдох через нос – выдох резко через рот
вдох – выдох со звуком «ха!»
вдох – выдох на счёт 1,2,3,4,5
вдох – выдох со звуком «ха!»

- Настроение каково? (Дети: «ВО!»)

- Ну, а если настроение «ВО!», то и работать будем «ВО!»

Словарная работа (работа с информационным полем).

 

Учитель: Я буду загадывать загадку, Вы её отгадываете, находите отгадку на карточке (работа с информационным полем), объясняете написание и записываете слово в тетрадь.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

Учитель: Какие буквы мы вставили в слова? (гласные)

Учитель: Назовите их. (Е А О Я И)

Учитель: Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

III. Минутка чистописания

Учитель: Давайте из этих букв создадим узор, например, вот такой:

<Рисунок1>

Учитель: Запишите этот узор у себя в тетрадях. Продолжите его.

Учитель: Вставьте пропущенные буквы. Докажите. Какое правило применяли?

(На доске запись)

Зайца от врагов сп..сают ноги,
А от гол..да – к..ра.

Учитель: Ещё раз перечитайте слова из словаря, поставьте вопросы к словам и определите часть речи. Почему к одним словам ставили вопрос кто?, а к другим что?

IV. Работа над темой урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем расширять, и закреплять свои знания о грамматических признаках имени существительного.

Когда я утром вошла в школу, сторож передал мне вот этот конверт:

город абакан,
улица северный проезд 11
от незнайки

Учитель: Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки вы сможете назвать тему нашего урока.

Учитель: Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

город Абакан,
улица Северный проезд 11
от Незнайки

Учитель: Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

Учитель: Как вы думаете, почему имя существительное называется собственным?

(После ответов детей на доску вывешивается карточка (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ)

Учитель: Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

Учитель: Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.

Учитель: А как пишутся собственные имена существительные? (ответы детей)

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

Учитель: Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. (На доске вывешивается карточка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ)

Учитель: Какие существительные называются собственными? С какой буквы они пишутся?

Какие существительные называются нарицательными? С какой буквы они пишутся?

Учитель: А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Олег (Серёжа), когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Два Олега, два Серёжи)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

Учитель: Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Чаптыковых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).

Учитель: Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

Учитель: Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

А теперь запишите имя нарицательное.

Учитель: Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали? (ученик, мальчик, девочка, сын, дочь и т.д.)

V. Физминутка (массаж)

Учащиеся выполняют следующие задания:

Повернитесь направо

Светит солнышко, пригревает нас поглаживание руками по спине соседа
Подул ветерок касательные движения пальцами рук по спине соседа
Закапал дождик лёгкое постукивание пальцами рук
Пошёл град сильное постукивание
Появилась грязь месим грязь, т.е. массируем спину
Дождик закончился. Выглянуло солнышко.  

Тоже повернувшись налево.

VI. Коллективная работа (устно).

Учитель: Объясните написание:

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

VII. Работа в парах: игра «Лови ошибку».

Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Дети получают карточки:

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.

У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.

ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.

 

Проверка работы.

Обобщение.

VIII. Выборочное списывание.

Учитель: У вас на столах лежат листы с текстом упражнения, которое вы сейчас будете выполнять. Прочитайте текст.

«Саяна приехала в Хакасию с бабушкой Верой Васильевной.

Они съездили в посёлок Черёмушки, побывали на Саяно-Шушенской ГЭС, на Саянском алюминиевом заводе. Очень хорошо отдохнули на озере Шира.

Перед отъездом из города Абакана они побывали в кукольном театре «Сказка»».

Учитель: Подготовьтесь рассказать о том, с какой буквы пишутся имена собственные, с какой имена нарицательные.

Учитель: Мы не будем списывать весь текст, а выпишем только имена собственные вместе с именами нарицательными).

(Взаимопроверка)

IX. Итог урока. Обобщение.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?

Расскажите по схеме:

С обратной стороны доски помещена схема:

Сегодня на уроке img3.JPG (1957 bytes) узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

X. Рефлексия.

Учитель: Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок классу, своему ряду, себе при помощи сердечек.

«5» это красное сердечко
«4» это зелёное сердечко
«3» это жёлтое сердечко

Учитель: Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!