Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах существительных.
Задачи урока:
1. Обобщить знания об именах существительных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Ребята, какое у вас настроение?
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
1. Формула удачи.
Расшифруйте формулу удачи.
осанка улыбка настроение вера в себя результат
2. – Разотрите руки.
- Натяните улыбку.
- Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на
уши.
- Дружба начинается с улыбки!
- Настроение каково? (Дети: «ВО!»)
3. Дыхательная гимнастика:
вдох через нос – выдох резко через рот
вдох – выдох со звуком «ха!»
вдох – выдох на счёт 1,2,3,4,5
вдох – выдох со звуком «ха!»
- Настроение каково? (Дети: «ВО!»)
- Ну, а если настроение «ВО!», то и работать будем «ВО!»
Словарная работа (работа с информационным полем).
Учитель: Я буду загадывать загадку, Вы её отгадываете, находите отгадку на карточке (работа с информационным полем), объясняете написание и записываете слово в тетрадь.
- Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней
стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
м..дведь
- Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети?
к..ртоф..ль
- Не живая, а идёт,
Не подвижна, а ведёт.
д..рога
- У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
за..ц
- В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
ул..ца
- То он –блин, то он –клин,
Ночью на небе один.
мес..ц
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
с..бака
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
д..кабрь
Учитель: Какие буквы мы вставили в слова? (гласные)
Учитель: Назовите их. (Е А О Я И)
Учитель: Почему эти слова нам надо запомнить?
(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)
III. Минутка чистописания
Учитель: Давайте из этих букв создадим узор, например, вот такой:
<Рисунок1>
Учитель: Запишите этот узор у себя в тетрадях. Продолжите его.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы. Докажите. Какое правило применяли?
(На доске запись)
Зайца от врагов сп..сают ноги,
А от гол..да – к..ра.
Учитель: Ещё раз перечитайте слова из словаря, поставьте вопросы к словам и определите часть речи. Почему к одним словам ставили вопрос кто?, а к другим что?
IV. Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем расширять, и закреплять свои знания о грамматических признаках имени существительного.
Когда я утром вошла в школу, сторож передал мне вот этот конверт:
город абакан, |
улица северный проезд 11 |
от незнайки |
Учитель: Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки вы сможете назвать тему нашего урока.
Учитель: Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)
город Абакан, |
улица Северный проезд 11 |
от Незнайки |
Учитель: Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)
Учитель: Как вы думаете, почему имя существительное называется собственным?
(После ответов детей на доску вывешивается карточка (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ)
Учитель: Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)
Учитель: Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.
Учитель: А как пишутся собственные имена существительные? (ответы детей)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Учитель: Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. (На доске вывешивается карточка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ)
Учитель: Какие существительные называются собственными? С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными? С какой буквы они пишутся?
Учитель: А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).
Олег (Серёжа), когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Два Олега, два Серёжи)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)
Учитель: Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились два Чаптыковых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).
Учитель: Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
Учитель: Какое собственное или нарицательное имя вы записали?
А теперь запишите имя нарицательное.
Учитель: Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали? (ученик, мальчик, девочка, сын, дочь и т.д.)
V. Физминутка (массаж)
Учащиеся выполняют следующие задания:
Повернитесь направо
Светит солнышко, пригревает нас | поглаживание руками по спине соседа |
Подул ветерок | касательные движения пальцами рук по спине соседа |
Закапал дождик | лёгкое постукивание пальцами рук |
Пошёл град | сильное постукивание |
Появилась грязь | месим грязь, т.е. массируем спину |
Дождик закончился. Выглянуло солнышко. |
Тоже повернувшись налево.
VI. Коллективная работа (устно).
Учитель: Объясните написание:
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда
VII. Работа в парах: игра «Лови ошибку».
Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ. ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. |
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. |
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ. |
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. |
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ. КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ. |
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ. |
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ. ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ. |
Проверка работы.
Обобщение.
VIII. Выборочное списывание.
Учитель: У вас на столах лежат листы с текстом упражнения, которое вы сейчас будете выполнять. Прочитайте текст.
«Саяна приехала в Хакасию с бабушкой Верой Васильевной.
Они съездили в посёлок Черёмушки, побывали на Саяно-Шушенской ГЭС, на Саянском алюминиевом заводе. Очень хорошо отдохнули на озере Шира.
Перед отъездом из города Абакана они побывали в кукольном театре «Сказка»».
Учитель: Подготовьтесь рассказать о том, с какой буквы пишутся имена собственные, с какой имена нарицательные.
Учитель: Мы не будем списывать весь текст, а выпишем только имена собственные вместе с именами нарицательными).
(Взаимопроверка)
IX. Итог урока. Обобщение.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?
Расскажите по схеме:
С обратной стороны доски помещена схема:
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
X. Рефлексия.
Учитель: Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок классу, своему ряду, себе при помощи сердечек.
«5» это красное сердечко
«4» это зелёное сердечко
«3» это жёлтое сердечко
Учитель: Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!